В хороших аркадах нет ровным счетом никакого смысла, и в этом их главное достоинство, заставляющее вспомнить древнюю восточную мудрость о пользе бесполезного. Игрок не обязан спасать мир и вникать в тонкости сюжета, погружаясь в густонаселенный виртуальный мир, — достаточно просто добраться до финальной заставки, проявив чудеса ловкости. Впрочем, разработчики обычно не жалеют сил на создание более или менее убедительного героя вроде водопроводчика Марио, наделяя его ручками, ножками и серьезными целями в жизни. Но иногда действующим лицом становится более простой предмет, способный лишь передвигаться и отстреливаться. В случае с Ballance все упрощено до предела: в главной роли выступает шарик, катающийся по поверхностям.
Парящий лабиринт
Две «l» в названии — не орфографическая ошибка, а словесный прием: ball (т.е. упомянутый шарик) совмещен с balance (равновесие). Внутри игры — 12 обширных уровней, раскинувшихся высоко-высоко над неизвестными планетами. Каждый состоит из большого количества плоскостей, платформ, подвесных мостиков, воздушных подушек, трансформаторов, стальных труб и коварных механизмов, с помощью которых можно и нужно добраться до финиша.
Концепция очень схожа с древним, из середины 80-х, Marble Madness и недавним Marble Blaster, но есть принципиальные отличия. Во-первых, шарик не умеет прыгать (хотя в платформы встроены вентиляторы, поднимающие его в воздух). Во-вторых, здесь почти нормальная гравитация, и покататься вниз «головой» не получится; можно только скользить по вертикальным стальным направляющим. В-третьих, MB сделан в США, а Ballance — в Германии, поэтому на смену буйным психоделическим краскам пришел сдержанный стиль, в котором мягкую палитру удачно дополняет симпатичный звук.
Красивая, умная, стильная — самые подходящие определения для Ballance. В ее удивительном мире приятно просто находиться, крутить камеру (всего четыре направления с углом 90 градусов), приближать и удалять игровое поле, любоваться проплывающими внизу облаками и неспешно катить шарик, погружаясь в медитативное состояние. Однако после первого десятка падений и стремительно растраченных «жизней» все меняется. Поиграв еще час, многие неофиты будут готовы разбить свой монитор клавиатурой, а кое-кто, возможно, действительно разобьет. Потому что это, помимо всего прочего, чертовски сложная аркада.
Камень, дерево, бумага
Чтобы игрок не заскучал, авторы обильно украсили уровни трансформаторами, изменяющими материал шарика. Самый тяжелый — каменный. Он упорно не поднимается в крутую гору, зато способен открывать задвижки и укладывать мостики. Деревянный — нейтральный, но обойтись только им невозможно. Бумажный, судя по изображению, сделан из газет, и имеет те же физические свойства. Он незаменим, когда нужно «порхать» над вентиляторами, и в некоторых других случаях. Трансформаторы не всегда приносят пользу: порой их следует избегать.
Серьезный минус — ограничение видимости. Если отодвинуть камеру, это мало что даст, но зачастую выбраться из тяжелого положения помогает изменение угла обзора. Простейшее управление — вперед, назад, влево, вправо — ничуть не упрощает геймплей. Приходится рассчитывать все: от скорости шарика (кое-где надо хорошенько разгоняться, чтобы перепрыгнуть на следующую плоскость) до его материала и, соответственно, инерции и трения. Последнее особенно важно: обидно прикатиться в виде изделия из газет туда, где потребуется удар полновесного камешка.
Уровни линейны, но содержат уйму мест, в которых легко ошибиться и потерять ценные секунды. А бонусов, дающих новые жизни, всего два: специальные сферы и очки, набранные за мастерство. Хорошо помогают контрольные отметки, но вряд ли в этом мире найдется гений, который залпом пройдет Ballance. Удачливее прочих будут счастливцы, не думающие о высоте. Остальные при виде шарика, замершего на краю, ощутят головокружение, легкий испуг и ни с чем несравнимое ощущение пустоты в желудке. Серьезная подстава — поинтересоваться у безмятежного представителя первой категории: «Ты не боишься высоты?» Байка о сороконожке, которую спросили, как она ходит, тут же воплотится в реальности…
* * *
Cyparade сделала отличную аркаду, обладающую неплохой внешностью и незаурядным характером. Несмотря на относительно спокойный темп игры, напряжение может быть просто невероятным. Отдельные участки выдают наличие у авторов развитого чувства юмора: не стоит катиться каменным шариком по подвесному деревянному мостику за дополнительной «жизнью» — мостик не выдержит… У Ballance отчетливо проглядывают ушки шедевра (наш выбор!), но выпрыгнуть за отметку 90 ей мешает относительно высокая сложность и малое количество уровней. Впрочем, все еще впереди: это дебют немецких разработчиков, и они вряд ли оставят столь удачный проект без продолжения.