Когда-то я свято верила, что все компьютерные игрушки ваяют профессионалы, фанатики своего дела, похожие на магов из «Понедельник начинается в субботу». Четыре месяца под кровом AG открыли мне глаза и сильно укрепили нижнюю челюсть, в первое время так и норовившую вывалиться - не хуже чем у Морте - при виде очередного шедевра, сляпанного чуть ли не на Фортране из трех картинок и пары сэмплов (и при этом требующего ну никак не меньше P120, хотя на него жаль даже двушки с монохромным экраном). Одного не понимаю: почему я их сама до сих пор не пишу? Говорят, на этом деньги зарабатывают... Zenfar, между прочим, стоит $19.95.
Ужастики
Первые подозрения обнаружили себя при просмотре заставки. Все-таки унылое перелистывание пособия по истории Фаеруна для младших классов от Interplay было хотя бы стильно. Здесь же демонстрировался некий видимо-ролик, изображающий вялую, как в летаргическом сне, перестрелку между абсолютно лишенным всякого правдоподобия скелетом и молодым человеком, при близком рассмотрении смахивающим на дебила. Дебил уворачивался с грацией слепого носорога... Впрочем, вру. Подозрения появились, когда я увидела титры, предшествовавшие заставке: эту четверку персонажей, одетых в спортивные костюмы советского образца и потрясающих карманными фонариками (типа бластеры) на фоне крупного рогатого монстра. Да нет, опять вру. Подозрения пришли намного раньше. То ли в тот момент, когда под моим окном промаршировала длинная колонна ролевиков с плакатами «Zenfar - отстой», «Руки прочь от Fallout» и «Глена Мартина на мыло». То ли когда я проснулась в холодном поту от кошмара: снилось, будто некий зеленоногий убыток таскает меня, одетую в ужасный ярко-розовый лосинчик, за собой по каким-то безвкусным плантациям, а все встречные-поперечные с обстоятельностью учебника Eckersley просвещают вашпокорную на тему жизни в дивном мире GigaDim.
А реальность превосходила все самые худшие кошмары. Из очаровательных титров игра вывалилась прямиком в экран так называемой генерации персонажа. Сказать, что это жалкая пародия на все самые примитивные RPG последнего десятилетия, значит не сказать ничего. Да, выбрать для своего героя один из пяти неизвестных науке классов, - само по себе даже неплохо, тем более что краткое описание каждого прилагается. Однако на практике выяснилось, что почти ничем зримым эти классы не различаются, а хваленые 10 характеристик и 18 умений (разработчики утверждают, что 32, но они много чего утверждают) невозможно изменить ничем, кроме как простым reroll’ом, который происходит автоматически при переключении с класса на класс. Но и это бы еще не было трагедией. В конце концов, среди dundeon-мастеров до сих пор ведутся жаркие споры: давать ли гаду-игроку свободу выбора или пусть мается с тем, что дадут? Заставляет нервничать даже не обилие непонятных и необъясненных слов вроде Essence, Flux и Morphonics. Но, боже мой, какой отвратительный дизайн!
Сделай сам
C начальных титров и до финального ролика бросается в глаза глобальное отсутствие вкуса у художников. Где учат так рисовать, остается загадкой. Ничего, в принципе, страшного, в конце концов, коллективная безвкусица уже идет как стиль, но ведь вся эта девятка во главе с Nick d’Amario даже не удосужилась привести свои работы к общему знаменателю! В результате один NPC выглядит так, будто сошел со страниц японского комикса, автор другого явно завидовал Малевичу, а третьего старательно срисовывали с Лары Крофт, пыхтя и высунув язык на сторону. Получилось плохо. Четвертого лепили из пластилина... Пятого фотографировали в морге... Остановите меня!
Местные, например, монстры Orcion’ы - ни что иное, как балдуровские гоблины, старательно засушенные чьими-то добрыми руками между страниц многотомной «С++ для чайников». В отношении анимации вообще разговор особый. Главгерои умеют кое-как ходить, становиться в позу "А Пьеро читал стишки" при разговоре с NPC и драться. Я провела немало приятных минут, наблюдая свое альтер-эго меланхолично машущим зелеными конечностями в сантиметре-двух от цели, или стреляющим из бластера, повернувшись к ней спиной. Да и остальные персонажи ведут себя не лучше. В спокойном состоянии они стоят на месте, совершая однообразные движения руками, либо прогуливаются по экрану, периодически проходя сквозь стены и друг друга. Пейзажи вовсе безжизненные и плоские, их отрисовка заставляет вспомнить DarkSun 2... и сравнение не в пользу Dynamic Adventure.
