Светлая тема

Рецензия на игру Блицкриг. Смертельная схватка

Нелишним будет сразу сообщить, что «Смертельная схватка» имеет к «Нивалу» весьма опосредованное отношение. Виновник торжества — немецкая компания Intex. А «Нивал» — всего лишь скромный локализатор этого фундаментального труда. Но…

* * *

Что же такое «Смертельная схватка»? Это «дополнение к игре „Блицкриг“». По крайней мере, так гласит надпись на коробке. Нет ничего удивительного в том, что дополнение к игре делает посторонняя команда, такова мировая практика. «Нивал» в поте лица трудится над официальным продолжением и по мелочам отвлекаться не хочет.

Идем дальше. После установки дополнения диск можно смело положить на полочку, он больше не понадобится. Запуск непосредственно «Блицкрига» никоим образом не дает повода думать, будто в игру имплантировано что-то еще. Меню тоже оказывается девственно чистым. Для подключения установленного дополнения нужно проделать ряд далеко не очевидных манипуляций.

Мне подобную операцию пришлось проводить чуть ли не впервые. Нет, подключать моды и устанавливать «фанатские» дополнения доводилось, и неоднократно, но чтобы такого рода деятельность стимулировали столь далекие от маргинальной тусовки структуры…

Одна тысяча второй способ

Скажем так: «Смертельная схватка» — это вариант для людей, до сих пор считающих Интернет кладовой задорных картинок. Игрок, имеющий доступ в Сеть хотя бы через модем, путем нехитрого поиска обнаружит не одну сотню разнообразных миссий на любой вкус. Имеются даже мини-кампании! Кто ищет, тот всегда найдет.

В Intex же не утруждали себя по пустякам, поэтому в «Смертельной схватке» нет ни одной кампании. В том числе мини. На вопрос, что должно представлять собой нормальное, человеческое дополнение, каждый ответит по-разному и будет прав по-своему. Но любой здравомыслящий человек признает выпуск диска, набитого банальными миссиями, графоманией. Кстати, разработчики и сами не знают, сколько они сделали миссий. На коробке написано — 24, в мануале — 25. Наверное, ставка плавающая. Кому как повезет. Мне повезло, у меня — 25.

Миссии миссиям рознь, фанатские творения не всегда выдерживают даже скромные претензии критиков, но (минуточку!) они распространяются абсолютно бесплатно. Я уже не говорю о том, что иным левшам и ландшафт удается лучше, и банальный брифинг с картой перед миссией не лень пририсовать. Intex же без обиняков кидает игрока в бой прямо с порога главного меню. Инструкции прочтете по ходу дела.

Прикладная топография

И это, если разобраться, не самое главное. Но форма в нашем случае в полной мере соответствует содержанию. Люди, пренебрегающие минимальными нормами приличия, едва ли станут заботиться об игроке до конца.

«Блицкриг» хоть и не шедевр, но, на мой взгляд, лучший сплав RTS и воргейма на тему Второй Мировой. Во многом благодаря удачному дизайну миссий и динамичной кампании. Редко в стратегической игре план той или иной операции навечно застывает где-то в голове, а «Блицкриг» не годился для тупого прохождения. Там нужно было думать на тактическом и стратегическом уровне. Во всяком случае, не самая большая продолжительность игры с лихвой компенсировалась сложностью и разнообразием.

В «Смертельной схватке» ничто не напоминает о золотом балансе. Если вы ждали от дополнения каких-нибудь знаменитых операций, я вынужден вас жестоко разочаровать: авторы об этом не позаботились. Происходящее на экране в основном представляет собой плод нездорового воображения дизайнеров. О какой исторической достоверности может идти речь, если у игры даже с обывательской точки зрения неадекватный взгляд на мир? Наведите курсором на домик. Изба? Верно, изба, ничего такого. В Норвегии?! Думаете, придираюсь? В таком случае сравните Арденны, которые нам предлагает Intex, с Арденнами из союзнической кампании оригинального «Блицкрига».

