«Not alive» – гласит граффити в форме черепа на одном из тысяч заброшенных домов Сиэтла 1980-х годов. В Deadlight нередко вспоминается другой недавний гость из XBLA – I Am Alive. У двух проектов много общего: постапокалипсис, герои-семьянины, средства выживания… И хотя здесь одним измерением меньше, «платформер» с испанскими корнями гораздо бодрее «уцелевшего» долгостроя Ubisoft Shanghai.
Inferno begins here
Катастрофу особенно тяжело переносят жители западного побережья США. Вирус, охвативший планету, можно назвать смертельным лишь условно – «чудодейственные» бациллы оживляют обитателей загробного мира. Растущая армия Теней (зараженных) в считанные дни породила разруху, беспредел и совершенно непригодные для жизни условия. Наиболее выносливые все еще влачат существование, но им бы для начала друг друга не поубивать. Вот, к примеру, Рэндалла Уэйна застукали над окровавленным человеческим трупом с пистолетом в руках. Пойди теперь объясни товарищам, что девушку укусили, и иного выбора у него не было!
Момент для разборок совсем неподходящий – зомби, привлеченные шумом выстрела, уже ломают дверь. Рэнди посылает напарников в мифическое убежище, о котором только и говорят среди выживших, а сам отправляется на поиски семьи. Впереди ждут толпы красноглазых мертвецов и три с лишним часа безостановочного бега через Сиэтл. Мистер Уэйн – мужчина суровый и за топором в карман не полезет, но мясорубка тут далеко не на первом месте. Более того, в 80% случаев от стычек можно увильнуть, ибо даже для зомби Тени чересчур тупы. Достаточно взобраться на какой-нибудь ящик, приманить их криком (под это аж специальная клавиша отведена!) и перепрыгнуть всю ораву.
Препятствия на пути героя куда внушительнее, чем кузов машины или узкая щель. Вдоволь полазав по телеграфным столбам и стенам, к середине игры Уэйн внезапно открывает в себе наклонности персидского принца. В подземном царстве, построенном психопатом по кличке «Крыса», без отчаянного лихачества не выжить. Старик черпал вдохновение из «Божественной комедии» Данте и постарался сделать все, чтобы нежелательные гости чувствовали себя как в аду. Кое-где необходима предельная концентрация: если не хотите возвращаться к «чекпойнту» каждые 10 секунд, придется молниеносно реагировать на ловушки.
Зато недолгие мучения сполна компенсирует причудливая харизма «Крысы». Кроме колоритного безумца, про новый мировой порядок больше никто и не рассказывает. Рисованные заставки редки и неинформативны, а другой источник сюжета – дневник Уэйна – изобилует банальностями. На школьников рассчитаны и немногочисленные головоломки. Опрокинуть контейнер с водой на горящую машину, сбить из рогатки балку, загораживающую проход… Много ума не надо – подсвеченные предметы подскажут, с чем и как взаимодействовать. Впрочем, Deadlight это идет лишь на пользу: алогичные загадки на манер Limbo, требующие раздумий и пробных попыток, фатально ударили бы по динамике.
И ведь вся соль даже не в экшен-сценах. Самое мощное оружие – дробовик – эффектно вышибает бесполезные мозги Теней, но, получив крутой «ствол», герой практически не успевает его использовать. Причина в постоянной спешке – Рэнди сломя голову несется к шизоидной концовке, улепетывая от преследователей на вертолетах. Авторы мастерски обставили погони и не переборщили со «сло-мо». «Задники» в сочетании с мягким эмбиентом Дэвида Гарсии Диаса передают мрачное обаяние дымящегося, полумертвого мира настолько осязаемо, насколько это вообще возможно в 2D. Кадров, которые хочется поставить на «рабочий стол», – навалом. Коренастый бородач в обтрепанном плаще, бегущий по крышам на фоне останков погубившей саму себя цивилизации, – то еще зрелище!
* * *
Три акта аккуратно разделены по вкусовым предпочтениям: один для игроков, неравнодушных к дождливому нуару, другой для любителей «хардкорных платформеров», третий для поклонников «голливудщины». Жаль, Deadlight слишком коротка, чтобы полностью удовлетворить аппетиты хотя бы одной из этих групп.