В этом году исполняется 60 лет со дня высадки союзников в Нормандии, события, вдохновляющего разработчиков на трудовые подвиги. За аналогичные деяния мы в свое время многих наградили посмертно, но приток проектов все равно продолжается. И даже усиливается.
D-Day была анонсирована как раз в день юбилея — 4 июля. К тому моменту после выхода Desert Rats vs. Afrika Korps не прошло и трех месяцев. Учитывая полную готовность игры к середине августа, можно сделать простой вывод: авторы куда-то спешили.
Рецепты
Не будем уточнять, при каком занятии необходима спешка. В конце концов, D-Day не похожа на игру, сделанную на коленке. Только вот по традиции где-то не дожали, не додумали, оставили что-то неотшлифованным. Ведь времени было мало.
При этом D-Day имеет полное право считаться самостоятельной игрой. Отличия от DR vs. AK не радикальны, но существенны. Чувствуется, что в Digital Reality старались сделать ее серьезной, и пошли на некоторые уступки.
Первым делом избавились от «героя». Каждый любитель военной истории, чрезмерно пристрастившийся к «Сказкам 1000 и 1 ночи», может вздохнуть с облегчением — взвод клоунов для развлечения военнослужащих и запугивания вероятного противника остался в Англии.
Вторым несомненным нововведением следует признать отсутствие «закупок» техники. Абсолютно верное решение. Теперь все боевые задачи выполняются теми подразделениями, которые вам предоставило начальство. В данном случае сравнение с солидными воргеймами, где приобретение войск — привычное дело, вряд ли будет корректным. Неувязки DR vs. AK в балансе общеизвестны. Запретив «покупать» технику, Digital Reality убила сразу двух зайцев: добилась, наконец, логичности, к которой при необходимости можно беззастенчиво апеллировать, и лишила игроков без фантазии возможности всегда пользоваться исключительно танками.
Мертвых зайцев подали с гарниром из одних союзников, поделив кампанию на три составные части. Доступ к ним открыт независимо от результатов прохождения.
Кушать подано!
D-Day намного честнее DR vs. AK в плане деталей: тут и подробные брифинги, и кинохроника, и исторически правильные миссии. Прибавьте технику, соответствующую реальным требованиям. По крайней мере, внешне D-Day — грамотная тактическая RTS.
Впрочем, одной внешностью все не ограничивается. За знакомым (правда, позеленевшим) визуальным рядом скрывается несколько иная игра, в которой надо думать. Тут пригодятся навыки начинающего тактика, проявляющиеся в воргеймах посуровее. Конечно, не всегда, но если помнить о DR vs. AK, принципиально не способной подтолкнуть к размышлениям, то это шаг вперед. Не стоит загадывать, принесет ли он какие-нибудь плоды в будущем. То, что есть сейчас — неплохо. Впрочем, если подумать, в DR vs. AK все тоже было неплохо. Чем D-Day лучше?
Лучше, как минимум, театром военных действий. Я не люблю Африку с бегуном Роммелем (хотя он гениальный полководец) и не скрываю этого. Ничего интересного там не происходило. Вот Нормандия — другой случай. Тут для начала — воздушный десант; работа маленькими группами в тылу противника. Затем — высадка с моря; знаменитый сектор Омаха. А далее — уже действия в глубине континента. Разнообразие! И техника на порядок интереснее.
MIA
Жаль, с танками сильно не побалуешься. Их очень мало, а ремонтные бригады на передовую попадают крайне редко. Тем, кто привык чиниться после каждой атаки, придется обновлять свои тактические установки и браться за ум.
Роль пехоты тоже пересмотрена (значит, над ошибками как следует поработали). Иногда без солдат не обойтись, а удачный десант может решить исход миссии. Все верно, в 1944 году проблема противотанковой обороны пехоты была частично решена, так что с бронетехникой в D-Day у царицы полей намного меньше трудностей. Этот момент касается и противника, снабженного эффективным противотанковым средством — «панцершреком».
Но такая замена не может сопровождаться одними достоинствами. DR vs. AK была ненавязчивой, простой и динамичной игрой, а D-Day стала лишь серьезней. Повышенная реалистичность осталась за кадром. Управление горсткой пехоты с ограниченными возможностями — скучное занятие.
Исчерпывающее представление об этом дает бой в городе — проверка на вшивость любой squad-based игры. Несмотря на впечатляющую «живучесть» пехоты, городской бой по-прежнему представляет собой забаву «быстрее займи домик». Применение пулеметов, чтобы перекрыть важные улицы, использование штурмовых групп и прочее — недостижимый уровень. Масштаб изменился, а мышление осталось прежним. Думать приходится не на тактическом уровне, а на бытовом: любая задача предполагает один путь для ее выполнения, заданный авторами. Тут уж все зависит от того, как вы распорядитесь способностями солдат.
Счет
DR vs. AK была конкурентом «Блицкрига», а ее продолжение заносит в сторону «В тылу врага». Но выше головы не прыгнешь. Сравнение тактического потенциала D-Day и «ВТВ» будет далеко не в пользу первой. Не бывает тактических проектов на уровне взводов с таким движком.
В DR vs. AK в роли главных героев выступали не дистрофики с лампочкой на фуражке, а танки. Теперь танков нет, пехота обросла жирком… и все. DTF Games взялись за взводы, и им пришлось переписывать физику «Блицкрига» чуть ли не полностью, да еще привлекать художников. В оперативно-тактическом плане у нас к танкам одни требования, а когда речь идет о батальоне — другие. То же самое относится к средствам поддержки. Роль саперов и инженерных войск в D-Day возросла, но при этом нивелированы артиллерия и минометы, на которые и в DR vs. AK никто не обращал внимания.
С таким нехитрым набором инструментов можно рассчитывать только на уровень WWII: Frontline Command, не больше. Когда по рукам журналистов ходит Codename: Panzers, «В тылу врага» пребывает в ожидании многопользовательского патча, а в перспективе маячит Rome: Total War, D-Day стоит рассматривать лишь как желание издателя извлечь пользу из красивой обертки. Содержание ей, увы, не соответствует.