Дом дураков

Конечно, разработчики очень старались, чтобы лишний раз нас не огорчать. Порой возникает впечатление, будто перед нами разыгрывается мультиплеерная партия: подкрепления появляются с такой регулярностью, что в скором времени разбухшая армия заполняет чуть ли не полкарты. Сначала это может вызвать восторг, безудержная рубка еще никому не мешала, но подобные салочки быстро и окончательно наскучивают. Хочется все-таки в духе оригинальной кампании действовать холодно и расчетливо, а не размазывать сопли по пескам и сугробам.

В местном театре абсурда превосходно играет свою роль авиация. В виртуальном небе нередко кружит стайка штурмовиков и истребителей, а разработчики на сладкое разрешают еще и запустить бомбардировщики. В Норвегии с помощью десанта нужно захватить железнодорожную станцию. Но зачем? Миссия без труда проходится тупой бомбардировкой. В процессе аннигиляции всего живого кнопочка с высадкой десанта перестала действовать, и проблема была решена тривиальным путем. Это, кстати, не означает, что авиация противника столь же активна. Наоборот, она практически бездействует.

И еще мне непонятно, что в игре делают стратегические Б-29 и почему He-111H назван тяжелым бомбардировщиком? Нигде не встречал такую классификацию.

Неожиданность

Казалось бы, не научились рисовать карты и писать грамотные скрипты, — не нужно лезть дальше. Лучше недооценивать свои возможности, чем переоценивать. Более убедительного доказательства сей истины, чем «Смертельная схватка», не придумаешь.

Авторы, наверное, гордятся своими «сорока видами новой боевой техники», БРЭМами и росписью по броне. Камуфляж уже стал темой разговоров для остряков. Что-то связанное с детской неожиданностью — самое безобидное из того, что можно услышать и прочитать. БРЭМы здесь ничего не эвакуируют, к чему их вроде бы обязывает название. Это просто ремонтные машины, и все. А о каких-то сорока новых видах разговор отдельный.

Любой авантюрист с уважением бы отнесся к умению Intex выходить из положения. Взять Т-26, надеть на него шкуру болезненного крокодила, назвать японским танком… неплохо! Миссия с японцами, кстати, всего одна. Стоило, спрашивается, огород городить?

Безнаказанная инициатива

Я готов поверить на слово, пусть будет 40 видов боевой техники. Уже не столь существенно. Дело в другом. Со старым парком произошли какие-то изменения. Во всяком случае, впечатление стойкое: немецкая техника чудесным образом здорово ослабла, а американская окрепла и раздалась вширь. Беззастенчивый расстрел «Шерманами» (М4А3) «Ягдпантер» и «Тигров» стал для меня откровением. Оказались на диете и толстокожие английские «Матильды», в ранний период войны бывшие для немцев сплошной головной болью.

Впрочем, снижение ТТХ может быть связано с общим низким качеством кода игры. Трудно предположить, например, что скромный разработчик мода может сделать с AI и pathfinding. С другой стороны, техника горит как нефтеперерабатывающий завод: из-за дыма и адского пламени порой не видно текущей обстановки. Как видно, при желании испортить можно все.

Причем некоторые ямы — дело рук самих создателей; на старте расстановка юнитов нередко такова, что выбраться из плена самостоятельно они не в состоянии. Если поле битвы — город, ситуация приобретает масштабы катастрофы: повсеместные пожары, заслоняющие белый свет, путающиеся в руинах юниты и бесконечно тупой экшен. Хочется куда-нибудь в чистое поле. А лучше сразу в операционную систему. Так интереснее. Масла в огонь подливают отупевшие инженерные машины. Вырыть окоп — задача для них непосильная, на данную команду они реагируют редко и неохотно. Кстати, такое поведение свойственно и всем остальным юнитам: в моменты помутнения рассудка они могут на время перестать слушаться.

Предсмертные схватки

На первый раз опустим перечисление возможных причин, побудивших порядочную компанию «Нивал» участвовать в подобном «мероприятии». Но подобрать к данному поступку такой итоговый комментарий, чтобы дорогая редакция не вырезала, трудно. Что ж, не буду пытаться…