Осада

Добавить в
Мои игры
3
Добавить в
Вишлист 2
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
1
Ужасно
1
Так себе

Рецензия

Любая игра, упорхнувшая из родительского гнезда сверкающим мастер-диском, оставляет в душе своих творцов ворох сомнений и вопросов. Куда пристроить отвергнутые в процессе создания наработки? Как утилизировать вырезанные детали? Неужели придется провести глобальное форматирование всех запоминающих устройств и начать новое дело с чистого листа?.. Тяжелее всего расставаться с графическим движком, особенно если он возводился своими силами. Западные разработчики, одержимые идеей повторного использования, решают эту проблему просто: обычно они закрепляют графический успех парой аддонов, а хоронят затасканный мотор лишь в теле полноценного сиквела.

Однако в московской Primal Software чураются затоптанных путей. Выбрасывать движок «Глаза Дракона» было бы глупо, ибо эта разработка обладала хорошим потенциалом. С другой стороны, подавать под видом второй игры банальный сиквел дебютного проекта — не очень достойный шаг для хорошо зарекомендовавшей себя компании. В конечном итоге на графическом фундаменте «Глаза Дракона» было решено построить концептуальную новинку под названием «Осада», также известную как Besieger. Замешанная на экшене RPG преобразовалась в RTS, на костях всемогущего дракона вырос социум прямоходящих викингов и киммерийцев. Игрок опустился с небес на землю, и если раньше он управлял норовистым и грозным монстром-одиночкой, то теперь ему придется и якшаться с апатичными крестьянами, и претворять в жизнь масштабные операции по взятию неприступных крепостей.

Туманно не дали

Крах «драконьего» уклада жизни лучше всего иллюстрирует сцена, открывающая альфа-версию Besieger: воздухоплавательное судно викингов с треском шмякается о прибрежный холм. Уцелевшая в кораблекрушении горстка бородатых воинов (в роли лидера выступает героический викинг Бармалей) незамедлительно начинает поиски ближайшего дружеского поселения. Оперативно-розыскные мероприятия сопровождаются зверскими расправами над разобщенными ограми с последующим разрушением их убогих пристанищ.

Игра не торопится доказывать обоснованность своего имени — осадами на первых порах и не пахнет. Однако внимание привлекает другая визитная карточка «Осады» — своеобразный графический движок. Общие планы отличает богатая детализация, четкость мелких элементов, а также плавная рельефность ландшафта. Кроме того, здесь почти отсутствует туман, этот традиционный процессорный анальгетик, вырабатывающий у игрока синдром ложной близорукости. Вдали всегда можно различить мягкие перекаты холмов и горные гряды, лишь немного подернутые молочной пеленой.

Крупные планы не портят впечатление от достойных пейзажей. Неразличимые с высоты птичьего полета детали, модели зданий, техники и людей на поверку оказываются довольно симпатичными. Погодными эффектами и динамической сменой дня и ночи сейчас никого не удивишь, однако добротное небо с бегущими облаками выгодно отличает Besieger от тех собратьев по жанру, где камера приучена отображать только землю.

Между тем под небесным сводом продолжаются злоключения могучей кучки бородачей. Пешие прогулки несколько скучноваты, но тут уж ничего не попишешь: нынче ни одна сюжетная RTS не обходится без «приключенческих» миссий, призванных сблизить игрока с персонажами и научить его беречь необходимых для продвижения по игре героев. Кстати, бесхитростный, казалось бы, сюжет повествует о борьбе викингов с киммерийцами: последние, не побоявшись гнева Одина, похитили у низкорослых крепышей молот Тора. На данный момент наши отношения с киммерийцами сводятся к незатейливому душегубству. Игровые события, впрочем, обещают неожиданно изменить курс, но разговор об этом лучше отложить до релиза.

Расширение пространства борьбы

Бойцы набираются опыта и уровней; в сплоченный коллектив периодически вливается свежая кровь, будь то освобожденные из острога товарищи или белокожий кентавр-изгой, вырванный из лап агрессивных чернокожих сородичей. Спасенный кентавр, кстати, ловко орудует парой лезвий и составляет неплохую пару с крепким, но медлительным Бармалеем.

