«По одежке встречают». Открытки с ландшафтами Darwinia испугали даже тех, для кого графика в играх находится на первом месте с конца. «Подождите, подождите, — бормотали они, разглядывая скриншоты. — Почему земля такая треугольная? Что делает эта кучка невзрачных оранжевых пикселей — неужели стреляет?! А нашими врагами будут полоски, составленные из розовых треугольников? Кто эти зеленые человечки? Как можно играть в подобную чушь?!»
Об МЗЧ и каменных истуканах
Оказывается, можно. Главное — настроиться на правильный лад. Психоделическая эстетика в духе TRON, примитивные модели и достойные Covox звуковые эффекты чужды поколению, севшему за компьютеры в XXI столетии. Darwinia — письмо из далеких 80-х игрокам, помнящим плоских Lemmings и игры Sensible Software, знающим, что такое «democompo», и готовым часами слушать «трекерную» музыку.
А еще это — увлекательная аркада. Под необычную картинку подвели надлежащий сюжет. Десять лет доктор Сепульведа трудился над созданием Дарвинии — виртуальной вселенной, где на ярко-оранжевых холмах растут эфемерные салатовые деревья, шахты добывают полигональную руду, а под сине-белым в черную клеточку небом тысячи маленьких зеленых человечков возводят огромные статуи-лица. Цифровая утопия жила и развивалась… но потом пришел вирус.
Годы исследований, километры строк программного кода сгинули в считанные минуты. Острова заселили плоские гусеницы, жирные черви-мутанты, пауки-переростки и другие порождения электронной заразы, о которых лучше не рассказывать, дабы сохранить интерес. Их численность поддерживают триффиды — растения типа «колокольчик», скрывающиеся в самых труднодоступных складках рельефа («зачищать» в первую очередь!).
«War never been so much fun»
Всё начинается с жестов. Нужен солдат? Зажмите Ctrl и нарисуйте мышью треугольник. Потребовался Инженер, чтобы собрать души, оставшиеся после убитых гадов и дарвинян? Изобразите литеру «П». Помимо коллекционирования красных и зеленых точек, здешние «крестьяне» отвечают за активацию двух жизненно важных объектов: ретрансляторов, пересылающих наших подопечных между кусками разноцветной земли, и инкубаторов, превращающих мертвецов в зеленомордую популяцию.
Поскольку новые бойцы появляются лишь около этих мест, необходимо помнить об экспансии. Заслали десант во вражеский тыл, мигом сотворили «технаря» (их можно создавать и рядом с вояками) и послали на перепрограммирование ближайшего управляющего терминала. Повторяйте процедуру до тех пор, пока беднягу не сожрет озверевшая фауна.
На общественно-полезные работы приходится отправлять и маленький народец (привет Дэну Симмонсу!) — без его участия в Дарвинии не включится даже самый захудалый генератор. С этой задачей справляются офицеры. Выводим букву «V», тыкаем пальцем в подвернувшегося под руку человечка, и тот получает право приказывать товарищам, а заодно и гигантский флаг. Население на редкость послушное — бежит туда, куда показали.
Мы уже упоминали об этом в превью, скажем и сейчас: борьба с красными тварями — вылитый Cannon Fodder, только лазеры взамен пуль и арсенал побогаче. Ходи да стреляй, не забывая уносить в закрома расходные материалы.
Кроме гранат и ракет есть бомбовый удар с воздуха, правда, пользы от него мало. Гораздо проще закидать супостатов грудой лимонок, нежели считать секунды в ожидании «самолетов». Оружие меняем с помощью жестов, встав подальше от района боевых действий — не исключено, что игра не распознает судорожные движения «грызуном», и вашу ударную бригаду раздавит хвостом некстати прилетевший змей.
Аркада в реальном времени
Кое-кто считает, что Darwinia — RTS. Это не так. Здесь нет баз и экономической инфраструктуры. Сбор «ресурсов» — не средство, а конечная цель, ведь всю грязную работу по устранению вирусной живности выполняет игрок, таскающий за курсором горстку пикселизированных солдат. Штамповать огромную армию ни к чему — интеллекта бойцов хватает на очень вялую самооборону, да и ячеек под «программы» не больше пяти штук. Не нужно заботиться о благополучии инженеров. Достаточно переключиться на болтающегося шут знает где помощника нажатием Alt+Tab, уничтожить ленивца и создать нового. Это удобнее, чем отдавать приказы и крыть матом примитивный алгоритм поиска пути, глядя на улетающие вверх души.
