- Главная/
- Игры/
- Another World/
- Рецензия
На протяжении двух лет могучий Prince of Persia Мехнера (Jordan Mechner) слыл образцом сюжетной аркады, в общем-то, за неимением конкурентов. Бессонные ночи, метания по жутким лабиринтам, жесткие временные рамки… Кто не помнит ужасной пытки ради 60 условных минут и неистового буйства дизайнерской мысли? Чудесные сценки с мышкой, с взбесившимся отражением и шагом веры — приключение, безусловно, того стоило. Волшебная история и… оглушительный успех. Никто не отваживался встать на пути гения.
О скитаниях вечных
Ну, не совсем так. Все эти годы некто Эрик Шайи (Eric Chahi), доселе известный разве что по работе над симпатичным квестом Future Wars французской студии Delphine Software (чьим коньком еще с той поры считается векторная графика), корпел над Игрой. В гордом одиночестве, взвалив на себя обязанности сценариста, художника, аниматора и программиста, он бился над идеалом, к которому давно стремилась душа. И вот ведь какая штука: идеал действительно был достигнут. Более того, сразу в масштабах жанра. По крайней мере, представить что-то более совершенное, нежели Another World, я не в силах.
Атмосферное интро, подгоняемое запредельной музыкой, заставляет вжаться в спинку стула. Молодой ученый Лестер с характерной рыжей шевелюрой и проникновенным взглядом демонстративно надвигается на камеру, проходит сквозь сканирующие лучи, усаживается в кресло и, легким движением откупорив банку пива, делает глоток, ожидая начала эксперимента. Добро пожаловать в фильм. Таймер тикает, отсчет сопровождает бушующая снаружи гроза. Последние секунды и… ослепляющая вспышка! Молния бьет в здание, нежно-голубые искры пролетают по проводам, и в следующий миг на месте рабочей станции остается лишь выжженная яма…
Мы не успеваем опомниться, отдышаться после стремительного вступления, а нас уже швыряют в мутные воды озера. Подтяните челюсть и немедля хватайтесь за кнопки — тянущиеся со дна щупальца жаждут увлечь светило науки в темные глубины. Вы оказались в другом мире™, извольте приспосабливаться к его законам. Это — единственный шанс выжить.
Очарованная земля
Раскинувшиеся локации (по сути — старомодные экраны без прокрутки) завораживают. Ясное небо в разводах, громадные скалы, прозрачное озеро и грандиозные панорамы… Не поверите, но в игровой палитре всего шестнадцать (!) цветов. Умопомрачительные просторы обрастают новыми красотами; пещеры, водопады, высоченные утесы и древние строения — голова идет кругом. Главное — не стоять столбом, любуясь видами. Такое поведение здесь не сходит с рук. Враждебная природа холодно принимает чужестранца, подбрасывая сюрприз за сюрпризом. Обратили внимание на черное, угрюмое чудовище, мелькнувшее на заднем плане? Ничего, скоро вы познакомитесь поближе, причем пару экранов спустя свидание будет вспоминаться как беззаботная пробежка.
Опасности подстерегают буквально на каждом шагу, и никакие суперсилы или красные пузырьки, пришпиленные к монитору, не помогут. Поразительное, всецелое сживание с героем достигается за счет простого управления (привычные пять кнопок) и полной беспомощности перед нападками внешних раздражителей. Ядовитые пиявки резко обнажают смертоносное жало, и Лестер тихо валится ничком; зубастые ростки не упускают случая ухватиться за аппетитную ногу, заглотнув ее заодно с владельцем… Что уж говорить о внезапно объявившихся хозяевах планеты — здоровых, подтянутых гуманоидах. Побег из плена провоцирует длинную цепочку событий, и кабы не подобранный револьвер, беглецу пришлось бы туго. Впрочем, овладеть иноземным оружием — задача не из легких. Зато как красивы электрические разряды, исторгаемые из чрева адской машины (перестрелки с местными — только одно из применений чудо-механизма)!
