Xenus. Точка кипения

Добавить в
Мои игры
16
Добавить в
Вишлист 3
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

3
Так себе
3
Шедевр
2
Ужасно
1

Рецензия

Колумбия — родина самых чистых изумрудов. Охота за зелеными минералами — тонкое, кропотливое дело. Шахтеры пользуются техникой лишь в наиболее трудных случаях, удаляя окружающую податливую породу руками, дабы не повредить хрупкую драгоценность. Четыре с половиной года артель «Deep Shadows» выковыривала изумруд-рекордсмен под названием «Xenus» из глухой стены долгостроя. Кристалл подавал надежды — он был знатным, красивым, обещал непаханое поле возможностей. Увы, старатели грызли камень отбойными молотками… In love with a bad idea На бумаге — в дизайн-документе, многочисленных интервью и превью — Xenus выглядела изумительно. Шутер с ролевым привкусом, горячий ветер Колумбии, знойные señoritas, лихие «разборки» в джунглях, кокаиновые плантации наркобаронов, десятки видов оружия и транспорта — кто откажется от такого подарка? Да и зажимать свободу не планировали. Хочешь — работай на партизан. Не нравится коммунизм — свяжись с федералами, ЦРУ, бандитами, индейцами (sic!) или мафией. Наконец, можно повкалывать на простых граждан, решая их бытовые неурядицы. Всё это, разумеется, в придачу к центральному квесту о поисках пропавшей дочери главгероя. Обманули? Нет. Загвоздка в другом — в исполнении. Непутевые заметки Колумбия1, куда Сол Майерс примчался по следам Лизы, радует первые две минуты. Затем глаз начинает подмечать всякие странности, и мир, казавшийся цельным, расходится по швам. Оба крупных города — плод чьих-то попыток освоить трехмерный редактор моделей. Стерильные здания-коробки, обтянутые микроскопических размеров текстурами, не дают и малейшего намека на то, что тут живут люди. Вы не увидите здесь облезлую краску и кучи мусора, только уродливые вывески питейных заведений, нарисованные, видимо, в Microsoft Paint. Улицы и площади украшены бесцельно слоняющимися NPC, «подрисовываемыми» движком в окрестностях игрока. О распорядке дня, знакомом со времен Gothic , никто не слыхивал. Несчастные создания до неприличия глупы и даже не способны обойти стоящую на тротуаре машину — они пытаются протаранить ее и в итоге накрепко прилипают к металлу. Сдвиньте авто на миллиметр, и тщедушные болваны умрут, сделав Майерса первостепенным врагом мирного населения. А гражданских лучше не беспокоить — уж очень нервные. Если посреди улицы появилось бездыханное тело, добрая половина города закатывает безудержную истерику. Попробуйте выстрелить в воздух — тотчас наживете уйму проблем. Клоны старухи Шапокляк, торгующие на рынках лечебными ананасами и осколочными гранатами, швыряют лимонки с проворством спортсмена-разрядника. Там же, у божьих одуванчиков, продается универсальное супероружие — банка варенья. Разбейте сосуд о чью-нибудь башку, и на жертву мгновенно набросится орава голодных пчел, разящих плавиковой кислотой. Бешеные насекомые прогрызают тяжелый бронежилет за считанные секунды, превращая его в никчемный дуршлаг. При этом, что удивительно, Сола за преступника не считают. Приятно: и задание выполнили, и репутацию сохранили. Главное — не задевать в «джунглях» ульи, иначе сожрут в момент. В остальном у местных полное взаимопонимание с природой. Только тупой белый гринго собирает на хвосте толпы стрейфящихся гадюк и ягуаров; прочая публика то ли пахнет по-родному, то ли взятки «Вискасом» дает, но её зверинец не трогает. Громко расправляться с фауной на глазах у патрулей не советуем — солдаты, записавшиеся в «Гринпис», мигом отомстят за гибель лесного кота. Посему идеальный способ отделаться от зоопарка — как можно больше ползать: нас увидят, но не укусят. Слово «джунгли» взято в кавычки неспроста — зелень, раскинувшаяся на добрые три четверти территории, мало похожа на растительность настоящей Южной Америки. Вместо непроходимых зарослей нам показывают чистые, опрятные, почти ухоженные парки с просеками, по которым без труда проедут родстер или автобус. Богатство флоры ограничено пальмами, папоротниками, парой кустов и тремя видами деревьев. Vietcong и Far Cry по-прежнему остаются недостижимым совершенством. Да и сами антуражи не блещут разнообразием. Куда бы вы ни направились, вам повсюду встретятся один и тот же щербатый бетонный мост, дюжина идентичных придорожных базаров и заправок со сломанными счетчиками, около сотни одинаковых развилок с гигантским деревом посередине и столько же