Breath of Fire 4

Добавить в
Мои игры
19
Добавить в
Вишлист 1
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
5
Ужасно
2
1
Так себе

Рецензия

Решение Capcom выпустить Breath of Fire 4 на PC нельзя не назвать странным. Владельцы «персоналок» в основной своей массе не имеют ни малейшего представления о содержании предыдущих трех серий, тем более что консольная версия четвертой вышла аж три года назад, став последней ролевой игрой для PSOne, и лишь в феврале текущего года на свет появилась Breath of Fire 5: Dragon Quarter. Но, судя по Final Fantasy или Grandia, подобные нюансы мало беспокоят японские компании. К тому же, при тщательном исследовании истории сериала выявился следующий оригинальный факт: Breath of Fire 4 считается приквелом по отношению к предыдущим частям.

Neverending story

Рассказывать об истории игровой вселенной мне не придется, поскольку действие начинается, так сказать, с чистого листа, да и раскрывать финал незачем. Главным героем является некто «Ryu» (на старте ему можно дать любое другое имя), внезапно потерявший память и обнаруженный принцессой из страны Wyndia по имени Нина. В сопровождении своего верного друга Крея она направляется в западную империю Фоу, чтобы отыскать пропавшую сестру Элину. Нападение дракона приводит в негодность их весьма оригинальное средство передвижения — sandflier. Крылатая девушка вынуждена заняться поисками запасных частей, обнаружить по дороге в ближайший город «Ryu» и взять его с собой. В это же самое время рядом со столицей империи, Чедо, пробуждается бог Фоу-Лу, по совместительству — первый император династии Фоу, когда-то основавший само государство.

Собственно, сюжет — одна из сильнейших сторон BoF 4, имеющей все предпосылки для того, чтобы удержать возле монитора ярых ненавистников консольных ролевиков. Распутать сложные взаимоотношения между империей и восточными королевствами, изобиловавшие в прошлом кровопролитными войнами, узнать об ужасной судьбе Элины, выяснить, кто и зачем призвал в этот мир Фоу-Лу, и откуда взялся протагонист… Иногда авторы даже отдают нам на попечение 60-уровневого первого императора, пока он бредет в Чедо.

В путешествии можно собрать в одну компанию шестерых различных персонажей, которых разрешено прокачать до 50-го уровня. Кое-кто из них обладает уникальными возможностями взаимодействия с окружающей обстановкой. Нина умеет летать, Крей — передвигать тяжелые предметы, Эршин — при необходимости долбить железной головой, а главный герой — опять же, если понадобится, вышибать из NPC деньги и орудовать мечом. Не забывайте об этом, иначе концовки вам не видать.

Combo!

Ролевая система, на первый взгляд, кажется донельзя примитивной. Персонажи имеют четыре показателя: «Power» (сила удара), «Defense» (уровень защиты), «Ловкость» (влияет на возможность парировать и контратаку), а также «Wisdom» — от него зависит сила заклинаний и количество «action points». Повышаются они автоматически при получении уровня.

Куда более интересно сделана система «скиллов». Бой в японских ролевых играх — это целый спектакль с применением различных спецэффектов, множества заклинаний и боевых приемов. Как раз последние-то и являются предметом планирования развития подопечных. Ассортимент варьируется от простейших огненных атак и ударов повышенной мощности до сложных комплексных приемов, которые можно объединять в комбо.

Умениям персонажей учат повстречавшиеся мастера и, как ни странно, монстры. Если во время боя выбрать опцию «Guard» и просто парировать удары противника, не исключено, что использованным им приемом овладеет один из членов партии. Отличительный признак изучаемых скиллов — голубая надпись с названием, возникающая при их отражении (если находиться в режиме парирования удара). Полученные умения можно передавать товарищам на отдыхе, но для этого потребуется специальный предмет Aurum (слиток золота?).

