- Главная/
- Игры/
- X: По ту сторону границы/
- Рецензия
Возвращение к истокам
Соберите хотя бы трех геймеров со стажем, восходящим ко временам компьютеров PC/XT и «Поиск», и скажите им всего одно слово: «Elite». После этого в течение, по крайней мере, двух часов вы сможете слушать увлекательные рассказы о межзвездных перелетах, поисках таинственных планет, торговле с аборигенами, сражениях с космическими пиратами. Немало будет и споров о наилучшей тактике боя одновременно с восемью вражескими кораблями, о достоинствах и недостатках космолета Cobra MK-3 в сравнении с Viper или Adder, о ценах на наркотики или рабов в том или ином уголке вселенной. Поведают вам ветераны и о том, кто и где встретил Thargoid Invasion Ship, и кому и как удалось с ним справиться.
Появившаяся в далеком 1984-м году, Elite была не просто игрой, это был образ жизни тогдашних геймеров. Это была действительно «первая полностью трехмерная», содержавшая в себе зачатки множества появившихся впоследствии хитов. Не говоря уж о том, что она была прародителем всех космических симуляторов, Elite дала старт, например, всем пиратским стратегиям. Принято считать, что последние произошли от Pirates! Сида Мейера, но когда в 1987 году появилась эта игра, ее тут же окрестили «Elite в море», поскольку игровой процесс был очень похож.
Понятное дело, что немало было прямых подражаний вроде Privateer, появились и «фирменные» продолжения. В 1991 году была создана Elite Plus, с чуть-чуть улучшенной графикой и интерфейсом, в 1993 - Elite 2: Frontier, а в 1995 - Elite 3: First Encounters, в которых графика была доведена почти до идеала. Но вот что интересно: в Elite играли все, в Elite Plus многие, в Frontier кое-кто, а First Encounters осталась практически незамеченной. И это не потому, что вымерло старое поколение игроков, просто пришло время новых игр и новых героев. Более того, «космические симуляторы с элементами менеджмента», как их теперь называют, пользуются весьма скромным спросом, пример тому, хотя бы, Battlecruiser 3000 AD. Тем не менее, компании EGOSOFT и THQ не убоялись трудностей и выпустили очередное подражание бессмертной игре. Посмотрим, что же у них получилось.
Встреча с неизведанным
Завязка игры довольно оригинальна: вы - пилот-испытатель космического флота, проводите тестирование нового прототипа (X-perimental Ship, отсюда и название игры) на околоземной орбите возле корабля-матки. Все происходит под контролем инструктора и его многочисленных помощников. Шаг за шагом вы проверяете управление кораблем, оружие, совершаете маневры в одиночку и в составе соединения. Наконец приходит время проверить систему подпространственных прыжков. Тут-то все и начинается. Неизвестно, вы ли сделали что-то неправильно или техника дала сбой, но ваш корабль перемещается неведомо куда, в какой-то далекий уголок космоса, где и слыхом не слыхивали о Земле и ее обитателях. Более того, многие важные системы корабля полностью вышли из строя, у вас нет ни щитов, ни оружия, ни других весьма полезных в открытом космосе вещей.
К счастью, бортовой компьютер в исправности, и вам удается наладить контакт с местными жителями. Из продолжительной и содержательной беседы с жабоподобным аборигеном вы узнаете о ситуации в этой части вселенной, о живущих тут расах и многом другом. Единственная возможность выжить и найти дорогу домой - заняться торговлей и выполнением поручений местных боссов. Однако это не так-то просто, и не только потому, что весь ваш основной и оборотный капитал составляет сотня кредитов, которую вам подарил сердобольный туземец. Дело в том, что вы оказались не в обжитом районе космоса, а в пограничье, своего рода «диком Западе» вселенной. Тут кипит непрекращающаяся война не только между соперничающими расами, но и между разными группами и группировками. Так что для начала надо бы выбраться в более цивилизованные районы космоса, а это вряд ли удастся без оружия и защиты. Надо потратить часть вашего капитала на этом аванпосту расы телади. Однако на все денег не хватит, да еще оказывается, что ваш корабль пока не может самостоятельно совершать межзвездные перелеты, нужно проситься на борт какого-то более крупного космолета. Да, зарабатывать денежки придется с самых первых шагов.
Надо сказать, торговля тут организована довольно любопытно. Вместо одной громадной станции, на которой вам могут оказать все возможные и невозможные услуги и продать все, что угодно, есть несколько маленьких, узкоспециализированных. Скажем, новые и подержанные корабли продаются на судоверфи, там же производится ремонт корабля. Энергией и топливом можно запастись на солнечных энергостанциях, а продовольствием и кое-какими экзотическими вещами в специальных орбитальных оранжереях. Однако главным объектом все же являются торговые станции, именно на них вам предстоит покупать и продавать товары, то есть наживать денежки. Я думаю, что в других районах космоса, возле других звезд и планет вы встретите и еще какие-то станции и объекты, так что скучать не придется.