поворотов-близняшек. Деревни и базы авторы сколотили из типовых блоков. Лишь несколько изготовленных вручную «сюжетных» районов мешают заклеймить Xenus как 625 квадратных километров бесстыжего «copy/paste». Баллада о глупом транспорте Средства передвижения — особая гордость разработчиков. Советские легковушки-рыдваны, армейские грузовики, джип с пулеметом, моторная лодка, военный катер, одноместный самолет, танки и вертолеты — далеко не исчерпывающий перечень того, что может оседлать тов. Майерс после прохождения курсов. Танк медлителен, неуклюж и неэффективен; намного проще расстрелять супостатов из «Драгунова» или дробовика. Ньютонова физика в Xenus не ночевала, поэтому геликоптеры, чья модель поведения обставляет по кривизне всё, что угодно, включая Operation Flashpoint , — удел законченных мазохистов. С самолетами еще сложнее. Даже если вы справитесь с их усилиями свести счеты с жизнью, то замучаетесь искать подходящее место посадки. Военные катеры — тоже не сахар. Легкий тычок беспилотной (радиоуправляемой?) моторки, что рассекают водную гладь, заставляет массивное судно покорно лечь на бок. Первый патч привел в чувство автомобили. Теперь они хотя бы делают вид, что слушаются руля, но все же в подметки не годятся своим реальным собратьям. А вот «запаска» в багажнике пригодится: машина со спущенным колесом при удобном случае разворачивается на 180 градусов, да так резко, словно под ней — лед, залитый оливковым маслом. Жаль, нет дополнительных нервов. Оставлять «железного коня» на дороге не стоит. Электронные водители, возникающие в некотором радиусе от Сола, не преминут подправить ваш бампер метким ударом. Пять минут без присмотра — и от новенького «Хаммера» останутся пылающие обломки. За чертой города ИИ теряет остатки самообладания и устраивает пробки везде, где останавливается игрок. Решили отовариться кокосами у бабки-камикадзе? Будьте уверены — сейчас у вас за спиной столкнутся с полдюжины идиотов, оглашающих округу тошнотворно пронзительными гудками. Разъехаться им не под силу; единственный способ очистить трассу — рвануть куда подальше, выбросив затор из оперативной памяти. Иногда игроку не дают увести пустую моторную лодку — якобы у нее… закрыта дверь. Майерс чудесным образом слышит переговоры пилотов, парящих высоко в небе, — передатчик в зубах торчит, не иначе2. Чтобы избавиться от назойливого вертолета, достаточно забежать в лес — махина зацепится за макушки деревьев и рухнет на землю. А легендарные истории о транспортных средствах «Солдат» и «Танцовщица» уже передаются из уст в уста. Главный сюрприз — игра регулярно удаляет принадлежащие нам авто вместе с пожитками. Здравствуй, Fallout 2 . Это он, это он, колумбийский почтальон! Как ни странно, ляпы скрашивают унылые часы, потраченные на мотания между населенными пунктами. Радиостанций в Банании нет, приятная фоновая музыка звучит редко, так что желающим отбыть в Xenus придется зарядить огромный плейлист в Winamp. А гоняют нас по удручающе примитивным квестам за копеечную награду. Добрая половина заданий — «сходи да принеси» (потерянный «калаш», пакет с наркотиками, документы, план наступления, угнанную негодяями колымагу, черта в ступе). Вторая категория — «замочи всех», подаваемая под разными соусами: от операции по обмену пленными до спасения NPC и уничтожения генератора. Есть и третья — тоскливая болтология с одним вариантом ответа. Пример. Сеньорита, прибитая гвоздями к площади в Пуэбло-Фаро, умоляет Сола заглянуть к партизанскому командиру и выбить увольнительную для ее любимого парня. Думаете, вам предстоит выручать солдата из плена, подделывать бумаги, демонстрировать небывалое красноречие (вставьте сюда любую умную мысль из знаменитых RPG)? Еще чего. Заваливаемся к команданте, минуя кордоны, и просим отпустить бойца. Если отношения с герильерос выше среднего, вопрос исчезает сам по себе. Ведь «сам Сол Майерс попросил»! Или, скажем, эпизод с шантажом мэра. Делаем инкриминирующие фотографии по заказу шефа полиции, идем к градоначальнику, намекаем на толстые обстоятельства, всё — миссия выполнена. До контрзаданий, возможности договориться с городским головой и прочих занимательных версий дизайнеры Deep Shadows не додумались. Я оживился всего один раз, когда на одном из мостов увидел самоубийцу: «О, чудо! Первый ветвящийся диалог!». Сол быстро убедил несчастного не кидаться в покрытую неубедительной рябью речку и условился с ним о встрече в баре «Ацтек». Там-то радость и