Среднее время в игре: 9 часов
Светлая тема

Рецензия на игру Call of Duty: Black Ops

Black Ops шагает по планете. Очередной шутер в серии Call of Duty побил прежний рекорд по продажам за первые 24 часа среди развлекательных продуктов, обогнав Modern Warfare 2 на $50 млн. Судя по прикидкам, эти цифры — далеко не последнее его достижение. Сила популярного бренда и ураганная рекламная кампания, помноженные на стремление угодить каждому, творят чудеса.

Dragovich must die!

Call of Duty, словно горячая картофелина, прыгает из одной руки Activision в другую — то к Infinity Ward, то к Treyarch, — но, как бы ни разнились мнения двух студий, они всякий раз метят в наименьшее общее кратное. «Коридорность» возведена в абсолют настолько, что Medal of Honor Allied Assault, заложившая фундамент поджанра, выглядит сегодня огромной «песочницей». Избитые сравнения с рельсами, черенками лопат, «американскими горками» уже не годятся — слишком мягкие. Кажется, что мы, а не капитан Алекс Мейсон, главный герой Black Ops, привязаны к креслу в комнате для допросов. Искаженный голос дознавателя тащит его по веренице «флэшбеков». Куба, исправительно-трудовой лагерь под Воркутой1, Лаос, Вьетнам, Приаралье, Арктика… Увы, в отличие от Мейсона, игрокам не суждено разорвать путы.

Стоит это понять, и вымученная «киношность» рассеется, точно вонючий торфяной смог. Хотя идея сама по себе приличная — сценаристы Treyarch хотели рассмотреть XX век через призму «теорий заговора». Какую заразу испытывали советские ученые на острове Возрождения, почему взорвалась ракета на Байконуре в 1966-м, кто травил вьетнамских партизан, от чьей пули погиб президент Кеннеди — Black Ops сплетает воедино расхожие мифы, оправдывая частую смену декораций. Но не ждите интересных открытий — только щедрые дозы «клюквы». Во всем опять виноват ошалевший генерал-отщепенец с нерусской фамилией Драгович, заполучивший оружие массового поражения. Ну а тайну Мейсона любители шпионских историй раскроют задолго до того, как авторы поднесут ложку с ответами.

«К черту сюжет, от Call of Duty я хочу зрелищ!» — негодующе воскликнут некоторые читатели. Ах, если бы Black Ops могла ублажить глаз… На РС-издание, лучшее среди трех платформ, порой не взглянешь без слез. Взрывы и дым убоги, стены и одежда превращаются в кашу из пикселей, объекты и персонажи недалеко ушли от Call of Duty 2. Хороши лишь анимация и дизайн «стволов». Неужели так тяжело повысить разрешение текстур под современные видеокарты или оптимизировать престарелый движок, чтобы он показывал не 20-25, а 60 кадров в секунду?

Zombiecalypse now

Эта неспешность — немногое, что раздражает в мультиплеере, ведь в остальном он гораздо прогрессивнее, чем в Modern Warfare 2. Назвать его новаторским не повернется язык — скорее, работой над чужими ошибками. Treyarch сбалансировала награды за серии убийств, покончив с «killstreak spam», разрешила высовываться из-за угла и вручную менять поле обзора, вернула консоль и выделенные серверы, усилила отдачу при стрельбе, заменила неуклюжие танки вертолетами и радиоуправляемыми машинками, перелопатила список «перков», разделив их на три группы, ввела повторы и тренировку с ботами. Уф! На нехватку карт грех сетовать — их настрогали аж 14 штук.

Помимо опыта, сетевые бойцы зарабатывают виртуальные деньги — COD Points — на покупку оружия и снаряжения. Преумножить состояние помогают задания-контракты (например, сразить 10 человек в матче и не умереть) и Wager Mode, предлагающий на редкость странные забавы. В «Gun Game», подчистую срисованной с одноименного мода для Counter-Strike, участник начинает сражение с пистолетом. За каждое убийство он получает более мощные «пушки», за гибель от клинка, наоборот, теряет. Побеждает тот, кто первым использует все 20 образцов. «Sticks and Stones» — битва на кинжалах, арбалетах и… томагавках. Ставки высоки: поймал лбом топорик — потерял капитал. Неплохой барыш приносит «One in the Chamber», где на старте выдают три «жизни», нож да пистолет с единственным патроном. Чтобы пополнить боезапас, надо истреблять соперников. В общем, если дефматчи, CTF, Sabotage, Domination и прочая классика навязли в зубах, самое время попробовать Wager.

…Или позвать трех друзей совместно истреблять ходячих мертвецов, приковылявших из Call of Duty: World at War. Этот режим занятнее, чем прежде, за счет усложненной структуры уровней. Кастро, Никсон, Макнамара и Кеннеди в роли борцов с нежитью — смешная шутка, но геймплей не стоял рядом даже с Killing Floor. Надолго не увлечет и другой бонус, Crimsonland-образная аркада Dead Ops, чье основное достоинство — замечательные восьмибитные chiptunes. Однако Activision — не Valve, до сих пор поддерживающая Team Fortress 2, строить на века она не умеет. Следующей осенью в магазины поступит восьмая Call of Duty, несовместимая с предшественниками, и цикл повторится вновь. Если только подчиненные Бобби Котика не отцепят мультиплеер от «сингла» и не сделают какую-нибудь Call of Duty Online.

К западу от белого дома

Но, пожалуй, самый неожиданный сюрприз — полная версия текстовой адвенчуры Zork: The Great Underground Empire, спрятанная в недрах ЦРУшного компьютера (наберите ZORK в командной строке). Игра, 30 лет назад положившая начало целому жанру и стоявшая на передовой интерактивных развлечений, встроена в шаблонный, невыносимо линейный, насквозь вторичный продукт. Сомневаюсь, что Treyarch уловила иронию.

1Северный «курорт», где гоняют на мотоциклах по бездорожью и метают «греческий огонь» из двухметровой пращи, скучает по локализаторам «1С», отвечавшим за проект. Их стараниями Black Ops обрела неряшливый перевод, тошнотворную озвучку и вылезающие за экран надписи (корявый кириллический шрифт подсунула сама Treyarch). А гений, запретивший продавать россиянам многоязычную «европейку», заслуживает путевки на урановые рудники VIP-класса.

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 7 из 10

Если Black Ops в чем-то показывает прогресс, так это в работе со стереоскопическим 3D. В отличие от прошлогодней Modern Warfare 2, пугавшей чудовищными «тормозами» в самых неожиданных местах, эта Call of Duty стабильно держит скорость вывода кадров (пусть порой скромную, до 20). Да и 3D тут приятнее: хороший эффект объема, особенно если смотреть через мушку прицела, тени не "глючат", артефактов очень мало (в основном едва заметное двоение и «бензиновые» разводы на текстурах неба). В мультиплеере имена участников находятся у них над головами, а не поверх всей картинки. Увы, прицел глубину не понимает, а драйвер 3D Vision (мы тестировали на v260.99, которая сообщила об официальном рейтинге совместимости "Excellent") пока не умеет отображать в Black Ops трехмерное перекрестье, так что желающим сыграть по сети в настоящем 3D лучше сразу идти на серверы, где включен режим «Hardcore». Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.