Светлая тема

Рецензия на игру Король друидов 2: Пунические войны

Почти полтора года понадобилось сотрудникам Haemimont Games, чтобы создать дополнительные военные кампании, добавить новые расы и слегка освежить список особенностей геймплея Celtic Kings: The Punic Wars. За это время, впрочем, можно было успеть и тщательнее адаптировать сторилайн, и постараться изменить баланс в лучшую сторону, и поработать над алгоритмами AI. Возможно, авторам изначально стоило заняться абсолютно новой игрой, а не лепить куличики, пользуясь не самой удачной формой.

Дубль 2

Как римляне в свое время ввязались в войну с Карфагеном, рассчитывая на легкую поживу, так, видимо, и венгерские разработчики приняли решение дать проекту Celtic Kings второе дыхание.

Новые кампании организованы довольно оригинальным образом, хотя сведущие люди наверняка назвали бы это надругательством над историческими фактами. Первая — триумф карфагенян, вторая — соответственно, римлян. Причем три Пунические войны утрамбованы в два сценических похода, а все сражения и события нагло перетасованы.

Так как игра обошлась без революционных изменений, морским баталиям (да и флоту в целом) уделено настолько незначительное внимание, что о них вообще говорить не приходится. Зато сухопутные войска пополнились новыми боевыми единицами с дополнительными умениями. Думаю, не все знакомы с предшественницей PW, поэтому дальше — немного объяснений.

Задача достижения баланса при создании уникальных, незаменимых юнитов — одна из первостепенных. В Haemimont Games предложили достаточно уникальную и интересную систему боевых умений. Юниты способны, к примеру, отражать первую атаку, наносить массовые повреждения, убивать раненых одним ударом, получать меньше повреждений в ближнем бою и т. д. Причем подсказка доступна по одному клику, что очень удобно, — поначалу держать в голове все способности сложновато (кстати, список пополнился тремя новыми умениями).

Еда как двигатель войны

Важная особенность Celtic Kings — практически полное отсутствие экономики и возни с добычей ресурсов. Действие в основном происходит на полях сражений, а не в огородах крестьян или на рудниках. Это действительно позволяет сосредоточиться исключительно на баталиях, хотя пренебрегать тылом тоже нельзя. И даже более того — с головой погрузившись в битвы и позабыв обо всем на свете, мы довольно скоро можем обнаружить вместо крепкой армии шайку чахоточных дистрофиков. А все потому, что повозку со снабжением опять не подвезли.

И вообще, забудьте о завоеваниях, победах и целях миссий; отныне главное — это еда. Обреченные на затяжное голодание воины будут медленно, но верно шагать по направлению к кладбищу. Впрочем, у тех, кто лишен продовольствия в походе, остается последняя надежда — захватить вражеских мулов с провизией (в PW есть такая возможность).

Разумеется, попадаются миссии, где заботиться о сытости подчиненных и захватывать города и деревни не нужно. Среди них — «копии» таких известных баталий, как битва при Каннах и сражение под Замой, в которых, как утверждают историки, Ганнибал Барка и Публий Корнелий Сципион проявили свои лучшие полководческие навыки. Того же требует от нас игра, позволяя в ключевые моменты направлять подкрепления в центр или на фланги. Невелика заслуга, не находите?

В целом интерфейс довольно удобен в обращении; приказы можно отдавать и в режиме паузы. Простота во многом объясняется структурой организации войск: достаточно прикрепить к полководцу армию, и она будет следовать за ним по пятам, выполняя все распоряжения. Наряду с очевидными достоинствами, у этого метода есть и существенные недочеты (вернее, ошибки), присущие исключительно CK. Лучники почему-то стремятся прикрыть собой все войско (пожалуй, единственный недостаток при построении в формацию), некоторые солдаты откровенно зевают, в то время как рядом убивают их товарищей, а на вероятность участия в бою предводителя можно вообще делать ставки, поскольку сие событие, судя по всему, задано программистами с помощью алгоритма случайных чисел. Особенно тяжко приходится, когда армия рассредоточивается по нескольким экранам. Поговорка «кто в лес, кто по дрова» очень точно характеризует происходящее.

«Карфаген должен быть разрушен»

Чтобы одолеть врага, значительно превосходящего нас числом, обладающего постоянно обновляемыми линиями атаки и обороны и заручившегося поддержкой союзников, недостаточно пятидесяти преторианцев, передвигающихся чуть быстрее черепахи. Однако именно в таких условиях мы оказываемся уже во второй миссии за римлян. И подобных примеров, разумеется, немало. Сложность здесь обусловлена, как правило, численностью противника и изначально более выгодными условиями, которые предоставлены компьютеру.

Причем услуги, оказываемые соратниками, иначе как медвежьими не назовешь. Они неповоротливы и не очень охотно покидают свою крепость, но, как ни странно, не любят форты. Вместо того чтобы держать оборону изнутри, войско дружно выбегает навстречу неприятелю и вступает в ближний бой. С таким же успехом можно было бы забросать атакующих собственным оружием и доспехами: вдруг испугаются и убегут?

Результаты

При сравнении Celtic Kings и Punic Wars хорошо видно, что существенной разницы между ними нет. Новые кампании, карты и даже расы — по сути, обычные косметические добавки. А детали, на которые действительно следовало обратить внимание, остались нетронутыми. В итоге мы получили тот же самый набор, что и полтора года назад. Кажется, срок годности Celtic Kings истек.