По мудрому замечанию классика, «всякому безобразию есть свое приличие». Стратегия на базе «Блицкрига 2», в которой отряд X-Com… в смысле, X-Team борется с орками из Warhammer 40.000, киборгами из Quake и террористами из «Подставьте-название-любимого-шутера», — это перебор. Треш. Дурновкусие. Моветон. Вместо скромного незапоминающегося середнячка (к ним относились рожденные в стенах N-Game Studios курская и сталинградская «велобитвы») — смелый и амбициозный кандидат на «Доску позора».
X-Com 40.000: Dawn of Blitzkrieg
CGI-заставка про орочьего «варбосса» — слабая и бессмысленная пародия на знаменитый мультик из Dawn of War. Сюжет приходится черпать из электронного руководства. В 2010 году на Землю напали подлые пришельцы с планеты Хог: мильзоры (пресловутые орки с лучеметами), их деспотичные хозяева сарты, огнедышащие гусеницы, гигантские скорпионы и прочие элементы фантастических боевиков категории «Ж». Чужаков привлекли колоссальные запасы воды — одного из наиболее ценных ресурсов в галактике. Однако удивительно другое. Незадолго до начала войны правительства крупнейших стран создали секретную международную организацию для противодействия возможному вторжению из космоса. Случайное совпадение? Или сильные мира сего знали о скором визите «братьев по разуму»? Обволакивающую тьму глобального заговора рассеивают пошлости вроде египетских пирамид, откуда гуманоиды качают энергию «не-жизни», и Стоунхенджа, тысячелетиями скрывавшего тайны бытия.
Наш герой далек от большой науки и политики. Вертолет, в котором он куда-то там летел, был коварно сбит над пустыней. К счастью, настоящему спецназовцу непросто сломать хребет. Выбравшись из-под обломков и прихватив валяющийся рядом рюкзак, будущий спаситель человечества отправляется… правильно, спасать человечество. Каким образом? Зависит от класса. Солдат матерится и стреляет, агент быстро бегает и лечит союзников, паранорм уничтожает врагов силой мысли. Специализация — не менее важный аспект, ведь она определяет первоначальное оружие (сменить его вы сможете очень нескоро) и набор активируемых вручную умений.
Памятуя об особенностях «Блицкрига», я выбрал снайпера и не прогадал. Тестировал кто-нибудь готовый проект или нет, но проходить его с McMillan TAC-50 в руках — все равно что пользоваться узаконенными «читами». Главное — нарочно не лезть в пасть льва, да подбирать незаметные невнимательному взгляду патроны и аптечки. Близорукие недруги не видят дальше своего носа, позволяя безнаказанно ликвидировать целые батальоны. За каждое убийство положены очки опыта. Тратьте их с умом, и снайперская винтовка превратится в универсальную суперпушку, насквозь прошивающую толстенную броню и наносящую огромные повреждения. Бах! Зеленокожее чучело с гранатометом оседает на горячий песок. Бах! Бах! Диковинный «марсианский» танк разлетается на куски.
Едва наши коллеги овладеют навыком маскировки, играть станет еще проще. Впереди жмет разведчик-невидимка, следом ползет супермен с ружьишком — пассивный AI не в состоянии противостоять сладкой парочке. Миссии редко выходят за рамки «пойди туда-то и убей всех по пути». Мы «зачищаем» подземный храмовый комплекс (с обязательными реками лавы), помогаем бедуинам прогнать «демонов», захвативших единственный на многие километры оазис, разбираемся с майором-ренегатом, добываем артефакт… В Египте нас встречают пирамиды и фиолетовые верблюды, в Великобритании — неизменный Стоунхендж, во Франции — ученый-лягушатник, в России — березки и снег. Жаль, что это никак не отразилось на игровом процессе. Идем и убиваем, убиваем и идем. Даже смерть не остановит поступательное движение. Чуток повалявшись в грязи, несостоявшиеся «люди в черном» вправляют кишки и вновь идут в атаку — поражение тут фиксируют, только когда весь отряд лежит без сознания.
Время от времени X-Team вспоминает о своих военно-технических корнях, вынуждая возводить некое подобие базы. Металлургический завод (производит ресурс №1), завод микрочипов (производит ресурс №2), танковый завод, казарма… Неужели все? Ну да. Авторы предпочли забыть о возможностях, которые предоставляет движок второго «Блицкрига», превратив рядовых юнитов в пушечное мясо. Одинаковая толщина брони спереди и сзади, свободная стрельба через препятствия, интеллект одноклеточной бактерии. Примитивная RTS, недоделанная RPG.
И так везде. Скучные диалоги, предсказуемый и бездарно поданный сюжет, мертвый мир. Оружия и вещей чудовищно мало. Полтора десятка разномастных «стволов», пучок боевых имплантов для паранормов-псиоников да три бронекостюма; разработчики явно не играли в Diablo и не подозревают, сколько радости доставляет возня со шмотками. А может, кое-кто намеренно делал дешево и плохо? Запускается? Не вылетает? И то хорошо. Если взглянуть на X-Team под таким углом, многие вопросы отпадают. Да, графика страшная. Да, мультиплеера нет. Чай, не Европа.
Спасибо, не надо
Жуткая, изобилующая штампами любительщина. X-Team скорее смахивает на неудачный фанатский мод, чем на полноценную игру, только моды создают и распространяют бесплатно. Впрочем, шоу еще не закончилось. За сценой уже копошится «мозговитый русский китч» от той же N-Game, и, судя по запаху, остальные завсегдатаи отечественных помоек тоже не заставят себя ждать. Как говаривал щедрый на афоризмы Виктор Степанович Черномырдин, «если делать — так по-большому».