В стратегии с биркой Command & Conquer играли все, кроме секретарш, для которых нет ничего милее «Косынки» и Zuma, и мрачных поклонников хардкорных воргеймов. Оно и неудивительно — помимо груды банальностей, эти игры всегда радовали нас тщательно проработанной вселенной и исключительным качеством. Отточенный баланс, замечательные ролики с участием живых актеров (кто не помнит душераздирающую сцену отравления товарища Сталина или зажигательные речи Кейна?), простенький, но притягательный геймплей… Tiberium Wars превосходно чувствует себя в толпе загорелых и улыбчивых родственников. Как и положено самому лучшему «C&C-клону».
Welcome back, commander
В мире, перенесшем экологическую катастрофу и две кошмарные войны, до сих пор живут миллионы людей. Тибериум — загадочное вещество, появившееся на планете в конце ХХ века — кардинально изменил привычную экосистему. 20% суши превратилось в зараженную пустыню, смертельную для homo sapiens. 50% попало в категорию т.н. «желтых зон»; обширные поля тибериума там не редкость, однако сине-зеленые кристаллы не успели окончательно испоганить землю. Жуткие ураганы, торнадо, наводнения и грозы каждый месяц собирают кровавую жатву, а уцелевшим остается с тревогой изучать прогноз погоды и надеяться, что их чаша сия минует. Лишь треть земной тверди дарит своим обитателям чистый воздух и пасторальные пейзажи за окном. На страже цивилизации день и ночь стоят бойцы Global Defense Initiative, защищающие сытых американцев от разъяренных бедняков. Несколько лет назад «террористы из пустошей» представляли реальную угрозу, но после убийства их главаря мощная, хорошо организованная армия развалилась на куски.
Убийства? Как бы не так! Харизматичный лидер Brotherhood of Nod (по-прежнему в исполнении Джо Кукана) в огне не тонет, и кое-кто всерьез считает его роботом и засланцем инопланетян. В очередной раз воскреснув из мертвых, лысый «мессия» предложил последователям дерзкий план. Фактической столицей GDI является орбитальная станция «Филадельфия». Саммит региональных представителей командования — прекрасная возможность нанести удар в самое сердце врага. Увы, у колосса оказались глиняные ноги. Атака ЦУП снабдила «братьев» бесценной информацией, позволившей навести на станцию межконтинентальную ракету. Одно нажатие кнопки — и Третья тибериумная война началась.
Рассчитанная на многопользовательский режим Generals заставила изрядно поволноваться: вдруг и Tiberium Wars ждет такая же судьба? К счастью, все обошлось. Две увесистые кампании (плюс секретная) обещают вагон развлечений. Наступательная доктрина не исчерпывается классикой в духе «построил базу — убил всех». Попробуйте уничтожить пусковую установку, пока на Калифорнию не обрушился ядерный салют, или отбить бесконечные волны врагов, переключая дефицитную энергию между пушками. А до чего же весело втаптывать в грязь беззащитные заводы, насылая на них бомбардировщики, и, пробравшись в глубокий тыл, расстреливать сотни пустующих танков! И это только начало огромного приключения.
Благодаря видеовставкам миссии логично связаны друг с другом. ЕА решила не жадничать, для нас работают «звезды» мирового уровня: Майкл Айронсайд (Michael Ironside), известный по фильмам Total Recall, Top Gun и Starship Troopers (он же — «голос Сэма Фишера»), Билли «Ландо из Star Wars» Уильямс (Billy Dee Williams), Грэйс Парк (Grace Park) и Триша Хелфер (Tricia Helfer), отметившиеся в сериале Battlestar Galactica… Отдельного «ку» достоин Джош Холлоуэй (Josh Holloway). Сойер из Lost переквалифицировался в полевого командира Nod и теперь выдает ценные указания, перемежая их фирменными ужимками и проклятьями в адрес империалистов из GDI.
One vision, one purpose
Формула успеха, разработанная в стенах ныне покойной Westwood, за минувшие годы ничуть не изменилась. Знаменитый Construction Yard, пучок электростанций, казармы (небезызвестную Hand of Nod могли бы сделать и покрасивее), заводы, лаборатории, посадочные площадки — здравствуй, босоногое детство. Интерфейс, спасающий от постоянных метаний среди Очень Важных Домиков, смотрится так же свежо, как и в конце 90-х (нам наконец-то разрешили строить несколько зданий и юнитов одновременно), а цепочки приказов упрощают взаимодействие с подчиненными.
