Светлая тема

Рецензия на игру Assassin's Creed II

Создавая продолжение популярной игры, современный разработчик осторожен и методичен, как наемный убийца, выбирающий удачный момент для атаки. Его задача – составить перечень грехов и исправить их один за другим. Ни к чему раскачивать лодку революционным новаторством. Достаточно пройти по списку «to-do» километровой длины и удержаться от соблазна включить конвейер.

По волнам генетической памяти

Напильник – главное орудие коммерческого успеха. Возьмите, к примеру, Gears of War 2, Uncharted 2, Left 4 Dead 2 или The Sims 3. Каждый из этих блокбастеров обогнал своего прародителя за счет внимательной работы над ошибками. Assassin’s Creed 2 созрела на том же поле. Занудная болтовня? Свести к минимуму. Засилье навязчивых однотипных заданий? Разнообразить. Города-декорации, где нечего делать? Добавить новые поручения и «секретки». Банальная боевая система? Освежить арсенал приемов. Не удивлюсь, если именно так проходил «мозговой штурм» идей для сиквела в Ubisoft Montreal.

Конечно, те, кто ненавидят паркурщика Альтаира, автоматически «прилипающего» к стенам, и вздыхают по временам, когда недолет на миллиметр отбрасывал к началу этапа, сочтут Assassin’s Creed 2 казуальной аркадой. Им же хуже – упустят редкий шанс заглянуть в Италию эпохи Возрождения, где многовековая война хашишинов и тамплиеров вышла на новый виток. Попадем мы туда, как и прежде, через генетическую память Десмонда Майлса, юноши из XXI века, подключенного к системе Animus.

Вернее, Animus 2.0. Сбежав из лаборатории «Абстерго», принадлежащей храмовникам, Майлс оказывается по ту сторону баррикад. Чтобы противостоять злодеям, он должен поскорее овладеть навыками предков-хашишинов. Один из них – Эцио Аудиторе да Фиренце, молодой повеса из Флоренции. Его отца и братьев казнили по ложному обвинению в предательстве. Движимый местью, юноша начинает охоту на негодяев и понимает, что кроличья нора гораздо глубже, чем он себе представлял. Уничтожение семьи Аудиторе – одна из ступеней заговора, в центре которого стоит влиятельный испанец Родриго Борджиа.

Хашишинами не рождаются

Расправа над Борджиа станет для героя, по сути, делом жизни – 12 эпизодов-воспоминаний охватывают аж 23 года, с 1476-го по 1499-й. Похождения Эцио – не набор бессюжетных убийств, а длинная цепочка миссий, прочно связанных роликами и диалогами. Авторы ловко вписали Аудиторе в исторический ландшафт эпохи Ренессанса, богатый на таких колоритных личностей, как Катерина Сфорца, Лоренцо де Медичи, Никколо Макиавелли и Леонардо да Винчи. Гениальному изобретателю отведена особая роль – он помогает будущему хашишину, расшифровывая найденные им странички тайной рукописи и улучшая оружие.

Снаряжения у Эцио столько, что Альтаир побледнел бы от зависти. В дополнение к наручам с выдвижным ножом, парень владеет мечами, кинжалами и боевыми молотами. В крайнем случае он отобьется голыми кулаками или метлой, вырванной из рук дворника, либо смутит преследователей пригоршней монет. Проще всего удрать от погони в Венеции – прыгнул в канал и поплыл куда подальше.

Подобно предку, Аудиторе проводит изящные контратаки, мгновенно добивая слабых противников жестоким coup de grace. Жертву можно схватить за грудки, врезать коленом под дых или от души стукнуть лбом. Стражников в тяжелой броне трудно одолеть по-честному, поэтому в ход идут грязные трюки. Горсть песка в лицо или дым дезориентируют беднягу, давая возможность зайти сзади.

Разумеется, порой лучше действовать осторожно. Стрелок, караулящий крышу, красиво шмякнется на мостовую, если по-сэмфишерски стащить его вниз за ногу. Солома и листья смягчают удар при падении, спасают от охранников (лишь бы те не тыкали алебардами в сено), скрывают трупы и позволяют устраивать ловушки. Нажали кнопку – и проходящий мимо гражданин тихо «ныряет» в стог.

Дорогая, я опасен на 48%

Прежние ущербные правила социального «стелса» потеряли силу – Ubisoft переписала их начисто, зато оставила ненавистных носильщиков. Заденете чернорабочего — грохот упавшего ящика вкупе с истеричными воплями пострадавшего привлекут внимание всей округи. Чем больше преступлений совершил Эцио, тем громче его дурная слава. Достигнув отметки «100%», индикатор наливается кровью – отныне любой постовой, завидев мужика в балахоне, бросит дела и рванет в бой.

К счастью, отмыть репутацию легко. Зарезали клевещущего чиновника – минус 75%. Подкупили глашатая – половина долой. Сорвали плакаты «Его разыскивает милиция», отчего-то висящие на балконах, – по четверти за штуку. В простой схеме неясно одно: почему шкала заполняется, когда я убираю лучника без шума, без свидетелей на крыше базилики Сан-Марко?

