- Главная/
- Игры/
- Смерть шпионам/
- Рецензия
«Не работа, а приключение», — обещал призывникам плакат военно-морских сил США. Уместный в Hitman: Blood Money, Splinter Cell: Chaos Theory и Metal Gear Solid, этот слоган совсем не годится для «Смерти шпионам». Ее куда лучше характеризуют слова из повести Владимира Богомолова «Момент истины», вынесенные эпиграфом на обложку: «Контрразведка — это не загадочные красотки, рестораны, джаз и всезнающие фраера, как показывают в фильмах и романах. Военная контрразведка — это огромная тяжелая работа…»
Семен, да не тот
Семен Строгов, оперативник 4-го отдела ГУК «СМЕРШ», вынужден пахать от зари до зари, а заодно с ним обливаются потом и игроки, ожидавшие встретить российского Сэма Фишера или Агента №47. Наш Сеня тяжеловат, чтобы делать шпагат между стенами, на пять размеров меньше, чем Сорок Седьмой, и обаятелен, как советский автомат с лимонадом за три копейки.
Хотя внешне все, казалось бы, гладко. Первый отечественный «стелс»-экшен взял у коллег немало удачных идей. Фокусы с переодеваниями и контекстное меню действий в углу заставляют вспомнить о Hitman. Враги в виде красных и зеленых стрелок с «конусами зрения» на мини-карте отсылают к Commandos: Behind Enemy Lines. Незамысловатая головоломка на взлом замков — к Splinter Cell. Экран выбора оружия, где нам подсовывают тонны никчемных «стволов» (ведь главные друзья диверсанта — нож, удавка, хлороформ и наган с глушителем), вызывает в памяти Hidden & Dangerous 2.
Миссий — десять штук, причем задания разные. «Вычислить» и устранить предателя, украсть документы, уничтожить руководителей школы абвера, заминировать железнодорожный мост, сфотографировать секретные американские чертежи, захватить «языка» средь бела дня на фашистской базе… Жонглируя историческими фактами и событиями, сценаристы «СШ» придают операциям налет правдоподобия — прием, достойный Тома Клэнси.
Свою лепту в иллюзию вносит и картинка. Творение Haggard Games подкупает выдержанной стилистикой той эпохи и частой сменой декораций. Внимание к деталям чувствуется везде: в обилии хороших текстур и мелких предметов, умелой постановке освещения, динамических тенях и шейдерных спецэффектах. Белорусская деревня, фешенебельная гостиница «Метрополь», сырые казематы гестапо, заснеженный Витебск в руинах выглядят убедительно.
И подкрался ахтунг…
Впечатление портят неестественная анимация и ленивый подход к созданию звукоряда. Я не знаю, кто виноват и в чем причина, но скованные, иногда неуклюжие телодвижения Строгова и его оппонентов режут взор столь же нещадно, как и двое людей, увлеченных немой беседой. Граждане помахивают руками и шевелят губами, однако вы никогда не узнаете, что обсуждают офицеры вермахта. Вслух они говорят строго в моменты опасности, криками «Scheiße!», «Diversant!» и «Donnerwetter!» (десантникам, охраняющим Лос-Аламос, и этого не досталось) намекая на то, что пора бы грузить последний «квиксейв». Жизнь разведчика хрупка — очередь из МР-40 отправляет его на заслуженный отдых.
Конечно, суть проблемы не только в отсутствии трепа. Еще есть рюкзак, который можно выкинуть, открыв инвентарь и перетащив значок за пределы окна (и никак иначе!). Слишком узкий сектор за спинами жертв, где меню предлагает удушить/оглушить/усыпить, — я не раз и не два повторял нападения, ибо враги замечали меня быстрее, чем я нащупывал «горячую зону». Грубоватые NPC, что затыкают проходы или нагло сдвигают Строгова вбок.
Самая же острая заноза — в дизайне. Лет восемь назад «Смерть шпионам» сорвала бы овации за неимением конкурентов. Сегодня, после Splinter Cell: Chaos Theory и четырех инкарнаций Hitman, ей не избежать неприятных сравнений. Ростовский продукт устанавливает правила (нельзя снимать одежду с трупов — даже если вы поразили гада в лоб, она «заляпана кровью»; советские «стволы» и обмундирование — верная дорога к провалу; необычное поведение ведет к подозрениям, тревоге и, как следствие, удвоению патрулей) и… беспомощно пасует перед зубрами, едва речь заходит о свободе действий.
Беда в том, что нас уже приучили мыслить творчески. Лысый киллер и небритый агент АНБ придумали массу красивых методов расправы над негодяями, позволяющих завершить вылазку без лишнего шума. Hitman: Blood Money — и вовсе «песочница», в которой найдется добрый пяток вариантов, от банального спуска с лестницы до испорченной газовой плитки и падения люстры на голову.
Шпион на привязи
А что же «российская версия»? Первый путь — самоубийственный: не переодеваясь в чужую форму, мы ползем по карте к цели и глотаем свинец, поскольку дозорных — толпы, а игра не учитывает тени, кусты и траву при расчете области зрения. Второй способ — «грудью на амбразуру». Звук в «СШ» распространяется далеко, поэтому любой выстрел из автомата, снайперской винтовки или пистолета без глушителя мигом превращает сонное фашистское царство в растревоженный улей алых «стрелочек». Разъяренные гансы, когда им не мешает слегка заикающийся ИИ, метко стреляют и обожают метать гранаты.
Наконец, третья, наиболее разумная и нудная альтернатива: аккуратно «вырубаем» часовых, прячем тушки, меняем костюмы, поднимаясь выше и выше по званиям, и следуем указаниям в блокноте. Добравшись до мишени, Строгов втыкает в нее нож или пулю. Иных бесшумных видов казни нет, даром что в паре мест дозволяют подсыпать отраву в питье…
Вот такой «пазл». Решение занимает минуту, остальное — дело техники, терпения и уймы времени. Там, где Blood Money и Chaos Theory давали проявить смекалку, «СШ» выжимает игрока словно лимон. Зато разрешает минировать тела и двери. Веселая забава, но разве так поступает невидимка-профессионал, адепт чистого «стелса»?
Другой вопрос: зачем Haggard Games ввела в геймплей управляемый транспорт, раз он не нужен по сценарию? Семен садится за баранку лишь однажды, чтобы вывезти «языка» на грузовике. Мотоцикл с коляской у хутора — бесполезное украшательство. Почто, спрашивается, маялись, прикручивая и отлаживая этот кусок кода? Надеюсь, не для рекламной строки на коробке.
Semyon Strogov will return…
К «СШ» можно долго придираться: сетовать на нехватку скриптовых сценок в ходе миссий, удивляться тому, как человек в гражданском проник в центр ядерных исследований США, требовать нормальный рукопашный бой, иронизировать над клонобабками и клонодедками…
На официальном форуме авторы признали кучу недостатков, пообещав исправить кое-что патчами. Кардинальные изменения они припасли на сиквел, так что у русского Семы еще есть шанс на лучший исход. Пока же «Шпионам» приходится вербовать под свои знамена очень усидчивых и неприхотливых бойцов.