X-Plane 9: Зов неба

Добавить в
Мои игры
Добавить в
Вишлист
Сохранить в
Коллекцию
Нет рецензий
Шедевр
Так себе
Ужасно

Рецензия

В январе 2009 года 25-летняя история сериала Microsoft Flight Simulator подошла к концу – студия ACES пала жертвой кризиса. У игроков остался единственный массовый гражданский авиасимулятор (не считая бесплатного FlightGear) — X-Plane 9, не так давно получивший от Управления гражданской авиации США долгожданный статус тренажера. Сертификат был выдан «профессиональной» версии, но в основе она ничем не отличается от общедоступной игры.

Царь горы

Забравшись на вершину, X-Plane не поменяла привычки. Новичков по-прежнему «бросают в воду» без какого-либо обучения или хотя бы разъяснения азов пилотирования. Надежды на руководство пользователя подкошены локализацией – его сократили, ни много ни мало, на порядок. Влюбленный в небо выплывет сам, остальные побоку.

Опытный пилот найдет все на своих местах – минималистичный интерфейс не изменился, как и геймплей. Выбрав один из нескольких десятков летательных аппаратов, можно делать с ним что душе угодно: крутить высший пилотаж, летать вокруг аэродрома «по коробочке» или рвануть в дальний перелет. Миссии сведены к набору «нестандартных ситуаций»: возвращение с орбиты, дозаправка в воздухе, старт с катапульты или палубы авианосца. Истребители и бомбардировщики несут на борту полный боекомплект, вот только бомбы с ракетами не наносят ни малейшего ущерба. Начинающие террористы могут с тем же успехом таранить небоскребы – на поверхности земли почти нет «осязаемых» объектов. Исключение сделано для всего «взлетно-посадочного», т.е. авианосцев, нефтяных вышек, зданий с вертолетными площадками.

Это даже к лучшему – кое-где через ровную, широкую ВПП (повторяющую рельеф местности) проходит… дорога с оживленным движением. С ландшафтами вообще не все ладно. Во-первых, чтобы получить весь мир в свое распоряжение, нужно серьезно потратиться и скачать с официального сайта несколько DVD. Во-вторых, не рассчитывайте на полеты над Кремлем, несмотря на то, что «Акелла» сначала выпустила диск с территорией России. Москва узнаваема лишь по топографическим приметам. Да и действующих аэродромов у нас (без Дальнего Востока) и в Восточной Европе не так уж много. Поэтому советую не идти на поводу у патриотизма, а приобрести версию с территорией США - там аэродромов пруд пруди.

Летная модель, гордость разработчиков, хороша, как и раньше. То, что в MSFS достижимо в редких модах, здесь – в порядке вещей. Полет любой машины смоделирован по законам теории элемента лопасти, с учетом параметров воздушной среды и геометрии 3D-модели. От винта до кончика крыла самолет разбит на десятки зон, и для каждой из них находятся действующие силы и равнодействующая, которая и определяет направление полета. Конечно, матмодель усложнилась при смене версий, особенно в расчете завихрений. Правда, впечатление смазано отсутствием флаттера. В пикировании и слабенькая Cessna 172 способна приблизиться к скорости звука – ей не грозит ни тряска, ни сопряженное с ней разрушение конструкции. Подобный «антинаучный» режим позволяет выявить другой недостаток, не возникающий в обычных условиях. Смещение аэродинамического фокуса непременно заставило бы «нырнуть» самолет с прямым крылом, но этого не происходит.

Недочеты больше озадачивают, чем портят удовольствие от игры; вряд ли они проявятся в нормальном полете. Дернул ручку управления, перегрузка – и только что поражавшая скоростью «Цессна» падает с оторванным крылом. Неказистой визуализации повреждений неимоверно далеко до боевых «леталок» — сломанный узел просто исчезает. Хотя одно ее появление в гражданском симуляторе – уже событие.

Упор сделан на «внутреннее содержание» – список отказов и неполадок широк, учтено даже попадание воды в топливо. В настройках припасена уйма проблем на хвостовой стабилизатор – от отказавшего альтиметра до птичьих стай. Пернатые в любой момент могут подтолкнуть к повторению недавнего подвига Чесли Салленбергера, сумевшего приводнить аварийный Airbus на поверхность Гудзона.