По мере роста размеров противоборствующих сторон ближние бои вырождаются в хаотичное месиво. Влиять на его ход довольно сложно, поскольку бьющиеся в облачках крови живодеры почти полностью сливаются в единое полигональное мета-существо, из которого весьма непросто выхватить отдельных особей. Растерявший три четверти здоровья Бармалей рвется в самое пекло, копьеметатели жаждут сойтись с врагом в рукопашной, и чтобы приструнить этих неразумных товарищей, приходится либо значительно снижать скорость игры, либо ставить действие на паузу.

В этом свете индивидуальные особенности воинов несколько девальвируются. В мире «Осады» удар в грудь не равносилен удару по спине, которая защищена хуже; одни сильно бьют с ходу, в то время как другие получают бонус защиты, если держат позицию; конные лучники способны стрелять на скаку, повернувшись в седле в любую сторону. Конечно, все эти факторы желательно учитывать во время битвы, однако в ходе глобальных операций с участием множества видов войск крайне проблематично уследить за поведением каждого юнита.

За стеной

Знакомство со стратегической частью Besieger начинается с реконструкции поселения, пострадавшего от набегов огров. Подход к натуральному хозяйствованию в игре до предела реалистичен: люди рождаются «бесплатно», но для превращения их в воинов потребуются средства. Предварительные заказы на обычных чернорабочих не принимаются; приготовившись к труду, они покидают родительские дома самостоятельно. Вместе с тем прирост крестьянской биомассы сдерживают два ограничения: каждый дом может вскормить лишь определенное число крестьян (по умолчанию — 5, но при помощи апгрейдов вместимость можно повысить), максимальное количество домов также имеет некоторый предел.

Немодный в этом сезоне микроменеджмент ресурсов в «Осаде» чувствует себя довольно уверенно. Три вида ресурсов со всеми причитающимися каменоломнями и железными шахтами — несколько тяжеловесно, однако следует помнить, что реалистичный подход к строительству и производству иногда приводил к гораздо более серьезным казусам. В Besieger, к счастью, почти не бывает неразберихи в добывающей отрасли: игрок всегда видит, сколько крестьян корпит над сбором того или иного ресурса, и при необходимости легко производит переквалификацию.

Вышедший из родительского дома гражданин может выполнять лишь самую простую работу по добыче ресурсов. После завершения первоначального накопления капитала и постройки всевозможных милитаристских учреждений появляется необходимость присвоить рабочим военно-учетные специальности. Делается это элементарно: пейзанин отрывается от производства и направляется в соответствующую оружейную. Как только здание поглотит человека, начнется процесс трансформации крестьянина в воина, который затребует установленное количество ресурсов. Примечательно, что обратная конверсия также возможна, поэтому ошибки в формировании личного состава — если они будут признаны вовремя — легко исправить.

В новом проекте авторов «Глаза Дракона» присутствуют и летающие юниты. На сей раз это боевые и десантные парусники, не имеющие ничего общего с дырявыми призраками голландского производства. Корабли незаменимы при штурме окруженных стенами баз. Пока приземленные войска пытаются расковырять стену тараном, пилоты ведут огонь по сокровенным постройкам и высаживают десант в самое сердце вражеской цитадели. С другой стороны, воздушные юниты недешевы и хрупки, поэтому им нужна поддержка с земли. При отсутствии десантных кораблей можно использовать суррогатное решение: осадные башни. Они набирают в свое чрево воинов, подкатываются вплотную к крепостной стене и извергают свое варварское содержимое прямо на укрывшихся среди зубцов лучников.

Предрелизные думы

Как отмечалось выше, Besieger не торопится демонстрировать игроку свою главную прелесть — осады крепостей. Предлагаемый взамен action с истреблением огров и вирбиров быстро наскучивает. В связи с этим вспоминается Stronghold, где с ранних миссий позволялось возводить стены и заниматься планировкой обороны. Поначалу возможностей было мало, стены представляли собой хлипкий деревенский частокол, а оборону держали только лучники. Однако игроку давали почувствовать вкус поздних стадий игры, готовили к по-настоящему серьезным конфликтам. В «Осаде», похоже, подобный опыт учтен не будет.

