Светлая тема

Рецензия на игру Бандиты: Безумный Маркс

Прошлогодний проект Ballistics был симпатичен прежде всего грамотностью игрового дизайна. Его молодые авторы из шведской компании GRIN явно имели представление о том, как НУЖНО делать игры. Они прекрасно понимали, что всевозможные излишества, которые вносятся в игру лишь для того, чтобы раздуть features-list, никогда не идут на пользу геймплею; что бездарность не скроешь за дороговизной исполнения; что возжелавшему развлечений человеку, в конце концов, нужно немногое. Можно было с уверенностью сказать - у них есть будущее. И это будущее уже наступило. На лицо страшноватое, с пугающим грудных детей названием Bandits: Phoenix Rising, но несущее в себе громадный заряд веселья и положительной энергии.

Действие Ballistics, если кто не помнит, проходило в трубах различного диаметра и протяженности, по которым со сверхзвуковой скоростью носились футуристического вида байкеры. Отныне с трубами (впрочем, недавно я узнал, что на территории РФ их принято именовать “адреналиновыми туннелями”) решили покончить. Они тесноваты, плохо освещены, могут вызывать чувство глубочайшей тоски по родным просторам и провоцировать боязнь метрополитена. На смену тесным ржавым железякам пришла широкая, освещенная ярким радиоактивным солнцем пустыня, оставшаяся после ядерной войны. Как водится, давным-давно на ее месте был город-сад, но потом кто-то случайно уронил на него атомную бомбу… Достопримечательностей в пустыне не слишком много - изредка попадаются рекламные плакаты, ветряные мельницы и прочие огрызки сгинувшей цивилизации; большую же часть игрового пространства занимает огромное поле с синусоидами холмов. А стало быть, мир Bandits минималистичен не в меньшей степени, чем футуристические трубопроводы Ballistics. И это не может не радовать - разработчики хранят верность своим аркадным принципам, не опускаясь при этом до банальных самоповторов.

Буря в пустыне

Однако упомянутые выше байкеры каким-то образом сумели вынести тяготы ядерной войны. Правда, хромированные красавцы, на которых они некогда восседали, превратились в металлолом, поэтому из останков мотоциклов пришлось мастерить ощетинившиеся кусками арматуры драндулеты самой невообразимой формы. Так или иначе, “байком” ни один из присутствующих в игре агрегатов назвать нельзя. Байкеры, как и все спортсмены с солидным стажем, переквалифицировались в бандитов и принялись колесить по пескам и барханам в поисках приключений.

Последнее занятие и является основой времяпрепровождения двух отвязных приятелей, Феннека и Рудольфа. Они разъезжают в одном и том же, с позволения сказать, автомобиле: первый крутит баранку, а второй заведует пулеметами, ракетами, минами и прочими милейшими средствами уничтожения. Собственно, сия парочка и есть ваше двуличное экранное альтер-эго. Поймите меня правильно: Bandits - игра простецкая, минималистская, лишним AI не обремененная. Здесь вам не Ил-2: у игрока нет выбора, присесть ли в мягкое кресло водителя или же взяться за облагораживание окрестностей плюмбумовыми удобрениями. Будете заниматься обоими делами одновременно - то есть и рулить, и стрелять.

Многие возразят мне - мол, что тут необычного? Просто в первые минуты может возникнуть ощущение, что сидящий в багги дядька страдает раздвоением личности: то он говорит от имени парня в шлеме пилота и горнолыжных очках, то обретает облик спившегося Деда Мороза и начинает сквернословить. Лишь потом приходит понимание, что на самом деле авто оборудовано двумя посадочными местами, а коллеги ведут непринужденный разговор в стиле buddy movie.

Несмотря на крайнюю бедность игровой обстановки, в этом мире еще можно кое-чем поживиться. Небывалую ценность приобрел всевозможный металлолом, идущий на производство машин и оружия. Без воды тоже долго не протянешь - поэтому в первой же миссии придется выдирать из рук враждебно настроенных товарищей фильтр последней модели. Кстати, чистое сырье наших удальцов интересует мало; они питают нездоровую страсть к готовым, уже сделанным чьими-то руками вещам - мортирам, шотганам и новым образцам техники. Трудность заключается в том, что редкие предметы не валяются на дорогах - их уже давно прибрали к лапам представители всевозможных кланов. Маленькие и злобные приспешники Flaming Pumkins. Члены сообщества Enclave, сформированного, по всей видимости, из контингента бывшего дурдома. Матерые милитаристы из Crusader, которые, впрочем, нуждаются в вашей помощи и поэтому готовы кое с чем расстаться в обмен на оказание огневой поддержки.

