Светлая тема

Рецензия на игру X3:Воссоединение

Титанический космосимулятор Х2: The Threat обвиняли во многом, но только не в куцости игровой вселенной. Тем не менее, разработчики были полны решимости выпустить аддон Х2: The Return. В конце концов проект до того распух от авторской плодовитости, что многострадальную букву Х пришлось возводить уже в третью степень.

Однако X3: Reunion не поражает обилием кардинальных новшеств и воспринимается именно как дополнение. Нетипичны для рядовой «добавки» разве что вновь испеченный движок и прилагающийся к нему интерфейс. Но в случае с серией Х недостача свежего материала не является злейшим преступлением, поскольку часы геймплея по-прежнему измеряются трехзначным числом, а на первых страницах мануала красуется предупреждение: «Say goodbye to social life and/or sleep». Честные наркоторговцы — большая редкость в наши дни.

Космобоязнь

Впрочем, неподготовленному человеку сложно подсесть на X3. Здоровый организм, столкнувшийся с чем-то темным, тормозящим и заковыристым, непременно активирует защитную реакцию — выйти, стереть, забыть. Творению Egosoft хорошо и без игрока: макрокосму с десятками пыхтящих фабрик и сотнями курсирующих кораблей ни тепло ни холодно от выброшенного в секторе Argon Prime озадаченного странника.

Создатели не очень заботились о том, чтобы сгладить чувство неприкаянности и помочь новичку встать на путь истинный. Обещанный в исходном руководстве «tutorial» отсутствует — обошлись одним боевым тренажером. В первоначальном виде мануал вообще имел настолько отдаленное отношение к проекту, что вскоре авторы выложили на официальном сайте исправленную версию. Читать объемный труд с экрана, мягко говоря, неудобно, но другого выбора нет. Окошки со вспомогательными записками, выскакивающие во время игры, особой информативностью не отличаются, да и возникают иногда некстати. Странно, что сотрудники Egosoft столь пренебрежительно относятся к неофитам — их коллеги, ответственные за Civilization 4, оказались куда успешнее в деле привлечения новых поклонников.

Подборка стартовых условий в X3 разнообразнее, нежели у предшественницы. Для начала — свободная игра с историей о злоключениях старого знакомого Джулиана Бреннана, причем взяться за нее можно на любом из трех уровней сложности. Они определяют размер «приданого». Самый простой дает два неплохо оборудованных корабля и 100000 на счету, самый трудный — одно обобранное судно и 450 кредитов. За исключением имущества, градации сложности ни на что не влияют.

Далее следуют три «тематических» старта, в которых предлагается влезть в шкуру искателя приключений, акулы бизнеса или неформального душегуба. Для новоявленного профи сюжетная линия закрыта, зато он получает соответствующий призванию инвентарь, а также обнаруживает любопытные вариации расовых рейтингов — разбойнику, скажем, будет тяжко на территориях, принадлежащих расе Boron, ярым ревнителям правопорядка. Квалификации, конечно, условны, и прирожденный убийца сможет при надлежащем усердии стать промышленником. Так или иначе, Egosoft, сотворившая в Х2: The Threat единственный отправной пункт, заслуживает похвалы за то, что предусмотрела специфичные «входы». Тем более что кроме вышеназванных опций есть несколько засекреченных.

Джулиан Бреннан и философский камень

Миновать сторилайн X3 проще, чем взрастить крупного магната или воеводу. Дабы усмирить стайку захудалых лиц Kha'ak-национальности в первой миссии, хватит и выданного при рождении истребителя класса М4. Позднее, в зависимости от особенностей задания, вас будут поочередно пересаживать в подходящие аппараты, после благополучного выполнения всегда возвращая обратно. Пилоту доведется управлять рыскающим во внутренностях астероида зондом, терзать штурвал нашпигованного затейливой начинкой разведчика и вертеться в прекрасно смазанной турели линкора.

Завязка вышла не бог весть какой. Засветившийся в британском «мыле» Emmerdale сценарист закрутил интригу вокруг неких чудотворных камушков. Их надо выхватывать у злодеев или выковыривать из недр астероидов. Зато игровой процесс увлекателен: тут и гонка на казенном корабле по «чекпойнтам», и мимолетный визит в город, и скрытное просачивание через охранительные лазерные паутинки… Нельзя сказать, что миссии поражают невиданными находками, но кампания одолевается быстро и не изводит монотонностью.

Дизайнеры не дают забыть, что X3 глубже собственного сторилайна. Перед «парковкой» на важной для продвижения станции стоит заручиться доверием ее владельцев, сиречь поднять расовый рейтинг. Встречающиеся на пути персонажи то и дело требуют материальных благ, а одному уполномоченному народности Paranid придется заплатить за операцию по вживлению недостающего (третьего) глаза. И не думайте, что прохождение кампании принесет выгоду: взыщут с вас гораздо больше, чем подарят.

