Светлая тема

Рецензия на игру За гранью: Две души

Жизнь Джоди Холмс (Эллен Пейдж) никогда не была спокойной. С самого рождения девочку преследовал невидимый дух по имени Айден. Айден владел телекинезом и часто терял контроль над собой. Поскольку он был бесплотным существом, окружающие полагали, что во всех разрушениях виновата сама Джоди. С малых лет девочка находилась под присмотром доктора Нейтана Докинза (Уиллем Дефо) — он изучал паранормальные явления, хотел выяснить природу Айдена и научить Джоди ладить с духом. Но даже поддержка Нейтана, ставшего для нее чуть ли не отцом, не избавила Джоди от всех проблем. Когда рядом с тобой постоянно находится потустороннее существо, трудно жить обычной жизнью. Beyond: Two Souls, новая работа студии Quantic Dream, охватывает полтора десятилетия жизни Джоди — вместе с героиней мы пройдем ее путь от детства до взрослой жизни.

Сначала видео, потом игра

С первых минут Beyond дает понять, что здесь необязательно быть опытным игроком: вам предложат не только понизить сложность, но и вообще отложить геймпад в сторону. Если вы затрудняетесь с поиском кнопок R1 или L2 на DualShock 3, то можете использовать смартфон в качестве контроллера, подключив его к консоли через bluetooth и запустив приложение Beyond Touch.

Beyond не хочет быть игрой в привычном понимании этого слова — здесь почти никогда нельзя проиграть. Не нажали вовремя на кнопку? Ничего страшного — Джоди споткнется, но все равно побежит дальше. И даже пропустив пару ударов от разъяренного африканца, она в последний момент все-таки пробьет решающий хук. Сюжет движется вперед, не оглядываясь на игрока: нажал он там кнопку или не нажал — без разницы.

Иногда нам разрешают самостоятельно управлять передвижениями Джоди. Тут, впрочем, о свободе тоже речи не идет — камера разворачивается в сторону пункта назначения, а сценарий будто говорит: «Тащи ее вот туда, а я на минуту отойду». В этом плане некоторый простор для маневров дают сцены, где игрок управляет Айденом. Мятежный дух летает по комнатам — здесь Beyond обретает странное сходство с вертолетными симуляторами, — раскидывает (разрешенные) предметы, вселяется в (строго определенных) людей и душит (некоторых) врагов. Несмотря на все эти (не имеющие логического обоснования) ограничения, полеты Айдена выдергивают игрока из привычного пассивного состояния. Правда, порой нам не объясняют толком, что конкретно Айдену нужно сделать в той или иной сцене, но это уже другой вопрос.

Игровую механику Beyond с натяжкой можно назвать игровой. В тех эпизодах, где нам, казалось бы, дают максимальную свободу — например, военная операция в Африке, — игра уступает в вариативности даже экшену Contract Killer 2для iPhone, в котором хотя бы дают самому наводить прицел на врагов. «Смотрите кино, иногда давите на кнопки»  — это сообщение считывается в каждом кадре Beyond. Это одна из немногих игр, которые можно «пройти» на YouTube и в самом деле ничего не потерять. Quantic Dream намеренно отодвигает игровую механику на задний план и фокусируется на сюжетной составляющей.

Все и сразу

Beyond выхватывает эпизоды из жизни Джоди в случайном порядке. В одной сцене уже взрослая девушка прячется от полиции в лесу, а в следующей время отматывается лет на десять назад, и мы видим, как маленькая девочка только-только знакомится с доктором Докинзом. Безусловно, подобная композиция вносит определенную интригу в повествование: в голове играющего возникают десятки «почему?», и Beyond постепенно на них отвечает. Но уже после нескольких часов игры хаотичное повествование начинает восприниматься как дешевый трюк: оно не только путает зрителя, но и позволяет сценаристу Дэвиду Кейджу вставлять в игру совершенно лишние эпизоды: «Потом поймете, зачем». Нет, не поймем.

Но это еще полбеды: разрушив хронологию повествования, Кейдж лишил себя возможности показать постепенную трансформацию отношений между героями. Джоди мечтает избавиться от Айдена и стать такой, как все, а на деле только сближается с духом и теряет доверие к окружающим — об одном из ключевых конфликтов Beyond игроку приходится лишь догадываться, ломая голову над последовательностью событий. У Кейджа была возможность выстроить одну из сильнейших игровых кульминаций этого года, но вместо этого он решил пожонглировать событиями.

Еще до выхода игры Quantic Dream и Sony хвалились огромным сценарием Beyond, занявшим аж две тысячи страниц. Плохие новости: больше половины игры заполнено историями, не имеющими никакого отношения к основному конфликту. Есть девочка, есть дух, им тяжело быть вместе, но разойтись они не могут — а значит, им придется учиться жить вдвоем, расти и искать свое место в этом мире. Вот и все. Зачем Кейдж и компания кормят нас боевиками с неграми и китайцами, политическими триллерами, хоррорами с мертвыми девочками и даже постапокалиптическими картинами будущего, совершенно непонятно.

Beyond расцветает, когда не пытается строить из Джоди боевую героиню: вот она идет на подростковую вечеринку (дурацкое платье!), вот готовится к свиданию (вообще лучший эпизод игры), вот, бездомная, играет на гитаре, чтобы заработать немного мелочи на ужин. Каждая бытовая зарисовка все сильнее и сильнее сближает нас с героиней, а каждый эпизод, где Джоди не без помощи Айдена устраивает кровавую резню, наоборот, создает дистанцию. Когда ближе к финалу количество убитых переваливает за 50 человек, в реальность Джоди попросту перестаешь верить — это вот эта девочка так волновалась из-за какого-то свидания?