Таким образом, на повестке дня у наших парней почти всегда значится убиение врагов и экспроприация принадлежащих им богатств. Масса заданий связана с перехватом неприятельских конвоев. Сначала мы вынуждаем водителей свернуть с заранее намеченного маршрута - как правило, посредством разрушения мостов. Конвой пробирается к пункту назначения окольными дорогами, что делает его легкой добычей для притаившихся за каким-нибудь холмом Феннека и Рудольфа. План захвата может быть и более изощренным, растянутым на несколько миссий. Разузнав, что эскорт должен прибыть на одну из баз противника, мы кавалерийским наскоком обрушиваемся на нее; памятуя о заветах Ильича, первым делом разрушаем радиоточку, и лишь после этого расправляемся с переполошившимися врагами. База захвачена, задание выполнено.

Зажигай!

На том, чем придется заниматься на протяжении 90% игрового времени (конечно же, битвах), предлагаю обратить особое внимание. В стартовых миссиях стычки выглядят несколько комично. В распоряжении наших молодцев имеется лишь неуклюжее багги, смешно переваливающееся с одного бока на другой и опрокидывающееся на крышу при малейшем удобном случае. Утешает лишь то обстоятельство, что автопарк, к примеру, Flaming Pumpkins состоит из еще более несуразных тарантасов. Из оружия доступен только пулемет, который управляется мышью независимо от багги. Выработанное благодаря десяткам шутеров умение резво брать врага в управляемый «грызуном» прицел позволяет довольно быстро разделываться со слабо защищенными “Пламенеющими Тыквами”. При этом можно чрезмерно не заботиться о собственной безопасности - не выполнять никаких маневров, превратиться в этакую турель и хладнокровно отстреливать врагов, зная наперед, что большого урона они все равно не причинят.

Но как только на вашем пути встретятся внедорожники, снабженные ракетными установками, вы быстро осознаете всю несостоятельность подобного подхода. Работать должен не только Рудольф, но и Феннек! Для успешного ведения боев на поздних уровнях необходимо освоить множество приемов. Подобно таксисту с двадцатилетним стажем, научиться чувствовать свою машину, управлять ею едва ли не вслепую. Со временем ваша любимая боевая лошадка неизбежно обрастет мортирами, шотганами и прочими разновидностями вторичного оружия. Проблема лишь в том, что все это добро намертво зафиксировано на корпусе, и прицелиться, скажем, из шотгана с помощью мыши невозможно - надо надлежащим образом развернуть весь агрегат.

Ближний бой с несколькими соперниками наиболее сложен для освоения, но ВСЕ бои примерно с середины игры проходят именно в таком ключе. Привыкайте с младых ногтей виртуозно управлять пулеметным числителем и колесным знаменателем и нарезать круги вокруг выбранной жертвы, беспрестанно поливая ее свинцом. Попутно необходимо замечать остальных врагов, носящихся вокруг вас и вашей основной цели, прикидывать, когда они будут находиться в зоне поражения вторичного оружия, и интуитивно всаживать в них ракеты напополам с шотганными дробями. В теории все это звучит несколько запутанно, однако помните, что практика - лучший друг игрока в мире Bandits, поэтому не стесняйтесь экспериментировать.

Техническое

Относительно блеклый в секунды затишья визуальный ряд Bandits радикально преображается во время битв. Отменно выглядящие модели техники злобно буксуют, поднимая в воздух клубы пыли. Образовавшийся коричневатый туман постепенно рассеивается, открывая взору проносящиеся мимо макушки Рудольфа ракеты и пулевые трассы, а также хаотично подпрыгивающие тут и там колеса от уничтоженных ранее машин. Это, если называть вещи своими именами, УГАР.

Умолчать об игровом саундтреке совершенно невозможно. Ближайшим родственником проекта является культовый Interstate'76, а в троюродных дядях Bandits числятся не менее значимые Carmageddon и GTA3. Именно музыка придавала драгоценным картинам этих игр завершенность, была их основным стилеобразующим элементом. То же самое можно сказать и о саундтреке Bandits. Здесь действует несколько "радиостанций", подобных тем, что услаждали наш слух в GTA3. Правда, в их плей-листах числится куда более тяжелая музыка - ревущий металл, грохочущий индастриал и жесткое техно. Эти стили идеально соответствуют творящемуся на экране рубилову, хотя прослушивание заботливо выложенных на диск mp3 в отрыве от игрового процесса является довольно специфическим развлечением.

O tempora, o mores

Дабы подвести краткий итог, я вновь потревожу задетый абзацем выше труп I’76. Bandits представляет собой, если хотите, деградировавший с возрастом Interstate’76. Симуляторные потуги ушли в прошлое вместе с расклешенными брюками и прическами “афро”. Грув перестал следить за своей внешностью, отрастил неряшливую бороду и теперь откликается на кличку “Рудольф”. Мелодии тоже изменились - фанк обволокли электроникой, а прочая музыка превратилась в рев и шум. Остался лишь сырой, безбашенный, всамделишный драйв. И это - самое главное.