Светлая тема

Рецензия на игру Blackguards 2

Blackguards 2 выходит всего через год после своей предшественницы. Такое можно ожидать от Ubisoft или Activision, но не от маленькой Daedalic Entertainment, еще в августе выпускавшей патчи для первой части. Сделать полноценный сиквел такой игры за столь короткое время — задача, кажется, невыполнимая. И действительно, немцы по большей части занимались не инновациями, а работой над ошибками. Blackguards 2 — словно младший ребенок в семье: посмотрела на неудачи старшей сестры и постаралась обойти их стороной.

Тюремный роман

Параллели между двумя частями прослеживаются уже на старте. Обе игры начинаются при схожих обстоятельствах: в тюрьме. Несправедливое обвинение, путь к свободе — мы видели это уже десятки раз. Но студии Daedalic, к счастью, вновь удается декорировать стереотипный сюжет интересными деталями.

Создавать персонажа с нуля, как в первой игре, больше не нужно. Blackguards 2 предлагает нам готовую героиню — Кассию из Теноса. Красивая аристократка, она была наследницей престола, но ее предал собственный муж, и в результате она попала в тюрьму-лабиринт, где сошла с ума. Вырвавшись с боем наружу, она скрыла изувеченное лицо под маской и теперь жаждет любой ценой захватить королевство и отомстить вероломному супругу. Подобно Саре Керриган из StarCraft, она перешла на темную сторону не по своей воле, но это не значит, что теперь она не радуется творимыми ей разрушениями. Daedalic умело подчеркивает свои сильные стороны и дарит нам действительно многогранного протагониста.

Компанию Кассии составляют знакомые по первой BlackguardsНаурим, Такате и Зурбаран, которые ничуть не изменились и удачно контрастируют с такой серьезной и даже трагичной главной героиней. Наурим, к примеру, все так же комично боится ведьм, а известный своим ветреным нравом Зурбаран выступает в непривычном амплуа — теперь он раб Кассии.

Daedalic любит полутона и старается как можно дальше отойти от фэнтезийных стереотипов. В мире Blackguards 2 нет однозначно положительных «воинов света» — здесь каждый преследует свои эгоистические цели. Некоторые не гнушаются даже откровенно бесчеловечных поступков — например, Кассия, сама прошедшая через пытки, равнодушно применяет свой горький опыт на пленных. Многогранные персонажи — один из лучших элементов Blackguards 2. Когда игра спотыкается об свою громоздкую механику (а она спотыкается), именно желание узнать, что будет с героями дальше, удерживает у монитора.

Будут резать, будут бить

Понятно, что всего за год разработки структура Blackguards не подверглась кардинальным изменениям. Это все та же тактическая ролевая игра, где битвы нужно решать как пазлы, а малейшие ошибки строго караются. Расслабиться можно только на первых обучающих уровнях в том самом злополучном лабиринте. Дальше начинаются настоящие испытания.

Мы привыкли подолгу разглядывать поля сражений в первой Blackguards, и сиквел требует того же. Первая фаза боя происходит преимущественно в голове — ты смотришь на расстановку сил и думаешь про себя: «Сфокусируюсь на пехоте — заклюют лучники и маги, пойду на прорыв — открою тылы. Что же тут делать-то?» Особое веселье начинается, когда среди противников люди уступают место фэнтезийным монстрам, требующим своего подхода. Например, друид призывает чудовищ, которые прыгают по всей карте, сбивают героев с ног и излучают ауру разложения — в общем, заставляют страдать вообще всех. Более того, уродцы не унимаются даже после фатального удара: на месте их смерти остается облако ядовитого газа.

Если герои первой Blackguards большими амбициями не отличались, то Кассия намеревается захватить целое королевство, для чего собирает собственную армию — Молчаливый легион. Поэтому в игре присутствуют не только сюжетные задания, но и дополнительные миссии, позволяющие рекрутировать новобранцев и получить для них разные бонусы. На некоторые задания можно взять не только героев, но и обычных солдат, так что хорошая армия немного упрощает продвижение по сюжету.

В игре также появилась система укрытий, позволяющая укреплять свои позиции. Ей часто пользуются враги, из-за чего порой случаются конфузы. Например, в одной битве я спокойно расстреливал вражеских солдат издалека — они даже не думали шевелиться, и в итоге всех удалось перебить поодиночке.

После каждого третьего боя Blackguards 2 предлагает поиграть в обороне — враг нападает на одну из захваченных нами территорий, а нам следует ее защищать. К сожалению, такие битвы быстро надоедают: лучники и маги поливают врагов издалека под прикрытием щитоносцев и ряда ловушек — вот и вся тактика. Куда лучше у Daedalic получились сюжетные миссии, уходящие от формулы «стенка на стенку». Например, в начале игры есть захватывающее задание с побегом от толпы наемников, где приходится действительно попотеть. Нужно не только скрыться от преследователей, но и сдержать их напор, пока один из твоих подопечных опускает мост — и как же медленно он это делает! Порой игра заставляет не на шутку поволноваться. Жаль, что не каждый бой здесь столь изобретателен и интересен, да и привычный для первой части дисбаланс никуда не делся — например, сражения с бесконечным респауном врагов все так же угнетают.

Как не сорваться во время диеты

Ролевая механика Blackguards, унаследованная от популярной в Германии настолкиDas Schwarze Auge, была левиафаном, под тяжестью которого рушилась сама игра. По меню персонажа можно было бродить минут десять и так ничего и не понять. Год спустя Daedalic вновь пытается обуздать чудовище. С системы развития срезан лишний жир, многие атрибуты были упразднены. К примеру, теперь нет бесполезной Харизмы, равно как и Силы, которая накладывала глупые ограничения по переносу предметов. 

Первая Blackguards поощряла неуемное использование специальных приемов — после пары усиливающих заклинаний Наурим с его Hammer Blow превращался в машину смерти. Теперь ему приходится умерить пыл — в игре появился показатель выносливости, заставляющий применять спецатаки более расчетливо. Боевая арифметика стала более понятной — Blackguards2 точно показывает урон, который причинит твоя атака. Вдобавок случайность теперь играет меньшую роль: 100% шанс попадания наконец-то стал реальностью.

И все же новые идеи Daedalic выглядят полумерами. Да, ролевая система теперь лучше заточена под тактические битвы, но она все равно неподъемна для — не будем кривить душой — камерных масштабов Blackguards 2. Убрав из игры еще половину навыков, авторы все равно оставили бы нам много возможностей для развития героев разными путями. Многие из них тут просто не нужны: зачем лучнику углубляться в свое дерево умений, когда у него есть великолепный Triple Shot? По Blackguards 2 видно, что Das Schwarze Auge не нужно дорабатывать и упрощать — от нее необходимо избавиться.

***

Безусловно, Daedalic сделали более сфокусированную и отполированную игру. История стала увлекательнее, а ролевая и боевая системы — удобнее. Сюжетные миссии увлекают, а «боевые пазлы» продолжают славные традиции первой части. Поклонникам ролевой тактики пропускать такое нельзя.

Проблема, однако, в том, что, несмотря на мелкие нововведения, игра почти не изменилась. Самые раздражающие элементы первой части в том или ином виде перекочевали и сюда: в частности, несбалансированные битвы и бесполезные навыки. Пусть цифра «2» в названии вас не обманывает — новая Blackguards хороша, но это скорее большое сюжетное дополнение, а не полноценный сиквел.