Светлая тема

Рецензия на игру Dead to Rights

Макс, будь другом, оставайся в Нью-Йорке. Здесь у тебя есть Мона, любимые психотропные средства, толпа заклятых врагов, которых так приятно расстреливать в «сло-мо». Не надо летать в Японию. Ты ведь знаешь, что добром эта поездка не кончится, — клонируют, не моргнув глазом…

«Билет до Окинавы, пожалуйста. В один конец».

Ну вот, не послушал.

Copycat

С какой стороны ни посмотри, по всему выходит, что DtR копирует Max Payne, причем не последнюю его серию, а пилотную — консольная Dead to Rights вышла через год после релиза оригинальных похождений Макса. Центральный персонаж в творении Namco — такой же разбитной полицейский, второстепенные — те же уличные гопники, метод воздействия на слушателей — огнестрельный. Но что-то здесь не так, что-то извращено до неузнаваемости и вывернуто наизнанку. Роковая женщина — не стильная Мона, а китаянка (внимание, сейчас будет номер!) в чулках «сеточкой», вместо заставок под комикс — ударные, но до одури банальные FMV, вместо ноющей рефлексии Макса — задания в духе «пойди-принеси», не дотягивающие даже до заявленного стиля гонконгских боевиков.

Тем не менее, в Dead to Rights есть свое очарование, романтика жестокого приключения. На игрока обрушивается волна насилия, словно при первом знакомстве с чит-кодами к GTA3. Оно здесь не беспричинно, скорее, это отдача души уставшего копа, эстетика мужской силы и разборок. К слову, женщины среди врагов появляются крайне редко, и опробовать на них самые злые приемы мне так и не удалось — то ли игра не позволяет, то ли лыжи не едут. Лучше всего действие смотрится тогда, когда нам подаются чисто «джентльменские» развлечения, — драки в тюремном душе или состязание по армрестлингу. Общего настроя эти скромные подарки не меняют — словно скользишь по рельсам ущербного Max Payne, напрочь лишенного сюжета.

Каждая шестеренка, каждая спайка геймплея сработана так, что действо напоминает дешевый боевик. Даже пули зачем-то летят излишне медленно, точно в недоброй аркаде. Джек Слейт (главный герой, знакомьтесь), подобно Максу, бегает из локации в локацию и накрывает врагов одного за другим. Вернее, десяток за десятком. Гопников здесь больше, зато они глупее и умеют стоять на месте, лениво постреливая в вашем направлении. Некоторые этапы проще пробежать, не обращая внимания на оппозицию, потому что борьба с одинаковыми противниками, которые от уровня к уровню различаются только «шкурками» да количеством хитов, утомляет уже к началу третьей главы. Когда вы зажимаете правую кнопку мыши, движок выбирает жертву, зачем-то захватывая ее в вульгарный красный «кроссхер». На экране практически никогда не бывает меньше трех противников, и автоприцеливание, следовательно, действует в соответствии с вашим желанием примерно в одном случае из трех. Переключение между целями висит на той же правой кнопке, стрельба — на левой. С клавиатуры остается только бегать, прыгать и приседать, чем и ограничивается свобода передвижения героя. Зато у него есть чудо-собака по кличке Тень, которая кушает «Педигри» на правах супероружия. Раз в минуту Джек может показать пальцем на неугодного бандита и крикнуть «Куси!». В отсутствие огнестрельных образцов нужно ломиться напропалую, полагаясь на три кнопки, — бац ногой, бум рукой и тихий бросок. Удалось обнаружить два комбо — первое из пинков ногой, второе — из ударов кулаками. Оказавшись в гуще безоружных братков, можно не опасаться за свою жизнь, ибо «бычки» нападают строго по очереди. Подвернувшегося под руку оппонента порой хочется кинуть в стоящих зрителей, однако он вежливо проходит сквозь ноги товарищей.

Из Metal Gear Solid по играм разошлось умение прислоняться к стеночке и аккуратно выглядывать в сомнительные коридоры. Подобно Райдену, Джек способен высовываться из-за угла, стрелять и оперативно прятаться обратно. Разумеется, только-только поставив подходящую стену, разработчики, верные принципам подачи трэша, сразу же начинают травить служителя закона десятками одинаковых бастардов, звеньями выбегающих в простреливаемый проход.

