Светлая тема

Рецензия на игру Arma 3

Экшены от чешской Bohemia Interactive всегда были играми для мазохистов. И в серии Operation Flashpoint, и в серии ArmA ради реалистичных ранений, корректной баллистики, километровых заездов на БТРе и прочих сугубо мужских радостей игрокам приходилось терпеть плохо оптимизированный движок, слабую графику, многочисленные баги и откровенно переусложненное управление. Одно время казалось, что в ArmA 3 ситуация изменится, но в итоге мы получили практически все то же самое — за исключением разве что багов.

Острова стабильности

Вот уже почти 15 лет чехи делают фактически одну и ту же игру. И хотя в ArmA 3 действие переместилось на 30 лет в будущее, а вместо реально существующей техники используются ее футуристические аналоги, суть остается той же. Перед нам вновь огромное поле битвы — на сей раз это два острова, срисованных с греческих Лемноса и Айос-Эфстратиоса, — где бравые бойцы НАТО сражаются с очередными плохишами. Раньше плохишами были русские, а теперь чехи сочинили историю о стремительно набирающем силу Иране, который позарился на недавно отделившиеся от Греции острова. Здесь же под ногами путаются местные партизаны, ополченцы, бандформирования и остатки регулярной греческой армии — кто-то из них поддерживает НАТО, кто-то — иранцев.

Несмотря на обновленный сеттинг, сюжет ArmA 3 мало отличается от фабулы самой первой Operation Flashpoint. Играя за одного из американских миротворцев, мы сначала теряем практически всех однополчан, скрываемся в лесах, потом находим своих и, постепенно наращивая огневую мощь, переходим в контрнаступление. При этом сражаться приходится против все той же российской техники — просто, например, танк Т-90 здесь переименовали в ОБТ Т-100 «Барсук».

Геймплей тоже мало изменился. Это все тот же хардкорный военный симулятор, где для траекторий пуль рассчитывается влияние ветра и гравитации, один-единственный выстрел может стать смертельным, усталость и положение тела влияют на точность стрельбы, а раненые бойцы истекают кровью. Расписание досуга тоже известно уже не первый год. Мы воюем в составе боевого отряда или командуем подчиненными, указывая, куда бежать и в кого стрелять. Мы координируем действия нескольких родов войск — к примеру, нужно подавить ПВО минометными расчетами, затем вызвать авиацию, после чего отправить пехоту разобраться с выжившими. Мы штурмуем или защищаем деревни и аэродромы, а также устраиваем диверсии в тылу врага, участвуем в танковых сражениях и боевых вылетах.

В ArmA 3 к этому добавились водные процедуры: впервые в серии нам позволили нырять под воду, чтобы тайно проникать на базы врага, обезвреживать или устанавливать мины, топить надводные суда и ходить на подлодке. Появились даже перестрелки под водой, где снаряды опять же ведут себя реалистично и летят к адресату, словно в режиме замедленного действия. Другое заметное нововведение — возможность удаленно управлять дронами-беспилотниками, чтобы, например, отлететь на несколько километров от своей позиции, включить тепловизор и раскрыть местоположение вражеского минометного расчета.

Сложно и больно

Однако для новичков или просто людей, не привыкших к терпению, беспрекословному подчинению и слаженной работе, вся эта военно-полевая прелесть по-прежнему остается семиглавым чудищем, к которому просто не знаешь, как подступиться.

Когда ты полчаса трясешься в кузове грузовика, только чтобы погибнуть от одного-единственного, неизвестно откуда прилетевшего выстрела; когда прямо во время боя тебя заставляют плясать на клавиатуре по многоступенчатым контекстным меню, чтобы просто крикнуть «Я ранен!»; когда для активации снайперского прицела нужно нажать несколько кнопок (!), а каждый второй вылет на вертолете или самолете заканчивается падением в километре от аэродрома — в такие моменты восхищение реализмом уступает место глухому раздражению.

Особенно это актуально в сетевой игре, где слаженность и взаимопонимание важны как нигде. Там можно минут двадцать ждать, когда игроки залезут на борт «вертушки», потом долго лететь куда-то и без единого выстрела бесславно сгинуть в морской пучине, став жертвой неумелого или просто заскучавшего от такой динамики событий пилота.

Конечно, новичков и идиотов можно встретить в любой сетевой игре. Непонятно другое: почему разработчики упорно цепляются за эти вопиющие анахронизмы в своей игровой системе. Если бы они сделали тактическое управление отрядом менее громоздким, а сюжетную кампанию более динамичной и современной, ArmA 3 сразу раздвинула бы границы своей аудитории и даже могла бы зайти на территорию, где сегодня безраздельно властвуют Battlefield и Call of Duty.

Но нет. Тактическое управление остается таким же откровенно устаревшим, бестолковым и переусложненным. Половина его функций недоступна на протяжении большей части игры, а такие элементарные вещи, как возможность указать бойцам режим поведения (действовать тихо или агрессивно), вовсе отсутствуют. Сюжет же по сравнению с ArmA 2 вообще деградировал. Мало того что его зачем-то разделили на скачиваемые эпизоды, так еще и самый первый из них, «Выживание», словно специально призван отпугнуть от игры как можно больше людей: практически на всем его протяжении мы просто куда-то бежим, изредка отвлекаясь на короткие перестрелки и переговоры по рации.

Определенную работу над ошибками авторы, конечно, провели. Ввели подробный мануал, доступный прямо в главном меню. Улучшили графику, оптимизировали движок, избавились от огромного количества багов. Даже чуть доработали ИИ — транспорт теперь реже путается в трех соснах, напарники действуют умнее, хотя враги все еще могут не реагировать на прямые попадания или не видеть противника в пяти метрах от себя. Но этого недостаточно для того, чтобы игра перестала быть сугубо нишевым продуктом.

* * *

ArmA 3 остается хардкорным развлечением «для своих», где главная ставка делается на народное творчество. Безусловно, эти виртуальные 900 км2 лесов, полей, деревень и поселков — плодородное поле деятельности для фанатов, которые уже заполонили мастерскую Steam огромным количеством модов, конверсий и новых кампаний. Но в таком случае ArmA 3 представляется скорее набором инструментов, снабженным обучающими миссиями, чем полноценной игрой.

Рецензии пользователей
на Arma 33

Кал
«Потеря времени»
фиксированый урон это такое себе, но компания с тучей внесюжетных заданий это классно, мало онлайна это плохо, много длц плохо, оптимизация хороша даже синий экран перегрева на низких при том что 60 фпс на высоких убран ,но такое себе когда уменьшение сэмплинга не увеличивает фпс. некоторые фичи армы 2 убрали. я не знаю как это описать, почему игра так тянет в себя, просто нужно опробовать самому.
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»
Да.
«Постоянно умираю, и мне это нравится»