Коллекция юнитов наверняка послужит кому-то поводом для ностальгии. Вот раскаленный Flame Tank, вот стайки Orca, а вот и «царица полей» — легендарный «Мамонт». После недорогого апгрейда добрый слоник вырастает в дикого монстра, сносящего все на пути. Остановить тяжелую кавалерию способно лишь чудо и горячие лучи Obelisks of Light — столь поэтичное название романтики из Братства дали могучей лазерной установке. Отразив атаку, самое время перейти в контрнаступление. Человекоподобные гиганты Avatars хоть и выглядят аляповато, но бьются наравне со всеми. Кроме того, они умеют воровать «перки» у собратьев, буквально вырывая нужные детали из бронированных тушек. Металлическая клешня щелкнула на горле, и еще один душегуб сгорел на работе, завещав свой огнемет старшему по званию. Аналогичным образом можно вложить в руки «бога-из-машины» запасной автомат и оборудовать его stealth-генератором.
Баланс между пехотой и техникой выдержан неплохо. Засевшие в нейтральном здании ракетчики с поразительной легкостью подбивают проезжающие мимо броневички. Рецепт борьбы с нахалами прост — гранаты в окно. Увешанные оружием Zone Troopers будто прибыли из Warhammer 40.000: Dawn of War. Мощный лучемет дополняет «джетпак», помогающий огородами прокрасться в вотчину противника. Однако настоящими мастерами саботажа по праву считаются «Тени» Nod. Они слабее стандартных коммандос, да и взрывчатка перезаряжается мучительно долго, но пролететь полкарты и подорвать пару-тройку ключевых сооружений — для них сущий пустяк. Поскольку подземный БТР давно сняли с производства, любителям диверсий не остается ничего другого.
Во многих случаях мудрить не приходится: строим ораву и топаем к неминуемой победе. Визуальное сопровождение вполне под стать, всамделишная симфония разрушения. Шикарные «бухи» и «бахи» — не единственное, что привлекает внимание. Четкие текстуры, отличная анимация, сочные эффекты — движку, опробованному в Generals и The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth 1 и 2, впору ставить памятник. Смехотворный «зум» и мультяшную палитру воспринимаешь как дань традициям. Не поймут фанаты холодного очарования Company of Heroes.
Здесь стоило бы поставить жирную точку, но в священный конфликт GDI и Nod внезапно вмешалась третья сила…
We have waited centuries for this moment
Впрочем, не так уж внезапно. Спасибо пресс-службе ЕА — главный «сурприз» Tiberium Wars известен любому ребенку. В очередной раз шарахнув в Кейна из ионной пушки, руководство GDI столкнулось с непредвиденной угрозой. Неопознанные космические корабли приблизились к Земле, и сугубо домашняя политическая свара переросла в эпос межгалактического масштаба. Роботизированные жуки «from outer space» явно не стремились удивить нас экстравагантной внешностью. Осмеянные задолго до релиза «задницы на ножках» и сейчас вызывают улыбку, хотя в целом эксперимент удался — пришельцы органично вписались в мир C&C, тем более что уфологические намеки в изобилии разбросаны по играм тибериумной серии.
У наших «друзей», именующих себя The Scrin, тоже нашлись джокеры в надкрыльях. Трудно не влюбиться в стационарные «расчески» Storm Columns, создающие управляемые ионные аномалии (после уничтожения источника тучи расходятся не сразу). В роли обязательного для каждой расы суперюнита выступило здоровенное чудо-юдо о трех ногах и трех пушках. Энергетический щит существенно увеличивает его живучесть — десяток таких пауков без проблем «зачищают» среднюю карту. Сильная авиация (майские жуки и живородящие обглоданные селедки) заставляет соперников вкладываться в ПВО. Конструкторы GDI знали, что делают, когда вешали на «лучший в мире танк» универсальные ракеты, но даже «Мамонты» пасуют перед зависшим над головой кольцом Mothership. Ближайший аналог — НЛО из Supreme Commander. Медленно и чертовски опасно для тех, кто копошится внизу.
