Светлая тема

Рецензия на игру Age of Wonders III

Зовите врачей! Еще один пациент вернулся из комы! Игровая индустрия вовсю реанимирует хиты прошлого, геймеры-ветераны пускают ностальгическую слезу и вспоминают старую добрую эпоху Настоящих Игр, а молодежь удивляется новым для себя именам с порядковыми номерами в названиях. Правда, зачастую игры детства возвращаются к нам не в лучшей форме, растеряв со временем — по самым разным причинам — значительную часть былой привлекательности.

Дом, милый дом

Ох уж эта ностальгия! Минуты, проведенные в Age of Wonders II, окрашены для меня в исключительно радужные цвета — за 12 лет память стерла плохие воспоминания. Я ставил эту серию наравне с Heroes of Might & Magic и Disciples и выделял ее за сказочную картинку и вдумчивую боевую систему. Age of Wonders III поначалу кажется идеальным сиквелом. Ты сразу понимаешь, что радикальных изменений в игре нет — это все та же ролевая стратегия, что и 12 лет назад.  Даже карамельная графика с переходом в 3D не утратила фирменный стиль с яркими цветами и необычной архитектурой — о, эти тонкие башенки!

Как и прежде, геймплей поделен на два уровня. Первый, стратегический, местами похож на Civilization и Master of Magic: на большой карте выясняют отношения несколько фракций, которые исследуют новые территории, захватывают города, занимаются дипломатией и исследуют новые технологии. Государственным делам, правда, отводится второстепенную роль, а на первом плане — наши подопечные герои и их армии. Именно они путешествуют по карте, расширяют владения и пополняют казну — герой приносит своей фракции новые ресурсы, а та, в свою очередь, снабжает его солдатами.

Культурных и дипломатических побед не предусмотрено — все вопросы решаются силой, в тактическом режиме. Каждое сражение проходит на отдельной карте, расчерченной на шестиугольники — гости из Heroes of Might & Magic быстро освоятся. Ключевое отличие Age of Wonders от серии Ubisoft — в подходе к сражениям. «Герои» всегда отличались «мясными» побоищами, где противника можно было задавить числом. Age of Wonders не столь масштабна и делает акцент на способностях конкретных отрядов.

Особенно ярко эти способности проявляются во время штурма городов. Так, забравшись на стену, лучники спокойно положат половину вражеского войска, а герой-друид, в свою очередь, может противостоять им, разрушая стены заклинаниями. Приходится думать над каждым ходом — противник быстро уничтожает оставшиеся без защиты отряды. Age of Wonders III принадлежит к редкому числу игр, где клавиши сохранения и загрузки становятся родными уже через полчаса после старта.

Неравный бой

Серьезные проблемы начинают открываться на втором-третьем уровне кампании. Мелочи первых минут быстро забываются. Да, обучение в игре организовано совершенно бездарно. Да, юниты низкого ранга сложно различать между собой, а некоторые объекты на карте своим видом ничего не говорят о своем предназначении. Однако потребность в подсказках отпадает уже на середине первой миссии, а глаз со временем начинает отличать эльфийских лучников от мечников и запоминает, что вот эта странная каменная постройка — алтарь.

Нет, существенные недостатки игры лежат глубже. Дело даже не в том, что от двенадцати доступных в Age of Wonders II фракций здесь осталось только шесть. Сражаясь с вроде бы совершенно разными противниками, я постоянно натыкался на практически одинаковые войска. Копейщики, лучники, жрецы — основные отряды у разных фракций практически идентичны. Люди, гоблины, орки и другие расы различаются только немногочисленными уникальными юнитами, некоторыми заклинаниями и ландшафтными предпочтениями — например, эльфы быстрее бегают по лесам, а дварфы ловко забираются в горы. Правда, помимо фракции,  мы теперь еще должны выбрать герою один из шести классов, у каждого из которых свои возможности в развитии навыков и найме войск — это новая для серии особенность.

Уникальные юниты не столько делают игру разнообразнее, сколько рушат ее баланс. Интернет уже взвыл по поводу класса Бесстрашных (Dreadnought) — в их арсенале есть замечательный Джаггернаут, крепкая боевая машина с чудовищным уроном. Или, к примеру, Друид: он способен призвать заклинанием Шокового Змея, обладающего огромными бонусами в защите и возможностью оглушать врагов. В итоге разнообразие боевых опций сводится к простой формуле — побыстрее открой самый сильный юнит и клепай только его. Любопытно, что компьютерные противники придерживаются схожих взглядов и тоже предпочитают нанимать лишь тяжеловесов.

В Age of Wonders III вообще удивительный искусственный интеллект. Нет ничего плохого в том, что ИИ играет максимально эффективно, если бы не одно «но» — миссии кампании обычно начинаются в неравных условиях. Например, у тебя есть один город, а у противника сразу десяток. И он тут же начинает жестко давить тебя ордами солдат.

Конечно, скорую смерть можно отсрочить дипломатическими переговорами, но тут игра никогда не доходит до глубин Civilization — если заключить перемирие с противником еще можно, то натравить его на третью фракцию уже не получится. К тому же почти каждая миссия в итоге сводится к зачистке всей карты, делая дипломатию лишь экстренной мерой на случай близкого краха, но никак не постоянным инструментом продвижения к победе. Особую остроту происходящему придает требование не терять тех или иных героев во время боя — учитывая, что противники в первую очередь рвутся к нашим рыцарям, каждая стычка превращается в тест на стрессоустойчивость.

***

Указывать на недостатки Age of Wonders III легко. Большие города захватывают одинокие грифоны, юниты теряют здоровье, но не получают штрафов к урону — таких мелочей здесь навалом, и все они говорят об одном — игру попросту не успели в полной мере протестировать и довести до блеска.

Студия Triumph заложила отличный фундамент — несмотря на все недочеты, игра действительно увлекает своими вдумчивыми и беспощадными битвами. Но, к сожалению, походовые стратегии не становятся хитами без правильного баланса и адекватного искусственного интеллекта. У Age of Wonders III еще есть шансы стать шедевром — авторы активно ее дорабатывают, — хотя пока что великолепную игру сложно разглядеть за ворохом недостатков.