С учителями все гораздо сложнее. Во-первых, их еще надо отыскать. Когда мастер согласится «курировать» одного из персонажей, то выделит партии свой первый навык, заодно высказав требования для дальнейшего обучения. Тут может быть все, что угодно: найти 120 разных предметов, нанести повреждений на 10000 очков за один ход, вырастить 20 фей (об этом ниже), пробыть в мире игры 50 часов (к слову, я прошел ее за 30), побывать в шестистах схватках или познакомиться с более чем сотней разновидностей врагов. Все это требует неимоверных затрат энергии и времени, но результат зачастую стоит того. Кроме того, беря уроки у определенного преподавателя, герой получает какой-либо бонус. К примеру, Khan дарит своим «студентам» возможность воскресать после гибели с одним хит-поинтом.

Магические заклинания также объединяются в комбо, образуя более сложные комбинации. Например, если первый персонаж сотворит простое огненное заклятие, а второй — заклятие, относящееся к школе ветра Typhoon, то последнее преобразуется в более мощный Thunderstorm, соединяющий в себе силу атаки сразу нескольких стихий. Нужно лишь следить за скоростными показателями героев, поскольку первое заклинание должно быть произнесено более быстрым персонажем. Сочетания же следующие: за огнем идет ветер, за ветром вода, за водой земля и снова огонь. Некоторых монстров можно уничтожить лишь магией определенной стихии; особенно принципиален этот момент для финальных побоищ, где без хорошего пожара не обойтись. Есть и забавные нюансы, когда монстра усиливает или ослабляет лишь определенный элемент. В конце за такого дадут больше/меньше опыта. Попробуйте ради интереса поджечь лесной пенек.

Но самым интересным умением является превращение в драконов. Доступно оно лишь «Ryu» и Фоу-Лу, постепенно постигающим формы трансформации во все более мощных и разнообразных крылатых «динозавриков». У данного состояния есть неоспоримое преимущество — значительное увеличение числа хит-поинтов и доступ к мощнейшим атакующим приемам. Увы, но платить придется катастрофически уменьшающимся числом «action points». Когда они иссякнут, персонаж снова обретет человеческий облик.

Сделай паузу, скушай Твикс

Важная составляющая Breath of Fire 4 — обилие мини-игр. Не все они одинаково хороши; честно говоря, большинство и вовсе способно с легкостью разочаровать поклонников традиционных для PC RPG. Нас заставляют откармливать местного пьянчужку, запускать механизм дамбы, растаскивать бочки по складу, заниматься погрузочными работами, сбрасывать пиратов с мачты за определенное время, оперировать лазерами и заниматься другими не слишком приятными вещами. Почти на каждой локации встречается какая-либо задачка, и хорошо еще, если это испытание для головного мозга, а не спинного.

Особенно непривлекательным оказывается поиск семи драконов, — приходится возвращаться к уже исследованным территориям. Один из них находится среди ничем не примечательной груды камней в мини-игре с корабликом, а другой — в скрытой локации мини-игры «Полет на sandflier'e». Советую внимательно прислушиваться к болтовне NPC. Конечно, эти действия можно и не совершать, однако тогда вы не получите возможность контролировать «Ryu», обращенного в Kaizer Dragon, что делает финальную схватку практически непроходимой.

В числе прочих выделяются две мини-игры, являющихся опциональными, но позволяющих значительно облегчить партии жизнь. Первая — рыбалка. С помощью найденной удочки и манков кое-где (fishing spots) можно поймать разнообразных обитателей водного мира. Проблема в том, что бедные животные совершенно не желают расставаться с жизнью, в отместку остервенело терзая вашу любимую клавиатуру. Право, не каждый решится до онемения пальцев долбить по курсорным клавишам, чтобы сломить сопротивление особенно зарвавшейся рыбины. Улов идет в пищу, но лучше отыскать специальных торговцев, которые выменяют на него редкие предметы и артефакты. Хотя обойтись без них — проще простого.

Вторая забава — более дружелюбная и приятная для мозгов «стратегия»; необходимо «взрастить» деревню фей и не дать погибнуть популяции этих существ. Для начала требуется освободить их земли от довольно мощных монстров и босса. Затем вам предложат полный контроль над дальнейшим развитием поселения. На первых порах обеспечьте население едой — отправьте жителей с максимальной выносливостью (EN) охотиться и работать в поле. Кроме того, самые сильные феи должны расчистить территорию и отстроить дома — в них заселяются новые обитатели, а назначение сооружения выбирается игроком.

