Светлая тема

Рецензия на игру AMA Superbike

Всегда приятно сознавать, что над игрой работали специалисты. Не программисты и дизайнеры, а люди, практически не относящиеся к игровой индустрии, лишь приглашенные в качестве консультантов. Чаще всего их имена мы встречаем в симуляторах, где важна точность в техническом плане, и в стратегиях. Помнится, Force 21 консультировал какой-то бравый генерал, участник «Бури в пустыне». Уверен, если бы спросили Наполеона, недавний >Wargamer явно отхватил бы себе значительную часть лучей фанатского солнца. Да, но речь сегодня как раз не о стратегиях. Это я так, к слову. Помянем-ка лучше словом (пока простым) компанию Motorsport Simulations, совсем юное детище пионера Интернета Боба МакКарти. Человека, безусловно, разбирающегося в специфике создания онлайновых игр, но ни черта не понимающего в мотосимуляторах (я, кстати, тоже мало что понимаю в их разработке, но, по крайней мере, имею право судить с позиции геймера). Сейчас его весеннее заявление о намерении перевернуть мир онлайновых мотогонок кажется совсем абсурдным. А первый проект, AMA Superbike, совсем разбитым параличом...

Первое слово

Наверное, самое главное в начале работы над проектом - придумать девиз в качестве морального подкрепителя всего последующего процесса. Так сказать, идеологию. Да, и обязательно кинуть эту остроумную фразу на растерзание фанатам. Чтобы потом не было претензий. Мол, как обещали, так и делаем. В полном соответствии. Исходя из этого принципа получаем, что разработчики АМА с самого начала прямо-таки мечтали заткнуть все существующие мотосимы за пояс. Проблема в том, что игра изначально задумывалась как онлайновая, но вот дяде Бобу почему-то взбрело в голову воткнуть в нее и оффлайновый режим. Мы его и рассмотрим, ибо Интернет - совсем другое поле деятельности, во всяком случае, для моей АТС. Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение талант и чутье разработчиков на многопользовательские проекты. Однако лезть в таком случае не в свою область явно не следовало. Это все равно что посадить дровосека за компьютер. И первый блин в результате получился не комом, а каким-то непонятным продуктом неумелой творческой деятельности.

Нелюбимая

Среди категорий (не жанров), на которые я предпочитаю делить все игры, практически всегда самое последнее место занимают «ненавистные с первого взгляда». Полочка эта чаще всего пустует, покрываясь толстенным слоем месячной пыли. Но АМА умудрилась все-таки туда загреметь. А все из-за проблем, связанных с пресловутым совмещением ее назначений. Потребовался час бесплодных усилий и один звонок начальству (о, этот «один» может дорого стоить...), чтобы осознать нормальность моей версии и не прибегнуть к процедуре четвертования. Как оказалось, онлайн- и оффлайн-версии запускались разными файлами - об этом создатели почти умолчали. Судя по всему, предлагается действовать, руководствуясь лишь собственной интуицией. Поздравьте меня - сие чувство (какое там по счету?) в моем организме бесследно исчезло. Именно на период ознакомления с супербайками.

«Супер» - это не то, что мы видели в GP500. Как не трудно догадаться, АМА - это American Motorcyclists Association, или Американская Ассоциация Мотогонщиков. Иными словами, разработчики заключили соглашение с этой ассоциацией, в результате которого получили в свое распоряжение почти десяток реальных американских трасс. Увы, на этом пункты договора себя исчерпали. Нет, еще имеются лицензионные мотоциклы, делящиеся на классы «суперспорт» и «супербайк» (тот самый). Впрочем, они вряд ли относятся к ведению американцев. А дальше - сплошная фантазия. То есть никаких реальных гонщиков, команд, вообще хоть какого-нибудь соответствия с реальными соревнованиями нет. Трассы, кстати, были лицензированы буквально перед самым выходом игры. Хочется верить, что они такие же и в жизни, но некоторые места серьезно подрывают такую надежду. Например, кое-где на закрытых поворотах вместо длинной гравийной полосы безопасности стоят каменные отбойники, причем не сплошным рядом, а такими выбоинками... ну, чтобы сразу, без мучений.

АМА вообще можно считать поуровневым симулятором мотоцикла. Игровой процесс имеет обыкновение делиться на некоторое число стадий. Одна от другой отличается наличием доступных на выбор «железных друзей», количеством соперников и их интеллектом. На первых порах достаточно выиграть три гонки, что при тупом AI способен сделать даже полный профан в этом жанре, дабы пройти на следующий уровень. Кошмар... эти ребята проигрывают по двадцать секунд на круге. И это при том, что квалификация сразу отсекается как ненужный элемент - разрыв между линиями чисто символический. Увы, на более сложных уровнях соперники нагло выигрывают старт, уезжая за линию горизонта чуть ли не вместе с зеленым сигналом. Где же правда? Специалисты советуют искать ее в гараже. А добраться до него - тоже подвиг, ибо игровое меню невыносимо тормозное. Не по причине наличия у кого-нибудь слабого компьютера, просто так у него на роду написано. Кривыми руками создателей.