Миллион мелочей превращает Tiberium Wars из «еще одной RTS» в нечто выдающееся. Например, можно оживить и украсть павшего ходуна. Или обрушить на конкурентов орду чокнутых камикадзе. Взорвать мост, осложнив продвижение сухопутных войск. Устроить минное поле на перекрестке. Укрепить группу мобильной ремонтной платформой… Да, подчас идеи не новы, но в игре есть то самое разнообразие возможностей, которого недостает большинству сегодняшних стратегий.
Изученные базовые фокусы хочется поскорее испытать на обычных игроках. Сетевые баталии не отнимают много времени — с первых же минут вы погружаетесь в сечу. Чтобы ядерная боеголовка не застала врасплох (игра заранее предупредит об опасности), спрячьте в тихом углу грузовичок MCV или размещайте строительные здания и заводы подальше друг от друга. Да, и не стоит всецело полагаться на танковый «раш». Истинная же тактика просыпается в дуэлях и 2х2. Лишив неприятеля доступа к ресурсам или разрушив его экономику, вы гарантируете себе победу.
Если доисторические коммуникации не пускают в онлайн, рекомендую «скирмиш». Освободившийся от пут скриптов AI теряет всякое уважение к человеческому разуму, разнося в пух и прах новичков, а иногда и опытных укротителей зеленой рамки.
The end… is the beginning?
Большие боссы лос-анджелесского филиала EA (там осела часть бывших сотрудников Westwood) не стали рисковать попусту. Tiberium Wars не просто старомодная игра, а те же метафорические яйца, но в современной технической обертке. С учетом того, что предыдущую порцию тибериума мы доели в 2000 году, это совсем не раздражает.
Рецензии пользователейна Command & Conquer 3: Tiberium Wars1
Много мелких недочётов. Кривое поле зрение, не дающее стрелять через маленькие домики или явно открытые углы зданий, в итоге часто армия тупо бегает вокруг столбиков, чтобы подойт к цели вплотную, потому что из-за столбиков в цель типа не попасть. Войска в принципе тупят и делают лишние движения, хорошо хоть не так критично как в первой части. За ГДИ пулемётная турель сама не стреляет на пределе своей дальности, и базучики спокойно будут её расстреливать, пока не приказать ей вручную. В то время как у НОД турели с хабов и тремя самовоскрешающимися турельками ломает компу мозг, он не особо стреляет по хабу и база спокойно защищает себя сама.
Миссии с кривой прыгающей сложностью. То на харде неторопливо всё чистишь, то вообще чуть не изи приходится врубать. Одни можно пройти точечным самоубийственным ударом, но это наверное даже хорошо. АИ иногда настроен на постоянные изводящие атаки разными путями, которые ввиду механики боя делает даже небольшую разницу в траектории разными путями, и оборота превращается в полный ад. Либо АИ ломается, ничего не производит и сливается. Иногда ломается, даже если его не бить, просто производит войска и собирает их у себя на базе. Есть миссия, где тебя не атакуют, и надо расставить инжеренеров рядом со всеми зданиями врага и разом их захватить. При этом остальные войска не нужны потому что при атаке на тебя начинают все агриться. Нестандартные миссии без постройки базы здесь в целом неудачные.
Стороны разнообразны, но вряд ли сбалансированы. В игре очень силён принцип "камень-ножницы-бумага" и войска которые заточены под другие, практически без шансов их уничтожают. В итоге вся тактика сводится к более менее безотказной армии одного типа с минимумом контр-врагов на уровне, и какая-то поддержка для уничтожения этих самых контр-врагов. ГДИ неторопливо продвигается с починкой техники передвижной базы, но с авиацией плохо, в итоге приходится действовать очень мощной противотанковой пехотой с ракетными ранцами, НОД вроде нацелено на быстрые самоубийственные атаки, либо частые атаки исподтишка стелсовыми танками или бомбардировщиками с последющим их лечением, но по сути легко позволяет себе зачищать карту мощными роботами с поддержкой вездесущих вертолётиков. Пришельцы так вообще имеют дальнобойную летающиую артиллерию и авианосцев, защищаться от них сущий кошмар.
В целом по разнообразию - чет не очень, много убрано с Tiberian Sun. Только ввод третьей стороны как-то спасает, но всё равно не дотягивает.