Только не думайте, будто смиренно сложенные ладони помогут смешаться с толпой – теперь для этого нужно влезть в компанию нескольких обывателей. Отсыпьте 150 флоринов стайке куртизанок, и девушки обеспечат прикрытие; они же, если надо, организуют шоу для скучающих часовых. Аналогичные расценки у воров и наемников. Первые резво скачут по черепице и отвлекают блюстителей порядка, вторые лезут в драку по приказу.

Без денег в Италии никуда. Кузнечные мастерские, открытые круглосуточно во всех четырех городах, торгуют клинками и броней, расширяя ассортимент с каждой главой. В лавках лежат «расходные материалы»: яд, метательные ножи, дымовые бомбы и пистолетные патроны. Особенно полезны лечебные снадобья, ведь регенерация осталась в прошлом. Полоску здоровья приходится восстанавливать, посещая уличных эскулапов, глотая зелья и ремонтируя поврежденные доспехи.

Венецианский делец

Чтобы заработать на безбедную жизнь, не стоит обчищать тела и чужие карманы, выуживая жалкие копейки. Родовое поместье в Монтериджони снабжает героя капиталом на протяжении игры, если вложить средства в реконструкцию. Растет общая стоимость виллы, ее убранства, магазинов и прочих построек — быстрее текут деньги в казну. Постепенно угрюмая крепость с заколоченными домами превращается в процветающую коммуну, где всякий купец охотно дает 15-процентную скидку. Зачем при такой роскоши тратить время на поиск сундуков с золотом?

Выходит, что побочные квесты, отделенные от основного сценария, — просто забава. Хотите – разносите письма, бегайте наперегонки с таймером и избивайте неверных мужей. Не хотите – ключевых заданий хватит на несколько вечеров. Единственное, что нельзя пропускать ценителям жанра, – заказные убийства, обставленные хитрее, нежели в Assassin's Creed.

Найдутся занятия и для следопытов, помимо открывания карты с высоких точек. Самое утомительное дело – сбор ста перышек. В этой части они заменили незаметные на радаре флажки (зато за 50 штук выложат отличный молот, не ленитесь!). Еще есть 30 страниц древнего манускрипта, охраняемых стражами, и 20 секретных символов, начертанных на зданиях. Каждый знак содержит головоломку и маленький кусочек видеопослания от Субъекта №16 – предыдущей жертвы экспериментаторов из «Абстерго». Просмотрев их вместе, Десмонд узнает Страшную Правду. Халявщики вольны заглянуть на YouTube или дотерпеть до финальной сцены, в которой дурацкое «откровение» (привет Роланду Эммериху!) преподнесут на блюдечке.

Неполная синхронизация

Последнее факультативное развлечение – бодрые акробатические задачки в духе Prince of Persia: The Sands of Time, преграждающие путь к саркофагам с останками шести легендарных хашишинов. Награда достойна долгих стараний, сопровождаемых проклятьями в адрес коварной камеры и неточного управления, – комплект брони Альтаира. А вот три сокровищницы тамплиеров доступны исключительно владельцам «коллекционок» и специздания. В принципе, ничего важного там не спрятано, но все равно жаль.

Другим спорным шагом Ubisoft Montreal стало удаление 12-й и 13-й глав. «Потерянные» годы заменили закадровым трепом и позже выпустят как платные мини-аддоны. Понятно, что разработчиков поджимали сроки, но лучше бы они сократили чрезмерно затянутую Венецию с ее шестью кварталами, буксующим сюжетом и слишком похожими миссиями, а не выбрасывали битву при Форли и флорентийский «Костер тщеславия».

Убийственный баланс

Впрочем, Assassin’s Creed 2 хороша и без них. Атмосфера, пропитанная густым итальянским акцентом, накрывает с головой, и потрясающе анахроничная музыка Йеспера Кюда (Jesper Kyd) усиливает эффект. Талантливый датчанин написал, пожалуй, самый яркий саундтрек за свою карьеру. В нем сплелись ангельский вокал, скрипки, электронные ритмы, меланхоличные аккорды акустической и агрессивные риффы бас-гитары.

А Ubisoft наконец-то осуществила давнюю мечту, сотворив мир, где стильная картинка не перетягивает на себя одеяло. Виртуальный туризм по Флоренции, Венеции и полям Тосканы приносит не меньше радости, чем увлекательное повествование. Эпитет «открытый» в кои-то веки не значит «унылый», «мертвый» или «пустой». Сердце замирает от высоты, великолепная анимация мигом вышибает из памяти странные условности геймдизайна и мелкие программные ошибки. Да, поединок с главным «боссом» нелеп до безумия, но это – одна смазанная строчка в эпилоге захватывающего романа.

