Светлая тема

Рецензия на игру Zeit²

Дэвид Финчер никогда не снимет фильм о разработчиках Zeit², но история, стоящая за их игрой, все равно интересная. Проект — тогда еще трехдневный прототип — студентов Берлинского технического университета понравился преподававшему там Энди Нилену (Andy Nealen), соавтору прекрасной Osmos, и он уговорил ребят принять участие в Dream.Build.Play1 2008. Интеллигентный «горизонтальный скроллер» занял 20-е место (из 350-ти), чем воодушевил своих создателей довести дело до конца. За следующие два года они получили финансирование от Федерального министерства экономики и технологий Германии, стали финалистами Independent Games Festival 2009 и Indie Game Challenge 2010, основали студию Brightside Games и нашли издателя в лице могущественной Ubisoft. Для камерного «инди» — настоящий успех.

God is an astronaut

Jets'n'Guns (икона застрявших в прошлом любителей пострелять) и Zeit² — игры одного жанра, но общего у них не больше, чем у двоюродных братьев. Забудьте привычку намертво зажимать гашетку на старте; каждый выстрел отнимает частичку здоровья, а восстанавливают его редкие «аптечки» и поверженные враги. Еще принципиальное отличие: враждебные формы жизни не должны убегать за левый край экрана — за это тоже строго штрафуют (с парой оговорок).

Причем зачастую недруги летят сразу несколькими синхронными колоннами, и остановить их попросту не успеваешь. На помощь приходит четвертое измерение. Путешествовать во времени (не обязательно назад) можно лишь на пару-тройку секунд, зато после этого остается «тень», повторяющая все движения и бьющая противников наравне с «хозяином». Более того, одних агрессоров удается уничтожить только из «варпа», а другие оттуда наоборот недосягаемы. По мере побед над «боссами» растет арсенал разрушительных способностей; для применения половины из них мало нажать кнопку — нужно исполнить ритуальный танец при обратной перемотке.

К счастью, у игры очень плавная кривая обучения: никто никуда не торопит, не кидает в гущу боя, в начале каждой главы крутят инструктирующие видеоролики. Даже минималистичный графический стиль служит благородной цели — снизить уровень визуальной энтропии и помочь случайному «казуалу» метко стрелять. Мишени и бонусы всегда четко видны, а о состоянии здоровья энергетической сферы можно узнать и с отключенным интерфейсом, просто по ее размеру.

Проблема Zeit² в другом. Она чересчур монотонна, уровни различаются лишь последовательностью врагов и цветом фона, так что уже спустя час неудержимо клонит в сон. Под аккомпанемент, кажется, двух мелодий (по штуке на битвы с «боссами» и все остальные случаи) аркадный режим нетрудно пройти за пару вечеров. Дальше — только чисто «киберспортивные» развлечения: глобальная таблица рекордов и несколько режимов с незначительно отличающимися правилами. Конечно, можно посоревноваться с друзьями по социальным сетям в наборе очков, но увлекаться подобной чепухой как-то стыдно.

* * *

Медитативный и в чем-то излишне академичный «скроллер» не от мира сего. Вряд ли затянет надолго, однако удивить и скрасить ожидание Insanely Twisted Shadow Planet точно сможет.

1Учрежденный Microsoft конкурс для начинающих разработчиков игр на Xbox 360.