Уникальность боевой системы заключается в том, что Джек, рассовав пистолеты по карманам, может лишать недругов жизни особенно брутальным образом, их же оружием. Например, услужливо заломить руку за спину, дабы несчастный сам прострелил себе сердце. Или достать пистолет-пулемет, бросить врага на землю и пустить очередь в лицо из новоприобретенной пушки. Или банально свернуть шею и выхватить из обессилевшей руки пистолет. Способов много, они разнятся в зависимости от типа оружия, которым имела несчастье пользоваться жертва. Чем дальше вы проходите, тем больше методов смертоубийства открывается перед отмороженным копом. Кроме того, супостатов можно брать в заложники и использовать в качестве живого щита. Сэм Фишер после такого старался оглушать услужившего товарища, но это не к лицу Джеку Слейту. Отпуская еще живого бандита, он жестким движением укладывает удивленного мерзавца на асфальт и простреливает ему башку.

Сходство с Max Payne усугубляет умение переходить в slo-mo, лишь пародирующее оригинал. Зажав «пробел», вы отправляете Макса… то есть Джека в затяжной прыжок и замедляете течение времени. Но неспешные гуманные пули Dead to Rights изводят значительно меньше живой силы; к тому же в такие моменты четко обрисовывается ущербность модели персонажа, лишенной харизматичного черного плаща. Неудобно и некрасиво — зачем заставлять себя?

Частенько на пути полицейского попадаются мини-игры, бессовестно дисгармонирующие с основным стилем. Тогда герой откладывает огнестрельное оружие и берется за интересующее его дело, а игроку остается мелодично кликать мышкой, придумывая, чем бы еще себя занять. Подобные шуточки были бы хороши как необязательное дополнение, а вместо этого все мини-игры намертво втиснуты в сюжет и абсолютно неизбежны. На этом, к счастью, необычности заканчиваются, и нас снова заставляют идти на передовую. Во многом Dead to Rights напоминает Oni с ее скучным оружием, позорным дизайном уровней и двумя-тремя типами врагов на карту. Коноко вытягивала игру за счет качественной анимации и отличной системы рукопашного боя, а Джек тащит за собой шутер только благодаря большому количеству интересных и разнообразных «фаталити».

Если же заикнуться о графике, проекту можно смело выкапывать могилу прямо за памятником грозному сэру Максу. Выдавая картинку на порядок слабее, чем красоты, на обработку которых способен движок Max Payne 2, DtR умудряется намного медленнее шуршать кадрами. Хотя тени, например, нарисованы на «скинах» раз и навсегда, а на уровне редко попадается больше трех различных моделей противников. Апофеоз графических несуразностей — танцпол из второго уровня, на котором ритмично дергаются из стороны в сторону несколько десятков мерзких спрайтов.

В Dead to Rights, по меньшей мере, есть свой, узнаваемый стиль. Есть харизматичный герой и яркие злодеи, перегибающие планку полицейского боевика до пародийности No One Lives Forever. Не заладился только геймплей, которой валит в сон своей матерой однообразностью на третьей же карте. Пытаясь подсунуть воображению костыли, авторы идут на невозможные в культурном обществе шаги. В выдающихся локациях, отведенных под крупные перестрелки, противники легко появляются прямо из воздуха там, куда вы в данный момент не смотрите. Встанете спиной к пустому углу — а получи-ка, Джек, в спину! Нет, такое простить нельзя.

* * *

Больше всего игре не повезло с датой выхода. Еще слишком свежи воспоминания от Max Payne 2, еще не покинула любимый плейлист «Late Goodbye» от Poets of the Fall. Хотите бандитской эстетики — ее намного больше в GTA3. Нужен серьезный сюжет и стильный мир — вас примет психоаналитик Макс. Dead to Rights могла бы прийтись ко двору, появись она на полгода (или год) раньше. Сегодня такая графика смотрится жалко, а игровой процесс — вторично. Остается стиль заморского боевика про «подставленного полицейского, мстящего за смерть отца». Но это мы уже переросли.