Вообще-то каждая станция производит что-то свое, но есть товары, которые нужны на нескольких станциях, есть сырье, которое нужно перевозить, короче говоря, для начала придется немало поколесить между локациями одной планетной системы. Дело скучное, но совершенно необходимое.
Снаружи и внутри
Сами понимаете, что с использованием современных технологий, всяких там графических ускорителей, космос в новой игре выглядит гораздо симпатичней, чем во всех предыдущих Elite. Не знаю точно, сколько там бит используется, 16, 24 или 32, но, по-моему, сколько есть, столько и хватит. Планеты выглядят точно так, как на фотографиях с космической станции «Мир», жаль только, что они не совсем круглые, а многогранные. Другие объекты, астероиды, метеоры, и прочие небесные тела тоже вполне на уровне, а дизайн кораблей и орбитальных станций и вовсе превосходен. Есть кое-какие спецэффекты, вроде кругов вокруг солнца, разноцветных туманностей и прочего. Так что иллюзия нахождения в реальном космосе практически полная.
Прекрасно прорисован не только внешний, но и внутренний дизайн объектов (естественно тех, внутрь которых можно проникнуть). Изнутри все эти космические станции выглядят еще красивее, чем снаружи, причем все они разные. Более того, на каждой станции кипит своя жизнь, прилетают и улетают корабли, суетятся какие-то хитрые погрузочные механизмы, а за тем, чтобы гости не нарушали правила приличия, следят видеокамеры и лазерные турели. В общем, единственное, чего тут не хватает, так это возможности покинуть свой корабль и отправиться в местный бар принять стаканчик другой горячительного.
Пока что мне не довелось участвовать в сражениях с участием нескольких десятков кораблей (хотя таковые и обещаны), но при наличии в непосредственной близости пяти - десяти крупных объектов игра ничуть не тормозит даже на моем далеко не самом современном компьютере.
Пора сказать и кое-что об интерфейсе. Он традиционен и довольно удобен. Можно управлять с клавиатуры, мышкой, джойстиком и даже рулем с педалями. Причем нет необходимости назначать какой-то определенный девайс, вполне реально действовать одновременно всеми. Корабль крутится вокруг всех трех осей, так что обладатели хитрых джойстиков могут задействовать их возможности в полном объеме.
Ясное дело, в игре использовано все, что наработано в последнее время в области космических симуляторов: возможность вертеть головой, отслеживать заданную цель с помощью падлока, масштабирование и т.д. Бортовой компьютер поможет вам идентифицировать цель, а если она внесена в базу данных, то и выдаст о ней все возможные сведения.
Говорить об оружии и всяких хитрых приспособлениях можно долго. Кроме обычных лазеров, плазменных пушек и ракет всех типов, есть и кое-что экзотическое. Естественно, не забыты средства пассивной и активной обороны.
Прошлое не возвращается
Итак, игра получилась вполне приличной, даже, пожалуй, хорошей. Можно назвать ее достойным подражанием незабываемому оригиналу. Но вот играть в нее скучно. И дело тут не в том, что там слишком много разговоров и прочих квестовых элементов. И не в излишне сложной системе купли-продажи товаров. И не в других недостатках, которых, если поискать как следует, найдется немало. Просто время таких игр прошло. Сомнительно, что кто-то из современных игроков будет сутками гонять по одному и тому же маршруту, зарабатывая за каждый рейс десяток-другой кредитов. Мало найдется и желающих составлять таблицы цен на товары в различных уголках обитаемого космоса и прокладывать с их помощью хитрые торговые маршруты.
Надо думать, разработчики игры это прекрасно понимали. Именно поэтому они вставили в нее сюжет, создали некое подобие миссий. То есть лишили игрока ПОЛНОЙ свободы действий. А ведь именно в ней была основная прелесть Elite. Куда лететь, чем торговать, с кем сражаться - все это определялось только состоянием вашего корабля, наличными средствами и пристрастиями игрока. В X же вы с самого начала поставлены в довольно жесткие рамки, вырваться из которых вряд ли удастся до конца игры.
Однако поиграть в нее стоит. Ветераны смогут вновь почувствовать себя вольными (или почти вольными) космическими бродягами, доказать, что не зря в свое время они имели рейтинг Dangerous, Deadly, а то и Elite. А поколение, выбравшее «Пепси», сможет понять, чем же занимались в свое время их отцы и деды, и почему об этой самой Elite так много разговоров.