стухла: вместо того, чтобы рассказать печальную историю жизни и подбросить интересное поручение, спасенный предложил хлебнуть текилы3. Quest completed, тушите свет. Сол Майерс в ответе за всё Бананийцев хлебом не корми — дай проверить паспорт. В разгар ожесточенной перестрелки какой-нибудь боец обязательно спросит, что здесь понадобилось гринго. Врагов и друзей распознают еще на подходе; даже партизаны из самой глухой чащобы в курсе отношения своей фракции к Майерсу. Убейте их, и спустя секунду каждая собака отсюда и до Пуэбло-Фаро прознает о вашем подлом поступке. Алло, это передача «Третий глаз»? У нас зарегистрирован случай массовой телепатии! Оттого и летит насмарку весь «стелс». Украсть что-либо втихую нельзя. Не успел бандитский ноутбук, лежащий в совершенно пустой комнате, перекочевать в наш инвентарь, а гуляющие снаружи головорезы уже щелкают затворами. Колонки взрываются десятикратно усиленным воем «На нас напаааали!», гитарные переборы сменяются чересчур агрессивным техно, и следующие полчаса мы тратим на «успокоение» обозлившейся базы. Источники света не уничтожаются, звук распространяется по неизвестным науке законам, темнота — друг всех, кроме Сола: охранники вынюхивают героя в кромешной мгле с расстояния 200 метров. Знать, дезодорант выдает. Экшен-часть Xenus недалеко ушла от бюджетного мусора калибра Mortyr 2 и Ardennen Offensive . ИИ прет напролом, нервничает, часто кувыркается, героически перезаряжает оружие на открытой местности и отчаянно стремится достать нарушителя через бетонную стену. А заодно противники верещат, дабы вы догадались, откуда вылетит очередная пуля. И лишь бойцы федеральной армии изредка пытаются вычислить снайпера, засевшего в кустах с СВД. Хотя чего еще ждать от персонажей, на досуге обсуждающих проблему засовывания гранаты в, извините, жопу? Растишка Куцый список параметров наводит на мысль: Deep Shadows равнялась, пусть и неловко, на Morrowind . Принцип «прокачки» знакомый — чем дольше стреляешь из автомата, тем выше соответствующий навык. Путь к самосовершенствованию тернист и нелегок. Иностранный Легион4, где Сол Майерс оттрубил долгий срок, сделал из здорового человека беспомощного калеку. Стартовые характеристики впечатляют: «хилый», «слепой», «криворучко», «руки-крюки», «дистрофик». Куда ни плюнь — везде нули. Генерацию персонажа, которая бы позволила выбрать начальные умения и привычки протагониста, не завезли. Но волноваться рано. Хлипкость не помешает сбивать «вертушки» и выкашивать толпы гадов, укладывая пули в сердце с 50 метров. Мазать будете не менее зрелищно, выпуская в «молоко» целую обойму. Не в статистике дело. Просто бананийская баллистика — странная штука. Непонятно, зачем в Xenus «экспа». Опыт растет со скоростью сталактита в сухой пещере, а понять, за что именно выставляются баллы, нам не удалось. Остался загадкой и сакральный смысл получения уровней; от них, судя по всему, вообще ничего не зависит. Так, мой подопечный завершил свой крестовый поход, будучи на второй (!) ступени развития. Простите, это много или мало? «Привет из Крыма, вот вам ящик кокаина» Тем, кто хотел обзавестись Xenus ради сюжета или бирки «RPG», лучше подыскать новый объект мечтаний. За время «расследования» вам ни разу не придется напрягать мозговые извилины — разжеванные ответы лежат на поверхности. Следующая цель всегда указана на карте с точностью до метра, а добыча информации сводится к уплате еще 3-5 тысяч песо. Потребовали — плати, и никаких гвоздей. Убивать вымогателей без толку — восстанут из могилы и вновь начнут тянуть жадные ручонки. Иных вариантов попросту нет. Дыра в кармане? Тогда — вперед на мизерные приработки у индейцев, официалов и прочих «доброжелателей», либо в кресло водителя вечно пустого автобуса. Еще можно сыграть в Гавроша. В паре километров от Пуэрто-Сомбра идет нескончаемая борьба между возрождающимися солдатами регулярной армии и наркобаронами. Умирают, «репопятся» и снова прут в бой с упорством гаитянских зомби (не забывая попутно посматривать на документы Сола). Не стесняясь их присутствия, начинайте мародерствовать, собирая с хладных тел патроны, гранаты и медикаменты. Ах, да, и главное: отслюнявив очередному торговцу пирожками пачку купюр, не хватайтесь за пистолет. Бананийцы привыкли класть банкноты не в кошелек, а в рот, так что вернуть капитал не удастся. Игровые тексты, в особенности диалоги, нуждаются в серьезной литературной правке. Сценаристы не создали ни одного яркого