Светлая тема

Рецензия на игру Пе-2: Пикирующий бомбардировщик

На заре игростроения разработчики нередко делали упор на уникальность персонажа. Единственный морпех, выживший на Марсе, единственный Аватар, спасающий мир, единственная красная машинка, собирающая под землей мешки с золотом… На то были и психологические причины (кто же не хочет быть самым-самым), и прозаические. Ведь тогда легко обойтись без рисования остальных морпехов, придумывания других Аватаров и описания других красных машинок.

Сейчас так поступают, пожалуй, только в классических RPG. Развитие глубоко проработанных вселенных, рост технических возможностей… да мало ли что еще повлияло. Вот и амплуа поменялись. Один из многих солдат на поле боя, один из многих гномов-чернокнижников в густонаселенных MMORPG… Или пилот Пе-2, «рабочей лошадки» великой войны. Казалось бы, идеальная роль для того, чтобы стать одним из многих участников происходящего на экране.

«Пройдет товарищ все бои и войны, не зная сна, не зная тишины…»

«Пикирующий бомбардировщик» отнюдь не копирует столпы жанра. Здесь нет ни конвоев из Armor Alley, ни, к сожалению, мультиплеера, хотя бы в духе Sopwith. Похоже, главной идеей было воспроизвести Великую Отечественную настолько полно, насколько возможно в двумерной «стрелялке». Вернее, «бомбилке».

Бомбить предстоит часто, почти на всех 47 уровнях (по одному на каждый месяц войны, прохождение отмечают прямо на календаре). Целей — уйма: спрайтовые танки и артиллерийские установки, немецкие блиндажи, четко видные на фоне смазанных «задников», пехота, поезда, зенитки… В общем, рай для любителей повзрывать. Фугасные ФАБ-100 кидают как из пике, так и из горизонтального полета. Конечно, в первом случае не нужно думать об упреждении, да и меткость повыше, зато пилот рискует зацепить стальной рукой-крылом некстати подвернувшееся здание или дерево. Правда, когда дан приказ действовать аккуратно — скажем, разнести в щепу транспортный эшелон, но не задеть перевозимый на нем «Королевский Тигр», — точные заходы жизненно важны. Не стоит и ненароком накрывать разрывами союзников. Тут не Armor Alley с наглухо отключенным «friendly fire».

Иногда штаб требует провести аэрофотосъемку или скинуть припасы дружественным войскам. Отличий от бомбежки мало: например, груз сбрасывают на парашюте, и он всегда падает отвесно. Фотоаппарат, наоборот, «поражает» узкий конус вниз-вперед, и чтобы отснять кадры, надо нарезать круги над объектом. Очень увлекательное занятие, особенно под шквальным огнем ПВО.

Помимо бомб, самолет вооружен 20-миллиметровой авиапушкой ШВАК и пулеметом ШКАС. Пушка — страшный зверь, пробивает все вплоть до танковой брони, а вот пулемет предназначен исключительно для тесного общения с авиацией противника. «Юнкерсов» и «Мессершмиттов» многовато, но они и вспыхивают от двух-трех прицельных очередей, после чего несколько попаданий отправляют фрица в штопор. Немецкие истребители, само собой, в долгу не остаются. Юркая мелочь обожает заходить в хвост (игрок-то может стрелять лишь по направлению движения — единственная неудачная деталь в управлении) и портить настроение. Хорошо хоть таранить не умеет.

Повреждение обоих моторов или корпуса отнимает жизнь. Впрочем, на ВПП неполадки исправляют в мгновение ока. Не симулятор все-таки. Топливо и боеприпасы тоже загружают, но с этим сложнее. У «Петлякова» ограниченная грузоподъемность, и порой вопрос встает ребром: либо керосин, либо патроны и бомбы. Конечно, можно вернуться и пополнить запасы, однако они не вечны, а время терять нежелательно. Ведь если до аэродрома добрались вражеские танки — пиши пропало.

«Мы выпьем раз и выпьем два за наши славные Пе-2…»

«Пешка» выглядит слишком хлипко? В ангаре местные кулибины превратят любую старую рухлядь в сверкающую стальную птицу. Денег никто не возьмет, извольте платить баллами. Их выделяют за выполнение поставленных задач: один за основную цель, парочку за дополнительные, ну и за всяческие подвиги добавляют. Подбили технику из пушки? Разом подорвали три «Тигра»? Обошлись без тяжелых увечий или проявили героизм, дотащив до своих дымящую машину? За все это положены симпатичные золотые значки и вожделенные очки трех типов. Механические идут на укрепление брони и обновление фотоаппаратуры (чем круче, тем быстрее съемка). Оружейные — на модернизацию пламенного мотора, очистку топлива и увеличение боекомплекта. Универсальные работают и там, и там, заодно позволяя заказывать новые Пе-2, т. е. запасные жизни. Кроме обычных «апгрейдов», вроде «+50 к защите», предусмотрены еще четыре особых, благодаря которым резко возрастает скорость, самолет перестает сваливаться в штопор и т. д. Короче говоря, «ролевая система» удалась.

Но оценить ее сможет не каждый. В начале кампании нужно ткнуть в два переключателя, определяющих уровень сложности. Первый фиксирует «реалистичность» взлета и посадки. В упрощенном варианте достаточно пройти по стрелочкам-маркерам у посадочной полосы, а в «честном» игрок должен сам управлять включением двигателя и выпуском шасси. Второй тумблер разрешает доводить машину до ума (мол, не для новичков такие тонкости) и влияет на размер наград, мощность орудий и глубину морального удовлетворения от выигрыша.

После миссий нам выдают новые задания и подробно рассказывают о положении на фронтах. Есть и стратегическая карта для наглядности, и даже маленький справочник по боевой технике. Текстам не повредили бы редактор с корректором, да еще интерфейс оставляет желать лучшего; авторы зачем-то использовали несколько разных шрифтов, жутко контрастирующих и друг с другом, и с кнопками, и с аскетичной строгостью черно-белых фотографий. Но со своими обязанностями брифинги справляются: важной информацией потчуют, в атмосферу погружают. А это не так-то просто сделать в аркаде, где «тыловые партизаны» представлены четырьмя мелкими спрайтовыми фигурками, спрятавшимися в тридцати елках от двух «Пантер»…

* * *

Достойный наследник Sopwith. Жаль только, что мультиплеера нет, и наш Пе-2 — единственный, а не один из многих.