По словам разработчиков, в Zenfar использовано 65535 цветов. Преклоняюсь перед мастерством программистов, которые так талантливо сумели это скрыть. В процессе игры реально увидеть более десяти, только если зажмуриться и крепко удариться головой о клавиатуру.
Вообще, сие чудо - на редкость цельное произведение: такого отстоя во всех смыслах еще поискать. Взять хотя бы то, что должно доноситься из колонок: в основном изыскания проходят в тишине, но иногда игра, словно спохватившись, угощает нас парочкой мелодий, наспех сляпанных в каком-то допотопном синтезаторе. Большинство персонажей также немы, как рыбы, до своего предсмертного вопля, хотя услужливые скелеты не забывают оповещать окружающих «I serve my master» одинаково утробными голосами по тридцать раз на дню. Судя по сайту, Zenfar озвучивал всего один человек. И как он, бедный, не запарился?
О каком-либо приближении к современному уровню геймплея речи, сами понимаете, уже не идет. Практически все квесты сводятся к трем видам заданий: Eliminate, Destroy и просто Kill. Никакой торговли наркотиками, никакого трансфера медальонов и плюшевых медведей призракам. Позор. Даже одноклеточный Summoner был способен на большее. Верхом интеллектуальности здесь считается дать пропуск стражнику, зато уж этот процесс затруднен максимально. Люди, будьте последовательны - если уж делаете игру, в которую играть станет только идиот, так хотя бы подстройте под него, идиота, интерфейс! Куда там. Никаких хелпов и всплывающих подсказок в самой игре, никакого мануала вне ее. Никаких настроек - все опции состоят из трех слотов под сэйвы, причем обозначить хоть тремя буквами, какой именно момент игры в них записан, нереально. Из всей клавиатуры Zenfar понимает только Escape, при нажатии которой без предупреждения вываливается в винды.
А баги... рука так и тянется за инсектицидом. При переходе с экрана на экран, да и просто при перемещении в пределах экрана персонаж норовит завязнуть где-нибудь на ровном месте, уныло перебирая ножками; самое прикольное еще в этот момент сохраниться. Pathfinding совершенно нулевой. Подопечные, а их здесь четверо, снуют по локации как бог на душу положит: цепляются за стены, не умеют ходить за угол, а поодиночке вообще не перемещаются; разве что кому-то посчастливится застрять, когда другие уже перешли на соседний экран. Разумеется, что ни о какой тактике боя в этих условиях говорить не приходится. Разве что магией пользуются индивидуально. Только ей еще навестись надо, магией... и не надейтесь, что уж тут-то вам сделают красиво. Она выглядит так же убого, как и все остальное. Создается впечатление, что авторы целенаправленно вели свое творение к титулу "Худшей игры года в жанре RPG".
Выпендриться хотели-с?
Может быть, все это компенсируется хотя бы оригинальной концепцией мира или сюжетом? Да, один нестандартный штрих действительно присутствует. Жители Зенфара используют некую магическую субстанцию - Aether (хорошо, что не Spirit), но у одних классов она проявляется как Flux, а у других как Essence. Соответственно различаются виды оружия и магии. Заклинание Heal, например, характерно для Essence, а боевые Manaball и Freeze - для Flux. Aether выражается в числовом эквиваленте и заканчивается на редкость быстро, хотя и восстанавливается со временем до половины. Для полного его восстановления предназначен аппарат Morphonics; особая способность с тем же названием - это умение с аппаратом обращаться. Вот, собственно, и вся оригинальность.
Все остальное плоско, как блин, и даже неинтересно рассказывать. Конечно же, мир, который надо спасать, и злодей, находчиво названный Darkion, которого надо завалить. Пять рас, которые почти ничем от людей не отличаются. Ну, у одних голова раздута, другие из камня, третьи разноцветные, четвертые вообще - бабы. Эка невидаль. Имена и названия, в которых угадывается искаженный английский, и тексты, доказывающие, что искажать английский для местных сценаристов - самое любимое занятие. А главное свойство этого мира - желание побыстрее выйти из него и больше никогда не возвращаться.
Гомер, Мильтон и Паниковский
На специально созданном для игры сайте разработчики осмеливаются упомянуть в одном ряду с плодом своего детсадовского творчества Wizardry, Ultima, Fallout и Baldur's Gate. Господа! Я понимаю, что это заслуживает наказания. Но мы же интеллигентные люди. Неужели вы хотите сидеть за членовредительство? Предлагаю следующее. Отвезти Глена Мартина сотоварищи в соответствующее заведение и прописать им принудительную трудотерапию: например, в качестве художественной практики заставить разрисовывать матрешки. Или миллион раз написать в тетради: «Современные компьютерные технологии далеко ушли по сравнению с 1991 годом». С выдачей зарплаты исключительно копиями Zenfar по курсу.