Так что готовиться к жизни по завершении истории нужно заранее. Или до времени пренебрегать настойчивыми сообщениями о том, что в секторе Х ждет некто Y. В Х2 откладывать распоряжения было опасно, поскольку по мере развития событий «запускалось» крупномасштабное вторжение Kha'ak, и людям, успевшим наладить мирную торговлю до начала кампании, жилось несладко. На сей раз следование сюжету нисколько не изменяет мир, и его можно игнорировать сколь угодно долго.

Earning curve

Сложный организм торговой системы X3 изобилует выпуклостями избыточного предложения и впадинами ненасытного спроса. Задача бизнесмена, в общем, проста: выравнивать экономическое пространство, засасывая товарные излишки в свои корабли и опорожняя трюмы в дефицитных областях. Батареечная лихорадка Х2 осталась в прошлом, способов подзаработать тут много. Необходимо лишь найти удачные варианты, в чем, как и прежде, помогут верные апгрейды, определяющие лучшие цены в секторе. Новинка серии — бартер. Если сбыть товар выгодно не удается, попробуйте обменять его у персон, околачивающихся на станциях.

Теперь у AI-фабрик нет транспортов; вселенную бороздят сотни вольных дельцов, занимающихся рыночными махинациями, а значит — конкурентов игрока. Нередко после прибытия на базу с полным трюмом руды выясняется, что кто-то уже насытил ею склад и сбил цены, поэтому расторопность и быстрые грузовые суда нелишни для притязательного антрепренера. Также есть смысл поглядывать на доски объявлений — порой там проскальзывают известия о кражах и стычках, влияющих на спрос и предложение.

Работать челноком рано или поздно надоедает, и тогда нанимаются звездолеты с продвинутым ПО, спекулирующие без нашего участия — сначала в рамках сектора, а затем и дальше. Потом наступает пора устанавливать заводы. Основное нововведение X3 заключается в строительстве производственных комплексов. Раньше, чтобы сделать самодостаточный конвейер, где одно предприятие выпускало сырье для другого, приходилось возиться с покупкой/транспортировкой/установкой каждого производства в отдельности и мучиться с настройкой «грузовиков», перевозящих материалы.

Отныне процедуру облегчили. На верфи вместе с фабриками покупается «конструктор», соединяющий их тоннелями. Благодаря особому интерфейсному закутку руководить получившимся комплексом проще, нежели разрозненными хозяйствами, зависящими друг от друга. Нужда в уязвимых паромщиках тоже отпадает. Правда, флибустьеры без труда переломят и тоннель, но его повторное возведение обойдется дешевле, чем покупка кораблей.

Чины и разочарования

Развернувший сверхприбыльную империю магнат заметит, что его периодически награждают некими медальками. Жалуют их не только для красоты: в Egosoft задумали торговые и боевые рейтинги как инструмент сдерживания, и он не раз послужит причиной разочарования в жизни. Видите вещь, но не можете ее приобрести, хотя денег навалом? Скорее всего, не доросли рангом. Чтобы купить все лучшее, придется долго пахать на благо расы-продавца.

Увы, авторы оказывают классовое давление и на богатых потребителей, и на сирых бродяг, перебивающихся случайными заработками. Доски объявлений на станциях сулят немало разовых халтур, преимущественно заурядного, таксистско-почтового толка. Попадаются мольбы отправить кого-нибудь к праотцам и надувательские предложения сыграть в лотерею или блэкджек. Но принять молокососа готовы разве что наперсточники, а остальные предъявляют требования к классу корабля и рейтингам.

Когда вы наконец добьетесь регалий и отхватите барское поручение, выяснится, что сложность его невысока, и каприз вполне выполним на старом судне, не говоря уж о бессмысленных лычках. Иногда запросы досаждают своей непоследовательностью: например, вас могут попросить совершить убийство, однако при этом не дадут поработать шофером того, за кем гонятся недоброжелатели. Порой кажется, будто разработчики опасались, что игрок слишком рано сколотит большой капитал на BBS-миссиях, из-за чего и ввели спорные ранговые ограничения.

Есть прибавление в бою

Страдающие от отсутствия предпринимательской жилки, равно как и противящиеся лакейству пилоты обнаружат в X3 всего одну достойную стезю — воинскую. Почти в каждом секторе гнездятся пираты, которых можно изводить ради поднятия рейтингов, захватывать их корабли и пожитки. Бытие любителей абордажа немного усложнили, и чтобы присвоить чужое средство передвижения, необходимо вылезать в открытый космос. Для тех, кто не хочет жертвовать комфортом, есть особый апгрейд — дорогой, труднонаходимый и противоречащий законодательству. Но это вряд ли остановит заядлых «кэпперов».

