- Главная/
- Игры/
- X-COM: Enforcer/
- Рецензия
Есть игры, которые никто не ждет, даже самые всеядные обозреватели. X-COM Enforcer - из их числа. Трехмерное фрик-шоу про диковинного механического уродца, зачатое в ночь, когда мертвецки пьяная команда дизайнеров X-COM Alliance совершила непристойный акт парачхада упашана с трупом Лары Крофт, еще могло бы выжить, додумайся сотрудники инфогрымзы втихую удалить лейбл «X-COM» с аляповато-броской коробки. Увы, граждане попались жадные, и этикетку не сняли. Очень даже зря.
Сплошной бонус
Между тем к вселенной ордена краснознаменного сериала им. братьев Голлоп Enforcer (здесь и далее - только так, безо всяких приставок «Х-СОМ») имеет ровным счетом нулевое отношение. Железного детину с картофельного размера головкой и голосом типа «я упал в унитаз, перезвоните позже», что работает здесь главным действующим лицом, не то что в Х-команду, а в Диснейленд чучелом не взяли бы - дюже туп и уродлив, - ан нет! «Покажи им! Уничтожь ВСЕХ алиенов во ВСЕМ мире!» - шепелявит в начале игры создатель чудо-уродца. Вот ведь как, а мы-то, грешные, три серии подряд парились - базы разновсяческие строили, рекрутов набирали, отряды в бой водили... Оказывается, все это время нам для счастья не хватало одного-единственного робота!
По всему телу игры то и дело кровоточат язвы - это элементы концепции Х-СОМ, с мясом вырванные из стратегического сериала, отторгаются аркадным организмом Enforcer. По улицам густо утыканного плохо затекстуренными кубиками города (а чего вы хотели? Художники параллельно с работами над Enforcer рисовали Tonka Construction Set 2 и готовились дизайнить пятнадцатый по счету римейк «Монополии» - конвейер, так сказать) мечутся толпы из двадцати-тридцати сектоидов, на счет «раз» лопающиеся в бескровную труху от попадания даже самого дешевого лазера. Крисалиды и razordiscs мирно соседствуют с откровенным плагиатом вроде арахнотронов (здрасьте, Doom!), танколюдей (привет, Q2!) и супербоссом в магической робе High Ethereal (как поживаете, тов. Heretic?). Оружие и откровенно аркадные power-ups непрерывно появляются в эпсилон-окрестности чуда робототехники, а в темных закоулках унылых уровней прячутся пять кислотно-фиолетовых буковок - «B», «О», «N», «U» и «S». Воспоминания о некогда блестящей стратегической игре благополучно испускают дух вместе с очередной сотней мутонов, попавших под раздачу из fusion rifle. Впрочем, не до ностальжи сейчас - на месте алиенских трупиков весело крутятся разноцветные циферки, символизирующие местную валюту. Все дружно делают топ-топ ножками и собирают тающие в воздухе бонусы, затем взрывают очередной вражеский телепортатор, заходят за угол и повторяют процедуру массакра с точностью до запятой. Увлекательно до содрогания.
XCOM.ini
Собирать пресловутую «валюту» мы вынуждены неспроста - между одинаковыми, словно сиамские близнецы, уровнями, нам высочайше дарован шанс апгрейдить себя, оружие и power-up’ы. Стреляла пукалка одним шариком - теперь будет тремя. Прыгали на метр - станем на полтора. В аптечках раньше лежало по 50 единиц здоровья - отныне будет по 100. Аналогичный «research», как называют его сами авторы, наблюдался еще, помнится, в Xenon 2. Неужели это - единственная причина, по которой к названию «Enforcer» привинтили лого «Х-СОМ»?!
...Ибо ничего другого за душой у игры нет и не предвидится, кроме разве что ужасов измордованного кривыми руками движка Unreal Tournament. К слову сказать, факт неумения программистов MicroProse работать с U-engine стал широко известен сразу после релиза Klingon Honour Guard, однако, здесь мы, похоже, видим финальную ступень творческой деградации. Уродливые малополигональные монстры, не имеющие ничего общего с однофамильцами из Enemy Unknown, что гордыми табунами ухлестывают за игроком, совершенно не стесняются демонстрировать криво натянутые текстуры и три кадра паралитической анимации. Шарикоподшипниковая башка главного героя категорически отказывается двигаться в вертикальной плоскости, лишая игрока ставшего уже де-факто в TPS-жанре freelook-режима. Включить последний можно, лишь порывшись в файле «XCOM.ini», вот только от прочих местных ужасов вас это не спасет. Уровни богаты глюками, бедны деталями и вдобавок не сбалансированы (впрочем, о каком балансе можно вообще вести речь, коли все дизайнерские усилия ушли на бесконечное клонирование адских машинок, телепортирующих орды монстров под ноги игрока?). Визуальные эффекты откровенно убоги и бросаются в глаза лишь благодаря своим кислотным оттенкам, трехмерный звук не был в Enforcer и проездом, а музыка непригодна даже для клубления продвинутой молодежи села Сорочинск-Подзюйское... Ах да, вот еще что: сохраняться можно исключительно между, но никак не во время - аркадка-с. Впрочем, делу это не мешает, ибо пройти игру за один вечер на максимальном уровне сложности, скопытившись в процессе пару-тройку раз максимум - плевое дело.
Маленькая диверсия против большой компании
Берем компакт-диск с Enforcer и раскаленным докрасна прутом выжигаем на блестящей алюминиевой поверхности огромное слово «MERDE», добавляем невинную приписку: «У меня игра не запускается, не подскажете, что следует делать?», аккуратно заворачиваем его в плотную бумагу и отправляем по адресу: «84 rue du 1er mars 1943, 69625 Villeurbanne Cedex, Infogrames Tech Support», после чего садимся ждать ответа.
Лично мне кажется, что он непременно воспоследует... в следующей серии.