Конечно, некоторых дарвинян, словно перекормленных хлорофиллом овечек, должен понукать поводырь, но их тактическая ценность выходит на первый план только в битве за «Биосферу», когда от того, насколько быстро мы наладим систему транспортировки МЗЧ от одной «рожалки» к другой, зависит исход сражения за очередной остров. Остальное время «зеленые» служат сырьем для фабрик, генераторов, шахт, ретрансляторов и прочей машинерии. Да, их следует беречь, размножать и лелеять, но микроменеджментом тут и не пахнет. Что же до управляемых человечками мобильных пушек, то они потребуются от силы два-три раза за игру.
В похожем стиле реализованы и апгрейды. На протяжении всей кампании Сепульведа улучшает код отдельных частей виртуального мира, при этом нам надо лишь указать доктору точку приложения усилий (хотя он прекрасно обходится и без ЦУ). Так, дарвиняне, доросшие до v4.0, отстреливаются и кидают гранаты, усовершенствованный до упора взвод состоит из 5 воинов, а офицеры разучивают новые типы команд. Мелочь, но полезно, в особенности увеличенный радиус поражения снарядов.
Persistent world
«Сейвы» не завезли, однако пугаться не стоит — игра автоматически сохраняет прогресс, скрупулезно запоминая, какие терминалы захвачены, сколько монстров осталось и как велика паства. Вылет в Windows (что маловероятно — Introversion изваяла шустрый, стабильный движок), рестарт уровня или отключение электроэнергии грозят потерей всех запущенных «приложений», но не более того.
Да и чего бояться? Убили взвод? Не беда — сгенерируем новый. Инженеры оказались слишком далеко от россыпи «трупов»? Стерли «там» — нарисовали «тут». Триффиды вконец засорили окрестности красной дрянью? В меню есть пункт «Reset Location», уменьшающий количество недругов до первоначального значения, но оставляющий наши завоевания. Финальная миссия и вовсе на удивление легкая. Везение плюс грубая сила — и страшное на вид задание проходится за 20 минут. Звучит ужасно, но, по-моему, авторы слегка перестарались, делая свое детище дружелюбным к пользователю.
С другой стороны, это блестящий шанс погулять по ожившим математическим абстракциям и насладиться картинкой, слушая весьма уместный здесь альбом «Pictures» Алексея Образцова (к сожалению, своей музыки у Darwinia немного — 6 треков приятного электронного «chillout» от tresk и trash80). Просто поразительно, сколько всего умещается в полтора мегабайта данных! Здорово смотрится эффект пикселизации — «раненые» противники теряют разрешение и мерцают, будто лампочка при смерти, на фоне ультраконтрастных, очень четких пейзажей. А какие краски!..
Кстати, мне хватило пары минут, чтобы привыкнуть к кислотной палитре и полному отсутствию текстур — после TRON 2.0 и Sentinel Returns кибернетический арт-хаус воспринимается легко и непринужденно.
«По уму провожают»
Увы, дегустация выдалась короткой. Десять уровней вызывают зверский аппетит — хочется добавки в виде новых врагов, строений, программ, уровней с по-настоящему зубодробительными задачками… Надежда, что встроенный редактор и открытая архитектура продлят жизнь проекта, умирает последней, но голос разума подсказывает — культовый статус не позволит Darwinia привлечь под свои знамена хотя бы сотню энтузиастов.
Впрочем, начало у банкета — отличное. Ждем продолжение.
P.S. Запуская Darwinia, обратите внимание на вступление, содержащее кучу «пасхальных яиц». Среди обнаруженных сюрпризов: музыкальный привет авторам Cannon Fodder, отсылка к «Матрице», полноценное 64-килобайтное «демо», аллюзия на клеточный автомат «The Game of Life», а также необычайно достоверная имитация загрузки игры с кассеты на «Спектруме».