Рецензии пользователей
на Assassin's Creed II5

Эта игра шедевр
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»
Все идеи, которые не воплотили в 1 части, воплотили во 2, и привнесли еще много нового.
Игра произвела на меня огромное впечатление, хотелось облазить буквально все, поэтому платина обязательно была взята. Отличная история, знаменитые личности (хоть и притянуты, но все же оч интересно наблюдать), большое разнообразие заданий, доп миссий, контента, загадок - хочется узнать все.
Пройдя ее, буквально на машине времени побывал в Италии XV века. Только самые положительные эмоции, хорошо что есть отличные продолжения.
«Не могу перестать играть»
7.8/10
Признаться, ожидания от второй части гашишинской саги у меня были достаточно низкими, так как мое разочарование от первой части просто трудно описать (мне ещё никогда не было так трудно пройти игру до конца), но ACII не разочаровала, а даже наоборот, заставила меня заинтересоваться этой сагой ещё больше. Разработчики попытались взять всё лучшее от первой части, что могли, и приумножили всё это настолько, чтобы сделать геймплей максимально разнообразным, но и это не всегда помогает: некоторые дополнительные задания лично для меня было просто не интересно выполнять более одного раза, как и залезать на каждую возможную вышку для открытия карты. Хотя и в данном случае игра сделала большой шаг вперед по сравнению со своей предшественницей - теперь чтобы залезть на высотную башню, недостаточно просто нажимать 2-3 клавиши одновременно и просто ждать. Теперь нужно немного подумать, как именно поступить, чтобы забраться на вершину (помнится, в Far Cry 3-5 было нечто подобное, что создавало хоть какой-то интерес в преодолении высоток). Лично для меня было бы намного интереснее, будь всего десяток подобных "очень высоких зданий" (конечно же абсолютно монументальных и известных, как в ACII), забираться на которые было бы целым непростым и долгим испытанием. Впрочем, набившее оскомину покорение высоток не является обязательным, да и заняться в игре есть чем.
Прежде всего главным плюсом ACII я бы назвал как раз исторический контекст. Прыгать над каналами Венеции эпохи Возрождения, преодолевая крыши настоящих известных исторических сооружений (информацию о которых можно также прочитать в меню), слушая стук черепичной крыши под ногами, а также взаимодействовать с Макиавелли, Да Винчи, Борджиа, Медичи - это отдельный вид удовольствия, который не ощущался настолько явно в первой части игры, и не потому, что Италия времён Возрождения для меня более интересный кусок мировой истории, чем времена Крестовых походов. Просто вторая часть стала действительно намного более живой благодаря мелким и приятным глазу деталям. Разработчики сделали в своей игре небольшой, но настоящий исторический музей.
Геймплейные элементы (точнее подход к ним) меня начали немного поражать с самого начала: Дезмонд использует специальное зрение, чтобы увидеть, на какие кнопки на цифровой клавиатуре охранники чаще всего нажимали. Я уже подумал: "Ого, что-то новенькое, сейчас будем перебирать комбинации", но нет, персонаж берёт, и самостоятельно делает всё это вручную. Почему бы не дать эту возможность игроку? Тем не менее позже я понял, что необычных головоломок в ACII хватает и даже чересчур, и они тоже не являются обязательными, но они крайне увлекательные и связаны с культурой всех времён и народов, в которые вплетены элементы теории заговоров, созданные самими создателями игры, что вызывает действительно интересные ощущения. "Поиск истины" я бы назвал самой интересной внесюжетной частью игры, наравне с разве что гробницами ассассинов, которые наконец-то привносят в бездумный ассассинский паркур определенную долю смысла.
Ну и последнее и главное: сюжет в ACII стал намного более интересным, чем был в первой части, хотя и здесь возникают невероятно глупые моменты, которые не были бы прощены аналогичному фильму, но здесь ты просто стараешься закрывать на это глаза. Мы не получаем особо интересного злодея (или хотя бы одного из них), многие из них по прежнему получают декоративную функцию, но зато мы получаем живого и интересного протагониста с не менее живыми и разнообразными сторонниками. Здесь и мудрые куртизанки, которые учат жизни будущего мстителя-убийцу, и Леонардо Да Винчи, который напрямую сотрудничает с Эцио (момент с полётом на реальном дельтаплане, некогда задуманным именно Леонардо, заставил мое тело покрыться мурашками), и множество других запоминающихся персонажей.
Мой вывод прост и краток: это хорошая игра с массой минусов и массой плюсов, которые суммируясь дают скорее очень положительные ощущения от игры, нежели отрицательные. И всё же этой серии есть куда расти, и мне очень хочется узнать, получилось ли это, хотя я играю в это и пишу уже в 2020 году, и я всё уже давно знаю.
Больше…
Краткая рецензия, это золотой век игр про "Кредо Ассасинов". Все ошибки первой части были исправлены, сюжет был просто прекрасен, а виды на тот момент поражали всех. Стоит начать с этой части и даже на ней можно и закончить.
«Проверено временем»
«Откинуться и расслабиться»
Слишком длинный, Эцио...
«Слава богу, можно вычёркивать»
«Наконец-то конец!»