Тем не менее, многие вещи, реализованные в альфа-версии (которая, увы, вылетела с ошибкой после первого «осадного» сценария), могут измениться. На данном этапе AI опирается на скриптовые костыли и предпочитает глухую оборонительную тактику. Будем надеяться, что в релизе у него прибавится личной инициативы.

Преждевременно говорить и о баллистике, которая, по заверениям разработчиков, не будет делать поблажек в виде friendly fire. Копьеметатели и лучники не станут атаковать, если перед ними будут стоять соратники, однако нельзя быть совершенно уверенным в том, что все копья и стрелы попадут во вражеские тела. Еще нам сулят захват неприятельских зданий и техники, а также разнообразие оборонительных построек. Проверить достоверность обещаний мы сможем, скорее всего, весной следующего года.



Средневековые крепости и все с ними связанное — больной вопрос для перенасыщенного жанра RTS. Казалось бы, ничего сложного, с этого и нужно начинать, но… до сих пор никто не создал игру, качественно и реалистично воспроизводящую процесс осады каменного бастиона. Великолепный Stronghold, несмотря на массу отличных находок, так и остался своеобразной аркадой, в которой здоровенные мужики без особых проблем проковыривали дыру в двухметровой стене. Лестницы, подкопы и прочие хитрости склонялись перед первобытной мощью «раша».

Разработчики из Primal Software (авторы нестандартной «леталки» «Глаз дракона») взялись исправить бедственное положение.

Приключения Конана и Бармалея

Образованные женщины — бич нашего мира. Именно такой хулиганский вывод можно сделать после знакомства с предысторией «Осады». Конунг киммерийцев Конан (в английской версии Konin) пустился в далекое путешествие — за боевой славой, подвигами и легендарным мечом бога Крома. Его вероломная сестрица не стала ждать возвращения законного правителя и однажды ночью устроила переворот. Верных Конану людей безжалостно перебили, а простому народу объявили, что их любимый герой пропал в горах.

Тем временем в столице викингов прознали про перемену власти в Киммерии и решили подготовиться к возможной войне. В город были стянуты лучшие войска, а один из ярлов по прозвищу Бармалей отправился в Валтар, священное место, где хранится молот, выкованный Тором — могущественное оружие, способное внушить уважение нахальным киммерийцам. Не знали бородатые моряки, что на сторону новоиспеченной царицы встали демоны. Едва Бармалей улетел (в мире игры есть воздушные корабли), на викингов обрушилось ужасное землетрясение…

На первый взгляд «Осада» ничем не отличается от аналогичных поделок. RTS остается RTS независимо от страны происхождения. Строим базу, рубим елки, ковыряем камушки, дрессируем ударную армию и выносим всех, кто имел наглость поселиться по соседству. Основных ресурсов три: камень, дерево и железо. В качестве четвертого вида «полезных ископаемых» выступает население деревушки. Правда, сперва желательно окопаться. В традициях Stronghold гигантский бастион начинается с дохлого частокола, обсаженного по углам защитными башнями. Мы возводим разнообразные казармы, сельскохозяйственные лесопилки, важные мастерские…

Кровожадное воинство лишено сюрпризов. Берсерки с топорами, копьеметатели (с бесконечным боезапасом), лучники, медленная и не совсем вменяемая кавалерия, дирижабли, лестницы, тараны, катапульты, взрывоопасные громилы с тротиловым эквивалентом за плечами… Мило и без изюминки. Обыкновенными юнитами дело не ограничилось. Герои — наша опора и постоянная головная боль. Разумеется, Бармалей или пузатый весельчак Оскар с легкостью заменят десяток бойцов, но они смертны (порой даже чересчур) и кардинально изменить ход битвы, увы, не могут. Сидеть бы им взаперти, как Лорду из Stronghold, да командирская аура настойчиво требует личного присутствия на передовой. Один прибавляет окружающим брони, другой увеличивает скорость восстановления здоровья…

Миссии выполнены в привычном для жанра стиле. Строительство и полноценные побоища регулярно сменяются ролевыми прогулками по грибы (небольшой отряд, кучка героев и однообразное заманивание лиходеев в примитивные засады).

Графика хороша, хотя приближать камеру все-таки не стоит, поскольку рубленые «народные» физиономии выглядят не ахти. Модели персонажей намного аккуратнее. Рогатый Бармалей, размахивающий 20-килограммовым топором — мечта любой девушки на выданье. Опрятные домики, приятная анимация без излишеств, взрывы и прочие эффекты — на твердую четверку.

