Тени всегда играли в искусстве огромную роль. Более полутора тысяч лет назад возник театр теней. Резкое противопоставление света и тени стало одним из ключевых нововведений в живописи эпохи Ренессанса и позволило добиться иллюзии объемности. Контрастное освещение — неотъемлемый стилистический элемент кинокартин немецких экспрессионистов и фильмов нуар. Современные художники вроде Куми Ямашиты или Рашада Алакбарова делают с помощью теней потрясающие инсталляции. В мире видеоигр тени как интерактивный элемент тоже уже встречались (Echochrome II), но избитой эту идею никак не назовешь. Именно поэтому Contrast сразу привлекает внимание.
Теневая эргономика
Contrast — на первый взгляд типичный пазл-платформер, но с одним нюансом: здесь мы прыгаем не по крышам или скалам, а по теням, которые создают окружающие предметы. Как правило, эти предметы нужно предварительно расставить таким образом, чтобы тени сложились в нужную композицию — ступеньки, горки, платформы.
Управляемая игроком длинноногая девушка по имени Заря (Dawn) сама умеет превращаться в тень. Нужно лишь подойти к нужному силуэту на стене — и разноцветное 3D сменяется черно-белым двухмерьем. Кроме того, в любой момент девушка может снова обрести плоть и кровь, взять какой-нибудь нужный предмет — скажем, зонтик, ящик или пушечное ядро — и вернуться с ним в мир теней, чтобы преодолеть очередное препятствие. Ящик, понятно, поможет забраться повыше, а зонтик послужит парашютом.
Концепция выглядит интригующе не только на словах. Игра очень стильно оформлена, и дизайн — как всего окружения, так и отдельных пазлов — заслуживает всяческих похвал. Действие Contrast разворачивается в черно-белом мире нуара, бурлеска, сигаретного дыма, неоновых вывесок и джаза. В городе, который вполне мог стать площадкой для съемок «Касабланки» или «Голубого ангела».
Периодически мы прыгаем по теням музыкантов или по силуэту местной Риты Хейворт, поющей и танцующей перед посетителями кабаре. Иногда на стенах домов тени разыгрывают сцены. Вот спорят два гангстера, а вот встречаются мужчина и женщина: она курит, он подходит к ней, снимает шляпу, берет за руку… Нам нужно ловко прыгать по этим силуэтам, чтобы вовремя вскочить на протянутую руку, потом взобраться на фетровую шляпу, а с нее запрыгнуть на нужный балкон.
В другом эпизоде доводится скакать по теням, отбрасываемым вращающейся каруселью. Приходится прыгать с тени одной лошадки на другую, прямо в полете переключаясь между миром теней и миром предметов, потому что силуэты разделяет вполне реальная, из кирпича и цемента, стена. Но самый сильный с точки зрения дизайна момент — участие в ироничном мини-спектакле на сцене местного детского театра. Заря превращается в маленькую принцессу, прыгает по кочкам и веткам, убегает от несущихся на нее камней, сигает через ловушки и спасает от дракона тень незадачливого принца.
Сумрачное детство
Игра обладает всеми признаками типичного инди (хотя на финальной стадии разработку и подхватило издательство Focus Home Interactive): она оригинальная, но короткая и местами недоделанная. Героиня периодически проваливается сквозь текстуры, а неудобное управление вкупе с привычкой девушки спотыкаться об каждый угол превращают прохождение некоторых участков в настоящее испытание для нервов.
Отдушиной становится сюжет и атмосфера — именно в плоскости сценария и связанных с ним метафор, а не на стенах домов разыгрывается главная игра света и тени. И хотя тут есть все необходимые элементы нуара — темные улицы, роковые красотки, сигареты и гангстеры, — Contrast не об этом. Она о светлом детском восприятии мира, своей семьи — и о том, как на него тенью ложится мир взрослых с разводами, скандалами, тестами на отцовство и «воскресными» папами.
Настоящая главная героиня игры — не длинноногая Заря, а девятилетняя девочка Диди. Родители Диди живут врозь. Папа очень хочет вернуться, но он погряз в долгах. Мама танцует в кабаре и папу видеть не хочет. Однажды вечером Диди выбирается из своей спальни и отправляется в город, чтобы помочь отцу устроить выступление известного иллюзиониста — это для него единственный шанс раздобыть денег и вернуться к своей малышке.
Как и в Papo & Yo, справиться с взрослыми проблемами ребенку помогает воображение. Диди выдумала себе подругу, длинноногую Зарю (так, во всяком случае, кажется поначалу), а та решает все эти пазлы, прыгает и переходит в мир теней и обратно лишь для того, чтобы проложить дорогу девочке. Она открывает ей двери, опускает мосты и чинит парк аттракционов, чтобы вооруженные пистолетами и дубинками «инвесторы» дали отцу денег на шоу заезжего иллюзиониста.
Диди мы не управляем, ей управляют скрипты и сценаристы. Девочка смешно лепечет, просит нас сделать то или это, подслушивает разговоры родителей (все взрослые сцены, естественно, разыгрывают силуэты на стенах) и узнает то, чего знать ей еще не следовало. Когда вы видите глаза ребенка, наблюдающего, как ее папу избивают гангстеры или как мама наставляет на него пистолет, все эти пазлы и оригинальные механики отходят в тень. Понятно, что авторы играют на грани и используют запрещенные, по сути, приемы, но они эту грань все же не переходят, а просто предлагают задуматься, как воспринимается мир глазами ребенка.
* * *
Contrast — и впрямь настоящая игра контрастов. Между светом и тенью, между миром детей и миром взрослых, между идеей и ее реализацией. Да, здесь далеко не все идеально: игра банально не протестирована, кривое управление заставляет скрипеть зубами от раздражения, а пазлы и их решения под конец начинают повторяться. Но в Contrast есть главное: уникальная механика, атмосфера, стиль и сюжет, который ставит серьезные вопросы и пробирает до самых костей.