Техника на грани

За что фанаты любят виртуальную «Формулу-1»? По меньшей мере, наполовину за сладостные минуты ожидания в боксах во время квалификации, когда после увеличения наклона антикрыла или еще какой-нибудь хирургической операции на быстром круге оказались отыграны еще две десятых секунды, и теперь надо ждать... Это во многом относится и ко всем остальным симуляторам. Здорово ведь, когда напрямую виден результат от собственного вмешательства в работу огромного механизма. Тем более парадоксален тот факт, что в AMA тюнингу мотоцикла уделен страшный минимум. И это в онлайновой игре, где с живым противником гораздо интереснее соревноваться, используя личные достижения в настройках, а не банальное преимущество в умении держать «конягу» на трассе. После роскошных четырех изменяемых параметров в GP500 скромные трансмиссия и суспензия в творении Motorsims удручают и наводят на мысль о печальном будущем проекта...

Технической новинкой можно считать регулировку уровня топлива в баке. Кстати, заезд в боксы осуществляется жутко оригинальным образом: надо всего лишь элементарно проехать через них. Механики, наверное, на бегу все сделают. На начальных этапах, правда, сие волшебное действо не требуется. Лопнувшая шина не приводит к необратимым последствиям, как, впрочем, и вылет с трассы. Мотоцикл быстренько возвращается на исходную позицию, откуда началась черная полоса для гонщика, абсолютно целехонький, только что с завода. О, незаметно мы подошли к самой волнительной части.

Если можно так сказать, вся соль симулятора очень часто сводится к наличию в нем отличной физической модели. Блестящая графика, приятное управление - все это померкнет, потускнеет, если игра снизойдет до аркадно-вальяжного стиля, да так на нем и останется. На то есть NFS. Лишь безумец сможет называть полноценным симулятором игру, в которой ничего не ломается и не соответствует законам физики. В АМА присутствует отсутствие и того, и другого сразу, не отходя от кассы. Мотоцикл и его наездник - абсолютно цельные существа, разделению на части не подлежащие. Какой бы силы не был удар об отбойник, наш друг всего-навсего отскочит от него, будто сделан из каучука, в то время как мотоциклист совершит головокружительный полет а-ля акробаты под куполом цирка и в неестественной позе завалится где-нибудь на гравии, а то и прямо на дороге. Ох, как же он напоминает мне в этот момент китайских солдатиков моего далекого детства, у которых крутились руки, ноги и голова... Все-таки ему, наверное, больно, в таких конвульсиях иногда дергается, аж дрожь берет. В себя, впрочем, приходит быстро. Пара секунд и гонка продолжается в не менее резвом темпе. По той же причине безопасна толкотня на трассе, ибо на средней скорости соперники легко расталкиваются в разные стороны, а столкновение приводит лишь к элементарной потере времени. Чтоб я так жил...

Но это все отягчающие обстоятельства. Преступление против геймерской общественности гораздо существеннее. Все знают, что с переломанными пальцами игрок похож на прикованного к креслу прыгуна с шестом. Подобная участь ожидает всех рискнувших, не окажись они ненароком счастливыми обладателями чего-нибудь кроме клавиатуры или мышки. Чтобы откопать родную клавишную среди чудовищного многообразия джойстиков и геймпадов всевозможных девайсопроизводителей, мне пришлось здорово помучаться. Хуже всего было узнать, что по умолчанию настроенные клавиши перенастроить никак нельзя. Более того, их и обнаруживать пришлось методом тыка - все написанное в мануале оказалось полной чушью. И уж если человек болен, то у него все наперекосяк. И управляющие, и переключение передач, и камеры, все в одном углу. Это уже самое настоящее неуважение к пользователю. Статья, однако.

Серость

За всеми этими обидами и напряженными разборками с очередной передачей как-то забываешь посмотреть на окружающую действительность. А может, и смотреть-то не на что? В меру просторные трассы; чувствуется широкая натура американских строителей автодромов. В меру облачное небо, никогда не меняющее свою сущность. В меру картонно-плакатистые зрители и деревья, на скорости больше похожие на трехмерные модели (ну, на это грех жаловаться... в большинстве случаев везде так). В меру полигонистые мотоциклы и мотоциклисты. Анимация последних достаточно неплоха, вот только кажется, что разработчики никогда не видели нормальную фигуру здорового, не обремененного игрой в AMA человека. Вы только посмотрите на эти страусиные шеи и вытянутые головы в кособоких шлемах! Знакомый высказал версию, что это инопланетяне, устроившие тут у нас гонки на выживание на своих неземных драндулетах. Версия была отвергнута, когда приятель увидел знакомые логотипы Yamaha и Kawasaki. Все-таки это люди. Либо с большого бодуна, либо чем-то насолившие создателям. Как и мы, наверное.

Big mistake

Говорить тут особо нечего. Вполне возможно, что онлайновая часть безгранично играбельна и лучше на данный момент не существует (хотя западные обозреватели, основываясь на бете, относились к этому режиму крайне скептически: тонны багов, проблемы на сервере и многое другое). Одно ясно точно: сингл запятнал первый проект так, что на отмывание теперь уйдет много времени. Надеюсь, разработчики извлекут из этого хороший урок.