Вообще-то разработчики из британской компании Zelian Games заняты серьезным проектом, а не глупостями вроде полуказуальных игр с претензией на «хардкор». Студия готовит (или готовила до недавного времени) постъядерную action/RPG, обещая удивить новаторским подходом. Без бюджета в таком деле никуда, ведь мы-то знаем, что все беды — от пустых карманов, а головы и руки тут ни при чем. Самый простой способ утрясти финансовый вопрос — выпустить еще какую-нибудь забаву. Желательно недорогую в производстве, но популярную в народе.
Скорее всего, так и родилась xOrbic, очередная попытка одолеть Puzzle Quest при помощи старинного, проверенного боевого приема «почти копирование».
Нежить жива. Нежить будет жить.
Всем известно, что современной match3-game позарез необходим сюжет. Пусть куцый, лишь бы формально был. Вот, например… Жителям сказочной страны Аманриэль докучала нежить. Король отправил магов из секты Кабал разбираться, и вместо одной головной боли получил две: чародеи сами стали похуже зомби. Конечно же, наш герой должен их всех побить. Тут фабула заканчивается, и начинаются трудовые будни наемника, который «человеком может и не быть», но мужчиной быть обязан.
Игра выдержана в суровой атмосфере а-ля «мы тоже как Gothic». Здесь хрупким барышням делать нечего, это вам не девчачья Puzzle Hero! Зато классов — целых шесть. К навязшей на зубах четверке рыцарь/маг/клирик/вор примкнули некромант и кентавр (судя по способностям, усредненный аналог друида). Впрочем, на тактику выбор влияет слабо.
Двигаем, не меняем
Как правило, наша задача в подобных аркадах — выстраивать колонны из трех камней, меняя их местами. И Puzzle Quest, и все ее предшественницы работали именно так. Очевидно, авторы xOrbic подумали, что сейчас самое время для небольшой революции. О взаимной замене фишек лучше забыть сразу — можно двигать только по три штуки в определенном направлении. При этом иконки, стоявшие на краю, пропадут с доски, а в освободившийся проем сверху упадут новые. Ровные линии необязательны. Соединения уголком тоже разрешены — камушки благополучно исчезнут, выполнив свою функцию: удар или «перезарядка» заклинания.
На поле в xOrbic отсутствуют всякие излишества (золото, опыт, щиты). Урон, мана — и хватит. Кстати, волшебная сила вовсе не универсальна. Для каждого заклятия нужна конкретная комбинация из трех успешно выставленных рядов. Отдельного хода чародейство не отнимает. Никто не мешает игроку сначала огреть соперника заклинанием, а потом добавить на орехи мечом, луком или палицей, совместив соответствующие значки. Потерять очередь невозможно: если и не удается за один тур свести в линию три иконки, их перемещение все равно засчитывают и по пальцам за неверное решение не лупят.
Беспроигрышные ходы, пожалуй, следует отнести к находкам разработчиков — штрафы за случайный сдвиг фишек никогда особенно не радовали. Однако в целом боевая система xOrbic уступает PQ. Она сложна в освоении, недостаточно стройна и, в то же время, однообразна. В итоге процесс наскучивает раньше, чем мы успеваем понять азы.
Отчасти положение спасает искусственный интеллект. Удивительно, но наш оппонент умен и почти не упускает возможности ударить героя. Вот уж поистине подвиг для «казуалки».
Отчуждаемое и неотчуждаемое имущество
Помимо битв, игра мало что предлагает. Не рассматривать же всерьез издевательскую «прокачку» персонажа: за каждый уровень — всего одно очко опыта для характеристик, навыков и магических умений различных школ. Между прочим, стихий в xOrbic не четыре (по традиции), а шесть: кроме воды, земли и огня, существуют силы смерти, крови и природы. Куда дели воздух, науке неизвестно.
Состав «труппы» монстров стандартно безрадостен, без намека на изюминку и оригинальность. Идеальная гармония с миром, унылым как вчерашняя овсянка. Общую картину органично дополняют пустые, хотя и короткие диалоги. По крайней мере, NPC не утомляют нас пафосными фразами, а быстро и четко дают задания. Честь имеют.
В отличие от совершенно бесчестных воров, готовых в любую минуту обобрать беспомощного путешественника. Здоровье после сражений само не восстановится — необходим сон. Спать где попало — значит рисковать кошельком. В гостинице бандитов нет, но там возьмут за комнату в три раза больше монет, чем присвоит среднестатистический разбойник. По идее, можно развить способность «Безопасный отдых», чтобы пореже терять золото на привалах. На самом же деле… крали, крадут и будут красть. Плохой баланс умений — один из наиболее заметных и неприятных недостатков xOrbic.
В достоинства не запишешь даже арт. Бесцветные картинки, схематичная карта, одинаковые изображения разных по сути товаров в магазинах… Тяжелые последствия обыкновенной лени?
* * *
В конце концов, у xOrbic вырисовывается единственный плюс: разумно действующий AI. Остальное — серо и шаблонно. Наверное, сотрудники Zelian Games слишком увлечены своим «большим» проектом.