Таким образом, можно получить вполне полезные здания: магазин оружия и предметов, гостиницу, биржу по спекуляции золотом (Aurum), бюро поиска вещей, бараки, казино и страховую компанию (страховой полис позволяет погибшему в бою персонажу снова воскреснуть). К приведенному списку добавьте еще концертный зал и студию живописи (рекомендуется для фей с высоким показателем SL). При их возведении повышается культурный уровень деревни, что, в свою очередь, отражается на ассортименте товаров.

Следует также учитывать характер новоселов. Ленивых фей (Lazy) лучше всего отправлять на поиски в самые опасные регионы, где они могут пропасть, — вместо них родятся новые и, быть может, более трудоспособные особи. Фей-стахановцев (Diligent) надлежит прикреплять к тем участкам, где требуется максимальная производительность. Оптимальный же вариант для отщепенцев (Odd) — магазины, но тут нужно помнить о показателе образованности (KN). Войска, по идее, должны иногда помогать партии в бою, однако мне за всю игру ни разу не повезло.

Затворник и аскет

Внешний вид Breath of Fire 4 донельзя скромен. Даже в 2000 году его сочли бы устаревшим, а сегодня… Мало кого привлекут низкокачественные текстуры, спрайтовые персонажи и монстры (в полигоны облачили лишь нескольких боссов), как и отсутствие полноценной поддержки акселераторов. Высокое разрешение также никоим образом не влияет на, скажу прямо, низкую привлекательность игры. Прошлогодняя Grandia 2 смотрится намного симпатичнее. Только сильная сюжетная линия заставляет закрывать глаза на недостатки. Спасибо хотя бы за возможность достаточно часто сохраняться.

Кроме того, я более чем уверен, что обладателям РС не понравится чрезмерная продолжительность боев. Спецэффекты (они же спецприемы) оставляют приятное впечатление лишь поначалу, «перемотка» отсутствует. Исключение составляют лишь особые ролики с участием драконов, да и то половину из них почему-то все равно заставляют смотреть. Последняя стычка длилась полтора часа (!) реального времени. Система же вполне традиционна для японских RPG — она пофазовая, т.е. в начале хода партии отдаются приказы, а затем совершаются те или иные действия с участием всех находящихся на ратном поле бойцов, в зависящем от скоростных показателей порядке.

Cut

Портирование произведено достаточно качественно, однако ошибки все же встречаются. Однажды игра отказывалась работать до тех пор, пока я не отключил поддержку FSAA. На английский язык переведены лишь тексты. Правда, никаких речей и не слышно, одни маловразумительные вопли перед атакой. Но почему заставка и финальные титры остались на японском языке — большой вопрос. Некоторые сцены попросту вырезали, дабы избежать рейтинга «Mature». Нас лишают удовольствия лицезреть не только обнаженных Нину и Урсулу, но и куда более важные для понимания сюжета моменты, вроде обезглавливания императора.

Особенно (не) рекомендуется

Игра откровенно опоздала с появлением, и ей можно пророчить достаточно скромный успех, особенно если учитывать все недочеты, которые, без сомнения, будут не раз приводить в ярость не привыкших к тараканам jRPG игроков. И все же есть в Breath of Fire 4 труднообъяснимое очарование, заставляющее пройти ее до конца. Вам нравятся Final Fantasy и Grandia? У вас нет комплексов по поводу скромненького графического решения? Тогда пробуйте. Если же вы давно внушили себе, что очередной GeForce должен быть загружен по полной программе, а мерзкие японские игрушки с глазастыми анимешными персонажами — занятие для детей и эстетствующих педофилов, то, скорее всего, просто не дочитаете до этих строк.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Capcom
Издатель
Capcom
Возрастной рейтинг
Not rated

Системные требования для PC

Pentium 233 МГц, 64 Mб памяти, 3D-ускоритель
Pentium II 350 МГц, 64 Mб памяти, 3D-ускоритель
Больше…

Редакторы

accujazz

2 правки
139
Продюсер
Главные работы17

Рецензии и комментарии Breath of Fire 4