«Юниты народятся сами»…

Что самое поразительное, диковинная цитата с коробки не врет: достаточно построить простенькую избушку на пять койко-мест, и из нее с радостными воплями попрут басовитые карапузы. Что с ними делать дальше — отправить на лесоповал, загнать в казарму, — решать вам. В последнем случае у дверей выстроится очередь «добровольцев». Тренировка рекрутов — долгое и муторное занятие. Желаете переквалифицироваться? Пожалуйста. Помещаете какого-нибудь берсерка в его родную «учебку», получаете голодранца-рабочего и только затем засылаете его куда нужно. Сложно и совершенно непонятно, почему нам не дают сразу зачислить солдата на «переработку».

Тактика далека от безупречности, но видно, что авторы хотели как лучше. Новость дня: здесь нельзя разломать каменную стену холодным оружием. Волей-неволей придется пользоваться осадными машинами или атаковать с воздуха. Универсальное средство против вражеских укреплений — катапульта. Стационарная и беспомощная в ближнем бою, она за десять минут ровняет с землей оборону твердыни. Таран же вышел на удивление жалким и бесполезным. Во-первых, с его помощью можно «пихать» обыкновенных пехотинцев! Во-вторых, по уши бронированная махина наиболее уязвима для стрел, хотя, по идее, от этой напасти должна защищать обитая железом крыша и закрытые бока. Кстати, о стрелах. Равномерно разместить лучников на стенах по периметру поселения смогут лишь дотошные игроки, способные указать каждому бойцу его позицию. Погоните всех кучей — половина вообще не дойдет.

Формации хороши, пока армия неподвижна. Если в вашем распоряжении есть бескрайнее поле, можно расставить парадные колонны (надеясь, что во время движения строй не развалится), но в честном бою тактические замыслы исчезают. Сравнительно крупная схватка мигом превращается в знакомую неуправляемую свару, а непредсказуемый pathfinding придает творящемуся безобразию оттенок безумия. Собрать свои ряды не удается даже после битвы. Игра забывает выбранное построение, зато ревностно хранит ту «схему», что случайно образовалась при выделении юнитов. Да, разбросанные судьбой войска вновь сходятся в атакующий клин по нажатию одной кнопки, но уж слишком часто в нее надо тыкать.

В соответствии с веяниями игровой моды юниты и герои набирают опыт, становясь сильнее. Рядовые солдаты в любом случае не жильцы (нередко нам разрешают перенести часть отряда в следующую миссию), а вот «прокачанный» воин — серьезный удар по самолюбию виртуальных генералов. Впрочем, я не уверен, что оно у них осталось. AI давит массой, не обращая внимания на рельеф и начисто отрицая азы средневековой тактики. Запустите «skirmish» без строительства и «наслаждайтесь». Бессмысленная беготня по карте, распыление сил, болезненная неспособность использовать возникающие по ходу сражения бреши в нашей обороне — проблемы так и прут.

Маленький реверанс в сторону реалистичных «squad-based»-стратегий (а таковые еще существуют?) — раздача приказов на паузе. Пригодится для крупномасштабных столкновений.

Осажденные мысли

Хорошая игра, которую портят мелкие надоедливые недоработки. Убогий AI, плохенький pathfinding и не шибко удобный интерфейс могут легко перевесить достоинства — привлекательную графику и возможность построить крепость своей мечты. Если отбросить амбиции и рассматривать «Осаду» как очередную фэнтези-RTS, то все встанет на свои места. Домики, боевые единицы, ролевые элементы, несколько банальный, но интересный сюжет… Приличный середнячок.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Primal Software
Издатель
DreamCatcher Interactive
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.besiegergame.com

Системные требования для PC

Pentium III/Athlon 800 МГц,128 Мб памяти,3D-ускоритель с 32 Мб памяти,650 Мб на винчестере
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц,256 Мб памяти,3D-ускоритель с 64 Мб памяти,650 Мб на винчестере
Больше…
+113
Лучшие российские игры (Best Russian Games)
116 игр
39 тортов
Посмотреть всё