Позднее вам разрешат обзавестись полицейской лицензией и немедленно получать за каждого убиенного бандита деньги, а также с полным на то правом просвечивать пролетающие суда на предмет нелегальных грузов. С другой стороны, ничто не мешает презреть мундир и стать изнанкой капитализма, предавшись воровству, кровопролитию и коллекционированию космических мух.

Ратные будни серьезно разнообразили свежими модификациями ракет. Гордость серии — образцы класса «рой», разделяющиеся на несколько боеголовок, тем самым озадачивая защитные системы недруга. В ассортименте снаряды, разрывающиеся по команде, сверхмощные торпеды и свыше десятка традиционных ракет; по сравнению с Х2 — настоящий пир духа.

С иголочки

Еще один колоссальный шаг вперед — возможность, вы не поверите, переназначать функции клавиш и сохранять раскладки в профилях. Теперь обновленный интерфейс выглядит сущей мелочью. Во главу угла поставлена (загнана?) мышь, и нам ненавязчиво советуют отвыкать от джойстика. В стандартном режиме она управляет кораблем, но после нажатия на правую кнопку возникает курсор, которым можно тыкать в скрывающиеся друг за другом иконки. Дозволяется также щелкать по видимым кораблям и станциям, чтобы нацелиться на них и вызвать контекстное меню. Двойной щелчок запускает наиболее очевидное для цели действие — например, пришвартоваться или атаковать врага. Удобно, но непривычно — Х2 знать не желала о мыши. Тоскующие по былому могут вернуть архаичный интерфейс, но тогда некоторые команды станут недосягаемы.

Нарисовать виртуальные кабины художники поленились — в лучшем случае перед вашими глазами будет торчать не слишком живописный нос баркаса. Вместо этого они занялись информативностью: в частности, на фигурирующие за пределами поля зрения мишени указывают не просто стрелочки, а пиктограммы, символизирующие тип корабля или станции.

Самой же значительной точкой приложения авторских стараний является графика. Даже рутинный, повторяющийся тысячу раз за игру сеанс причаливания не хочется «проматывать» на компрессоре времени. Ибо видение приближающегося шедевра космической архитектуры, масштабного и выписанного до мельчайшей подробности, завораживает. Правда, внутренности большинства сооружений спрятаны от нашего взора: обычно нужно «парковаться» около «шлюзов».

«Задники» сработаны на совесть; особенно удались полнотелые планеты, над которыми различимы неспешно перемещающиеся облака. Модели переделаны и отполированы в соответствии с современными стандартами. Зато фирменная заунывная музыка просочилась из прошлой части, новыми мелодиями наделили отдельные сектора. Хотя… не важно — парочка незатейливых манипуляций вынудит программу играть mp3-файлы.

К сожалению, у призовой внешности есть обратная сторона. Если ваш компьютер справляется с любым шутером задней левой ножкой процессора, X3 гарантированно скрутит его в бараний рог. Как было замечено выше, игра встречает пилота ощутимыми тормозами, и постепенно лишь набирается грузной неторопливости. Патчи худо-бедно увеличивают количество заветных fps, но верным лекарством считается только солидный апгрейд.

Dots in The Universe

Увы, без слова «патч» не обходится ни один разговор об X3, появившейся на свет сильно недоношенной. Первозданная версия нагоняла страху графическими артефактами, зависала, струилась утечками памяти, выдавала ошибки в сюжетной кампании, страдала от слабоумного автопилота… Когда пишутся эти строки, на серверах Egosoft покоится заплатка 1.3. Она вносит немало изменений в экономику и баланс, ускоряет движок, устраняет прорехи в коде и добавляет мобильную добычу полезных ископаемых. Впрочем, не все гладко и сейчас. Скажем, ИИ-пушки, расположенные на корме, функционируют через пень-колоду. Да и весит апдейт аж 119 Мб.

X3 — игра больших возможностей, достойная звания этакого однопользовательского аналога глобальных мультиплеерных проектов. Однако загвоздка в том, что Egosoft по старинке рассчитывает на лояльных покупателей, готовых отдать деньги за честь устроиться бета-тестерами якобы финального продукта. С их помощью залатана уйма дыр и несколько оптимизирован код. Замысел, конечно, хитрый, но неоригинальный. Выпускать недоделанные игры сегодня чересчур рискованно. Вдруг добровольцы устанут и откажутся тестировать полуфабрикаты?