«После сборки обработать напильником»

«Хорошая графика ни к чему, главное – реалистичность», — говорят одни виртуальные пилоты. «Красота никому не повредит, самолет должен быть похож на свой прототип, а не на бревно с крыльями», — отвечают другие. Прежде Остин Мейер (Austin Meyer) в основном прислушивался к первому мнению, а теперь ему интересно и второе. Графика в прямом смысле не блещет – отражения обещают лишь в ближайших обновлениях. Но уже сейчас малая авиация и вертолеты по детализации не отстают от MSFS X, попутно хвастая полноценными трехмерными кабинами. После X-Plane 8, которая выглядела крайне бледно на фоне MSFS 2004: A Century of Flight, — настоящий прорыв. Вспомнить, «как это было», помогут легендарный «Дискавери» вместе с некоторыми летательными аппаратами, перекочевавшие из предыдущих версий. Среди графических нововведений – густые леса и города с еще более плотной застройкой, резко поднимающие требования к видеокарте. Понизит fps и отображение полетной модели, когда пространство вокруг воздушного судна расцвечивается эпюрами, демонстрирующими происходящие с машиной процессы.

Возможностей в X-Plane хватает. Хочется попробовать что-то новое? В редакторе Plane-Maker редактируем доступную технику или же создаем что-то «с нуля», руководствуясь либо чертежами, либо фантазией. Никаких ограничений по типу нет – стройте хоть дирижабли с несущим вертолетным винтом и крыльями обратной стреловидности. Заодно проверите, сможет ли это взлететь. В праздник непослушания позволено замахнуться на основы мироздания, изменив радиус Земли или Марса и коэффициент свободного падения на их поверхности.

Тем не менее, предусмотрено не все. Конечно, авиасимуляторы часто «обрастают» различными дополнительными программами. Но если, скажем, в «Ил-2» удается летать годами, совершенно не задумываясь о существовании NewView или Hyperlobby, то любителю X-Plane приходится куда тяжелее. QuickTime, требуемый для записи видеороликов, – ерунда. Штатная сетевая игра больше подходит для тренировок, однако установку специальных плагинов для мультиплеера в сетях IVAO или VATSIM можно и нужно простить. Хотя бы в силу специфики этих сетей, объединяющих пилотов и диспетчеров со всего мира. Гораздо серьезнее отсутствие нормального планировщика полетов и необходимость пользоваться для прокладки маршрутов условно-бесплатными программами вроде GoodWay. Особенно при столь подробной реализации навигационных систем и оборудования.

Горизонтальный перенос

X-Plane – редкий в игровой индустрии пример долгого и плавного развития. Восходящая прямая, ведущая отсчет с 1999 года. Laminar Research нашла пустую нишу и продолжает доводить до совершенства свой продукт. Идеал, разумеется, еще далеко, а вот выставленные нами баллы вполне заслужены. Для 2008 года.

Выйди «девятка» сегодня, после известия о клинической смерти конкурента, оценка, пожалуй, была бы ниже. Ведь, положа руку на сердце, много ли на свете людей, играющих в X-Plane 9, у которых не лежал бы на полке диск с симулятором от Microsoft? Кому-то он нужен исключительно для сравнения, но большинство начинало летать именно с него. Как и любое другое, сообщество любителей авиасимуляторов нуждается в постоянном обновлении. Кто-то теряет интерес, кого-то возвращают на землю семья и бытовые заботы. И если MSFS с его обширным учебником и обилием заданий с заранее понятной сложностью может увлечь новичка, то более реалистичный, но одновременно аскетичный и недружелюбный X-Plane запросто способен оттолкнуть. А это будет означать дальнейшее вымирание жанра. Acceleration надолго не хватит.

P.S. Вслед за локализацией X-Plane 9 от «Акеллы» «Новый Диск» выпустил X-Plane 8. Друг от друга они отличаются примерно как разные версии Photoshop, поэтому анализировать ее отдельно бессмысленно. Стоит лишь отметить, что здесь мы имеем дело с оригинальным, не русифицированным симулятором, зато укомплектованным масштабным русскоязычным руководством. Помимо того, любовь к старине вознаграждена ландшафтами пяти континентов. Только странно, что вместо v8.64 в печать отправили v8.00. Не забудьте скачать апдейты.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Laminar Research
Издатель
Laminar Research
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.x-plane.com

Системные требования для PC

Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц,1 Гб памяти,3D-ускоритель с 64 Мб,10 Гб на винчестере
Core 2 Quad/Phenom X3 2.5 ГГц,2 Гб памяти,3D-ускоритель с 256 Мб памяти,10 Гб на винчестере, джойстик
Больше…

Рецензии и комментарии X-Plane 9: Зов неба