Beyond постоянно отвлекается от главного — своей героини и ее мистического товарища. Дэвиду Кейджу не терпится рассказать нам о планах вымышленного Казирстана по изучению потусторонних миров, о древних индейских ритуалах, о политике ЦРУ. Желание охватить каждую мелочь невероятно раздуло хронометраж игры — все, что можно было упомянуть в двух словах или отметить в какой-нибудь энциклопедии игрового мира, получает в Beyond собственный сюжет. Апофеозом бессмыслицы становится эпизод, в котором Джоди посещает индейскую ферму, где помогает ее владельцам бороться с духами. Эту сцену можно было бы полностью вырезать из игры, и она абсолютно ничего не потеряла бы.

Отказавшись подавать Beyond как игру и позиционируя ее как интерактивную драму, Quantic Dream забыла важную вещь — собственно хорошую историю. Как игровая механика не выдерживает сравнения с примитивными мобильными игрушками, сюжетные изыскания Дэвида Кейджа не выдерживают даже простейшей проверки логикой. Не нужно быть внимательным зрителем, чтобы найти десяток сценарных нестыковок и банальных ляпов в работе Quantic Dream — все они лежат на поверхности. И если на игровую составляющую Beyond еще можно закрыть глаза, то хрупкая композиция, неудачные жанровые эксперименты, логические нестыковки и местами откровенная графомания говорят только об одном: Дэвид Кейдж — плохой сценарист.

***

Beyond могла стать отличной историей взросления, рассказанной через необычные для нашей индустрии сюжеты — в какой еще игре вы выкурите первый подростковый косяк, будете в спешке листать кулинарную книгу перед свиданием или попрошайничать на улице? В редкие минуты просветления в происходящее по-настоящему веришь — в техническом плане игра безупречна. Здесь самые красивые модели героев в уходящем поколении консолей. Здесь удивительно хорошая локализация.

Но игра отказалась быть игрой и передала всю ответственность в руки сценариста. И если в Heavy Rain Дэвида Кейджа хотя бы иногда били по рукам продюсеры и просили поумерить пыл, то в Beyond эксцентричный француз ушел в отрыв и решил, что добавить в потенциально удачную драму немного «Падения черного ястреба», «Звонка» и даже «Терминатора» — неплохая идея. Большая ошибка.

Рецензии пользователей
на За гранью: Две души3

 Создатели игры поставили перед собой монументальную задачу — собрать в игре все штампы о ребенке с супер-способностями. Кажется, у них получилось. Главная героиня — приемное дитя в семье, где отец боится и не понимает её дара, а мать тихо жалеет и любит. Доктор с высокими идеалами пытается разобраться в способностях ребенка, у него потом как-то обыденно погибнут жена и дочь и он, конечно, посвятит себя тому, чтобы вернуть их при помощи супер-сил. Но страшнее девочки с супер-способностями только пубертатная девочка с супер-способностями, поэтому дальше еще больше клише — сверстники героиню не принимают, она бунтует по всем канонам рядового американского тинейджера, потом напарывается на неприятности (насильники в баре) и вот, привет, вербовка в ЦРУ. Даже пересказывать этот сценарий — ужасная скука. 

 Киношный сторителлинг не спасает, а иногда даже выглядит странно. Вот вы бегаете по лесу с курсантами и пару сцен спустя вы убегаете от копов тоже по лесу, повторяя почти дословно все трюки которым вас учили в академии. Да, это был такой очевидный туториал, вы все правильно поняли. И это на каждом шагу. Логики порой просто нет, все принесено в жертву «киношности» — когда вы попадаете на задание в Африку, вы просто не понимаете, почему в одной ситуации Айден может задушить противника, а в другой просто пихнуть бочку. Жанр такой.

 Дэвиду Кейджу вообще норм делать допущения в духе, мол мы нарядим Джоди и ее напарника в военную форму условной азиатской милитари-державы и они так пойдут по базе и никто не заметит разницу между азиатом и европеоидом. А док Дефо не понимает почему призраки его жены и дочери страдают и орут, будучи запертыми между миров.

 Доигрываешь в эту игру по одной причине, сама механика настолько простая, что уже особо не задумываешься — просто жмешь кнопки. Тем более, что игровой процесс не требует особой реакции или размышлений. В конце, преодолев пафосные страдания героини и неочевидный флэшбек из будущего, про апокалипсис и разверзнутые врата Инфрамира (концовка с Зои), смотришь в ленту призов, где среди прочего значится: «Узнать все концовки». Нет, Дэвид, спасибо. Options. Delete.
Больше…
«Забагована донельзя»
«Скууука»
С удовольствием прошёл, не понял откуда море критики и хейта. Персонажи прописаны, сюжет интересен (подача с прыжками по временной линии понравилась), графика красивая. Из минусов явных линейность и непонятная боёвка (так и не научился правильно нажимать влево-вправо в экшн сценах). Понравилась музыка, главные герои и сюжет, состоящий из мини-историй, разнообразие настроений и ситуаций
«Недооценённая»
«Ну и концовка!»
Не понимаю почему так много людей не полюбило эту игру. На мой взгляд отличный триллер с отличным сюжетом и не скучным геймплеем.
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»