Фантастическое путешествие
Величайшее достижение Эрика — огромная вселенная, под завязку набитая неожиданными сценами. Удивительно точно нащупав грань между платформенной аркадой и эпическим приключением, он гармонично связал их воедино, абстрагировавшись и от грубой монотонности, и от множественных манипуляций с инвентарем. Ситуации разрешаются по ходу пьесы; нас приучают ориентироваться на местности в зависимости от обстоятельств. Ученый удирает от инопланетян и с разбегу ныряет в глубокий омут; спасается от нарастающей волны и перекатывается по вентиляционной шахте; запрыгивает в подобие танка, выстукивая комбинацию клавиш… Потрясает разнообразие: в игре нет ни одного повторяющегося эпизода. А как все срежиссированно!
Следуя киношным канонам, персонаж постоянно балансирует на острие ножа, толпы врагов наступают ему на пятки, а желанная расщелина, естественно, подворачивается в самую последнюю минуту. Злопыхатели не падают штабелями под беспорядочным огнем супермена. Почти к каждому из них у Лестера персональный подход. Передать напряженность моментов помогает и ошеломляющее использование полигонов в моделях. До сих пор под впечатлением от плавных перебежек пластичного Принца? Тогда взгляните, что натворил Шайи, вмонтировав в двумерную аркаду непривычную технологию. Для создания движений применялась ротоскопия, причем в роли подопытного кролика, по слухам, выступил маленький братишка Эрика. Надеюсь, теперь вам понятно, какую колоссальную работу проделал человек-пароход?
При всем великолепии Another World — еще и настоящее скопище эмоций. Уже в начале герой встречает представителя чужеземной расы, такого же отверженного и побитого жизнью. Пути друзей неоднократно расходятся, то трансформируясь в параллельные сюжеты, то соприкасаясь, неизбежно подводя к трогательной развязке, какой не знали ни адвенчуры, ни платформеры… И чувство счастливой грусти накатывает на тебя при просмотре титров, а в ушах вновь звучит неземная музыка — единственное, к чему создатель не приложил руку. Финал вполне открытый, но никакого продолжения нам не нужно, ибо совершенство может родиться лишь раз.
На краю Вселенной
Минуло 15 лет. Автор этих строк, будучи седым, умудренным старцем, успел немало повидать. AW получила свою порцию славы и ушла в тень. Эрик Шайи покинул Delphine, основал Amazing Studio и долгие шесть лет трудился над новым шедевром — Heart of Darkness, унаследовавшим многие черты первенца. Случился и официальный сиквел, жалкий и ненужный; мэтр в его разработке не участвовал, по-прежнему нелестно высказываясь в его адрес. Непроходимый набор аркадных фрагментов и чудовищный финал подло надругались над нежным тельцем; в итоге вялый Heart of Alien так и не покинул пределов платформы Sega CD. Зато вышедшую в 1992-м Flashback: The Quest for Identity массы восприняли на «ура», мгновенно окрестив «продолжением „Другого мира“», несмотря на чисто визуальное сходство. Окрыленные успехом игры, разработчики кинулись ваять подобные незамысловатые стрелялки с примесью сюжета. Во что это вылилось, вы прекрасно знаете: Tomb Raider и по сей день считается эталоном экшен/адвенчуры, а редкие откровения типа Outcast не находят спроса.
И вот в этой ситуации Эрик внезапно решил напомнить о себе, выпустив shareware-римейк Another World. Подретушированная картинка, раздутое разрешение и местами измененный геймплей (без лишней надобности упрощена пара сложных моментов) наложили поверх оригинальной PC-версии 1991 года. Честно говоря, восторг от радостной вести сменился слабым разочарованием, когда стало ясно, что все детали приключения сохранены в первозданном виде. Между тем даже оптимизированная под «Сегу» версия AW, входившая в упаковку HoA, смотрелась на порядок свежее. Огромные для современных видеорежимов полигональные модели прямо-таки пугают. Бальзам на душу, легкий запуск на мощных компьютерах, приобщение новичков к классике? Безусловно. Но с любовью выписанные экраны в 16 цветах и неизменно низком разрешении навсегда останутся для меня идеалом Игры. Уж простите глупого старика.