образа, зато выдали разливанное море позорных огрехов. «Английский философ и поет», «прохлажать», «по-этому», «неизвесный», упорное игнорирование правила «-тся/-ться» и отсутствие сотен запятых… Стыд и срам. На том же уровне и озвучка, раздражающая то густым украинским «ховором», то потугами изобразить речь «новых русских» середины 90-х годов. Добавьте сюда словесную кашу в инвентаре, куски английского дубляжа, надписи вроде «Quicksave», и вы увидите стопроцентную иллюзию подпольной «лакалезации». Если бы не необходимость копить деньги для нового мздоимца, расправа со сторилайном заняла бы пару часов вместо трех суток. Хотя стоит ли мучаться? Ведь под занавес история приобретает бредовый псевдонаучный оттенок, на корню убивающий зачатки атмосферы (а заключительные минуты — и вовсе сплошной фарс). Текуловый закат Редкий долгострой обходится без медлительного движка и тонны ошибок. Два увесистых патча, вышедших сразу после релиза, раздавили немало «тараканов», однако и сегодня недостатков и «битых» квестов — пруд пруди. За «бесшовные» просторы мы вынуждены расплачиваться продолжительной загрузкой, частыми тормозами из-за кэширования ресурсов5 и утечками памяти. Кивать на картинку — мол, «вон какие пейзажи попадаются!» — бессмысленно. Xenus изрядно задержалась в разработке и опоздала на праздник жизни. Она еле дотягивает до стандартов 2004 года. Освещение простенькое, стекла смахивают на мятый полиэтилен, модели людей режут глаз идеальной симметрией, а техника не выдерживает сравнения с серией GTA. Прорисовка растительности, впрочем, достойна похвалы. Сильно хромает детализация мира. Приличные апартаменты с коврами, паркетом, обоями и цветами в горшках соседствуют с коробками из-под обуви. Девственно чистая каморка торговца подержанными авто, армейская столовая, состоящая из раздаточного стола и двух вытяжных труб, больница, где нет лекарств и хирургических инструментов — чего не хватило на доработку этих и десятков им подобных локаций: времени? средств? терпения? На закуску — немного вопросов к Deep Shadows. Почему оружие можно модифицировать, но нельзя чинить? Зачем нужна функция «удалить миссию из блокнота», если триггеры остаются на месте? Чей череп посетила идея вращать камеру вокруг неподвижной машины? Как такие глупости пережили стадию «беты»? Where would I be Deep Shadows откусила больше, чем смогла проглотить. Одноклеточный шутер встретился с недоношенной RPG. После нескольких дней общения с игрой хочется плюнуть на Лизу Майерс, таинственные камни, наркомафию, официалов, полицию, партизан, мирных жителей, растянуться на лавочке в тени пальмы, вдыхать аромат чайных роз и слушать звуки сонного городка. Остальные попытки получить удовольствие от Xenus обречены на провал. Cол Майерс и я уже достигли своей точки кипения. Дело за малым — нажать «Uninstall». 1Надо отдать должное прозорливым менеджерам Atari — смекнув, что за Колумбию, показанную в Xenus, недолго схлопотать по лицу прикладом АК-47, они переименовали страну в «Реалию». Хотя «Банания» звучит куда лучше. 2Любопытный факт, почерпнутый из воздушного трепа: 625 км2 земли занимает гигантский квадрат АВ10, а патрулирует его один-единственный борт А30… 3В действительности напиток называется «Tequla», о чем свидетельствует уродливая спрайтовая вывеска, украшающая стойки баров страны. А рядом рекламируют водку «Kukuevoo». Но самый восхитительный образчик нелепого «хумора» — четырехколесное чучело по прозвищу «Хреновоз». 4Иностранного Легиона в западной версии нет. «Сол Майерс — бывший военный», — гласит строчка в «интро». Atari ни к чему лишние судебные иски. 5У вас гигабайт ОЗУ? Тогда параметр «precache=0» в файле game.ini вам поможет.
Платформы
Дата выхода
20 мая 2005 г.
Разработчик
Deep Shadows
Издатель
Atari
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.atari.com/boilingpoint/

Системные требования для PC

Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц,512 Мб памяти,3D-ускоритель с 64 Мб памяти,5 Гб на винчестере
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц,2 Гб памяти,3D-ускоритель со 128 Мб памяти,5 Гб на винчестере
Больше…
  • Платформа PC добавили в Xenus. Точка кипения.

    May 20, 2005
  • 264 новых скриншота добавили в Xenus. Точка кипения.

    May 20, 2005
  • Разработчик Deep Shadows добавили в Xenus. Точка кипения.

    May 20, 2005
  • Издатель Atari добавили в Xenus. Точка кипения.

    May 20, 2005

Рецензии и комментарии Xenus. Точка кипения