- Главная/
- Игры/
- Заработало!/
- Рецензия
История виртуальных механических головоломок началась в далеком 1992 году, когда на свет появилась знаменитая The Incredible Machine от Dynamix. Идея была принята игроками не сразу: вряд ли кто-то из нас по утрам включает тостер посредством падающего шарика, который скатывается по желобку, получив ускорение от боксерской перчатки на пружине и со встроенным таймером. Однако сооружение механизмов из разнородных предметов со временем захватило даже законченных двоечников по физике и химии, и за десять с лишним лет вышла целая серия IM-подобных продуктов. Crazy Machines — плод сотрудничества немецких разработчиков и российских локализаторов, причем переводное название сильно отличается от оригинала. Скорее, это радостный вопль изобретателя, справившегося с очередной технической неувязкой:
«Заработало!»
Сюжет, как и многое другое, позаимствован у древнего по сегодняшним меркам Return of the Incredible Machine: Contraptions (2000 г.), так что «дежа вю» станет неотъемлемой частью игры. Мы по-прежнему являемся учеником, руководимым мудрым профессором. Сей суровый наставник всячески развивает нашу сообразительность и пространственное мышление, подкидывая различные задачки. К сожалению, лишенные оригинальности. Например, самое первое задание в CM — стопроцентный клон одного из уровней обучающего курса RotIM. А раз уж полное сходство наблюдается буквально повсюду, мы можем лишь аккуратно изучать проект в поисках хотя бы одного свежего кусочка. Задача нелегкая, т.к. новичок уступает предшественникам по всем ключевым позициям, кроме разве что вполне убедительной физической модели.
Возьмем арсенал подручных средств. Прочие представители жанра позволяют вращать различные приспособления, а также изменять размеры и физические параметры некоторых из них. В Crazy Machines допускается… только вращение. Хотите по старой памяти удлинить или укоротить дощечку? Не выйдет. Ставьте ее на место (для него, кстати, отведено соответствующее расстояние), и все. Таким образом, к правильной концовке ведет куцая последовательность мыслей. В пользу игры говорит несомненная демократичность: если решение никак не дается, смело размещайте детали труб или шестеренки в качестве ограничителей для летающих предметов. Сработает.
Поэтому-то ситуации, когда, как в анекдоте, остается куча неиспользованных деталей, здесь не редкость. Подвиги изобретателей ранжируются в зависимости от скорости выполнения работы и красоты сооруженных механизмов. «Задача решена» — суховатый отзыв на систему, где все установлено по правилам, но до заветного крика «Заработало!» прошло слишком много времени. «Отлично!» — промежуточная похвала. А вот реакция «Великолепно!» означает, что победа была добыта в кратчайший срок.
Однако не стоит радоваться заманчивой перспективе проявить свой инженерный гений. Загадки убийственно просты. Первые двадцать уровней проходятся не глядя. До пятидесятого можно лениво ставить все нужные цацки на положенные места, которые видно без подсказок. До восьмидесятого кое-где придется попотеть, но неизменяемые пропорции деталей и отсутствие таких коварных механизмов, как настраиваемые таймеры, делают жизнь безмятежной. Далее до последнего (сто второго) уровня тянется вереница разношерстных испытаний; для большинства из них достаточно вдумчивой попиксельной подгонки деталей, места дислокации которых, опять же, совершенно очевидны.
Сложность игры не возрастает постоянно, как это обычно бывает: даже ближе к финалу встречаются профессорские поручения, достойные выпускника детского сада. Девяносто седьмой этап предлагает оперировать двумя (!) предметами, а в самом конце необходимо всего лишь правильно расположить ведро, свечку и веревку. Действительно трудных головоломок наберется от силы десяток. Если же вы прошли RotIM, то Crazy Machines покажется вам дубликатом обучающего курса. Гордые дипломы, выдаваемые через горстку-другую достижений, — «Ассистент», «Кандидат наук» и «Профессор», — выглядят крайне неубедительно: здесь почти нет простора для хитроумных и красивых побед.
* * *
Никакой это не клон, а просто набор из сотни незамысловатых миссий, одолеваемый без всяких подсказок за пару вечеров. Удручает скромный ассортимент: лазеры, бытовые приборы и прочие радости настоящих инженеров остались в RotIM. Сильно портит игру и отсутствие изменяемых свойств у предметов (от длины плоскостей до упругости мячей), так что встроенный редактор кажется чьей-то хорошей шуткой. Увы, всем тем, чего отчаянно не хватает CM, ценители жанра обзавелись еще четыре года назад.
P.S. Нулевое чувство юмора — не самый большой недостаток для логических развлечений, но все же грустно, когда игра образца 2004 года по этому показателю не в состоянии конкурировать с Sid & Al's Incredible Toons, вышедшей в 1993-м.