Светлая тема

Рецензия на игру Worms Forts: В осаде

Помните ли вы Worms? Эффект, который они произвели на игроков, был подобен удару бейсбольной битой. Для людей, на месяцы выпавших из жизни, потрясения оказались настолько тяжелыми, что многие из них до сих пор протирают штаны в режиме «hot seat».

Кошмары селекции

При сравнении родоначальника серии и последнего двумерного наследника Worms World Party в глаза бросается родственное сходство. Незначительные изменения в WWP даже послужили поводом упрекнуть Team17: дескать, что ж вы нам тот же фрукт, только в левой руке, протягиваете? Игра практически идеальна и скоро станет олимпийским видом спорта — пора браться за что-то новое!

Но разработчики не смогли забыть «червивое» прошлое, хотя и перешли к трем измерениям. Новый макияж не повредил, но Worms 3D была уже совсем другой игрой, что вызвало еще большее недоумение. В рамках серии Worms Forts: Under Siege и вовсе выглядит то ли мутантом, то ли инопланетянином. Ландшафт лишен признаков интерактивности, взрывы не оставляют воронок. Исчез динамит и все, что было на него похоже. Овец нет. Веревки пропали. Представляете, ВЕРЕВКИ ПРОПАЛИ!!!

Архитектурное безумие

Взамен мы получили форты — специальные укрепления для стрельбы из очень мощных пушек. Почти все оружие водружено на стационарные платформы и применяется исключительно с фортификаций. «С рук» можно использовать лишь самые слабые боевые средства.

Вместе с первой башней участники сражения приобретают возможность стрелять оттуда из оружия «второго уровня». Всего таких уровней пять — соответственно, орудийными являются четыре вида построек. Прочие сооружения играют роль поддержки: больница позволяет воскрешать погибших червей, оружейная регулярно выбрасывает ящики с амуницией, научная лаборатория увеличивает убойную силу оружия «своих», а Чудо, простояв пару ходов, автоматически приносит победу.

Разумеется, тут есть определенные ограничения. Например, всякое здание должно быть соединено с сердцем «базы» — цитаделью (stronghold). Первое укрепление нужно возвести в непосредственной близости от главного, следующее — рядом с цитаделью или с первым строением и т. д. Если эта цепочка прерывается (например, противник уничтожает одну из структур), то все «изолированные» форты мгновенно исчезают (привет режиму «Onslaught» из UT2004!), а на их месте несколько ходов мигают знаки запрета на строительство.

В Worms FUS появился ресурс — «victory points» (новинка серии), обозначенные звездочками над некоторыми областями. Захватить «звездочку» можно, построив на ней любую фортецию. Чем больше у вас таких очков, тем более монументальные объекты вы можете создать.

Позиционная муть

Идея фортов, несмотря на усложнение правил, привлекательна. А вот ее реализация… мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Время в Worms FUS тянется как резина. Бегло осмотрев карту в панорамном обзоре, игрок готовится задать жару. За отведенную минуту он успевает собрать ящики и вернуться обратно, выстроить очередную твердыню и пострелять — и так каждый ход. Свобода передвижения — то, что когда-то разительно отличало Worms от Scorched Earth — утеряна. Не надо никуда идти, все равно один залп из «rocket launcher» с дальней крепости сделает то, чего не смогут двадцать выстрелов из базуки.

С другой стороны, разрушение логова противника — основная ошибка новичка в Worms FUS. За всей этой мишурой как-то забывается, что уничтожать-то нужно самих червяков. Вообще же выиграть можно разными способами: например, развалить вражескую твердыню или построить Чудо. Правда, «stronghold» обладает недюжинной выносливостью, а для «чудесной» (читай: технологической) победы требуется целых пять звезд. При этом ничто не мешает несколькими удачными апперкотами сбросить всех недругов в бездну.

В итоге получается два одинаково неинтересных пути к славе. Первый — мы долго перестреливаемся вплоть до «sudden death», которая распределяет места на подиуме с помощью генератора случайных чисел. Второй — плюем на все эти форты от лукавого и палим из базук, метаем гранаты, наносим воздушные удары. Вроде как Worms, только всего с шестью видами оружия и неуязвимым ландшафтом. Вам нравится?

Кстати, таймер не останавливается ни на секунду, даже пока мы ждем, когда же наш червяк скорчит фирменную «рожу» после хода. Постоянные перерывы на повтор, крупный план, панораму и прочие ненужные действия серьезно раздражают. Если вы хоть раз видели, как игроки побеждающей команды катают мяч в конце футбольного матча, то поймете меня. Да что там, сухие цифры еще красноречивее: дуэль в Worms FUS редко длится меньше 40 минут.

Что осталось от червей

Юмор, к счастью, выжил. Графика слегка переработанного движка от Worms 3D «посерьезнела», уровни перестали делать по образу и подобию детской песочницы, и на экране возникают пейзажи на одну из четырех исторических тем: Древний Египет, Римская империя, европейское Средневековье и феодальная Япония. Герои обзавелись угрожающего вида шлемами, а в звуковом сопровождении громче всего слышны боевые барабаны. На фоне такой «воинственности» летающие холодильники, лоси и бабушки, вкупе с ошалевшими носорогами и гиппопотамчиками вызывают ураганные приступы смеха. Комичность — единственное слово в защиту Worms FUS.

Ужасная камера из Worms 3D и полный недостатков режим игры через Internet опять с нами. Да, движения оператора стали чуть более спокойными, но не думайте, что его нрав поутих. Просто разработчики навесили на него пару гирек весом в тонну. Теперь разогнать мышью проклятого тяжеловеса, дабы развернуться на 180 градусов, непросто, но еще сложнее остановить его, когда он наберет нужную скорость. Двойное сальто, забрасывающее червей на околоземную орбиту, в сочетании с такой камерой — как выстрел в голову павшей от синдрома «надо-было-оставить-все-как-есть» игры. О партиях в Интернете я вообще не хочу говорить — туда без патчей (а они пока не выходили) лучше не лезть.

Моветон

Worms Forts: Under Siege не оправдала возложенных на нее надежд. Она не похожа на своих двумерных предков ни внешне, ни внутренне. Подобное поведение Team17 попахивает спекуляцией на марке «Worms» и ложится весьма некрасивым пятном цвета «гуано» на доселе незапятнанную репутацию (Worms 3D, как первый блин, все же заслуживает прощения) некогда славной студии.

А ведь как все могло измениться, если бы разработчики назвали свой эксперимент, скажем, Forts: Under Siege