Подобные игры имеют свойство появляться так же неожиданно, как заморозки в мае. Не успели мы проглотить тонну аляповатых скриншотов, невнятных роликов и пресс-релизов, а результат уже налицо. Не отмахнешься.
Digital Reality нужно было спешить: на подходе Codename: Panzers (кстати, кажется странным выбор жанра, ведь для Stormregion намного перспективнее было бы развивать тему, начатую в Haegemonia) и «Блицкриг 2», то есть такие игры, после выхода которых на сирую Desert Rats vs. Afrika Korps никто не обратит ни малейшего внимания.
Скриншоты101
«Блицкриг 2» — явление, выбивающееся из этого ряда, а вот Codename: Panzers, получается, должна остаться с большим и длинным носом, поскольку чрезвычайно похожа на DR vs. AK. И свет она увидит только поздней весной или, того хуже, ранним летом.
Впрочем, если разобраться, шансы у Stormregion не сильно поубавились.
* * *
Налицо тенденция: все бросились покорять игроков графикой. Если уж про танки, то обязательно в 3D. Иначе будет неактуально. В Digital Reality лозунг оценили и приложили все силы для его реализации. Воображение не потрясено, но, спору нет, сделано красиво. Жаль только, что африканский театр — очень унылое место. Чем им, интересно, не угодила Европа?
Все хорошо в меру. Пальмы с глиняными домиками, в первых двух миссиях казавшиеся милыми миниатюрами, к концу кампании начинают действовать на нервы, ибо кроме них нет ровным счетом ничего, не считая унылых скальных огрызков.
С техникой дела обстоят куда лучше, но выбор невелик, а внешний вид исключает всякие претензии игры на историческую достоверность. Я не буду перечислять отличия машин, воевавших в пустыне. Достаточно представить идиота, раскатывающего по однообразным желтым ландшафтам на зеленых танках, да еще и с огромным полотнищем со свастикой на заднице. Камуфляж — понятие для разработчиков недостижимое. Из-за этого плотное скопление танков напоминает кусок гранита и может запросто изображать гору.
Против реализма
Дальнейшие попытки доказать нам, что DR vs. AK относится к тематике ВМВ, следует сразу же отметать, поскольку некоторых танков, раскатывающих в игре, на тот момент просто не существовало. В этом плане ближайший похожий опус — «Операция „Север“».
DR vs. AK очень хочет казаться клоном «Блицкрига». Для этого в ней есть все: идентичное управление, похожая система просчета повреждений, рост опыта юнитов, всевидящие снайперы и разведчики (и, кстати, разведывательные машины с большим радиусом обнаружения, о чем в Nival не додумались, погорев на бессовестном снайпере), ремонтные установки, возможность окапывать технику. Даже окопы. Правда, танку по ним проехать не удается.
И все равно это не «Блицкриг 3D».
Напрасные слова
Главное отличие DR vs. AK от «Блицкрига» — вовсе не трехмерность, как может показаться, а «герой». В Heroes of Might & Magiс он скакал на лошадке, в Close Combat 3 — всю игру лежал, как дурак, в окопе. Видимо, в офисе Digital Reality не нашлось мудрого человека, который, поиграв в CC3, отговорил бы коллег от опасной затеи.
Поэтому нам приходится неусыпно следить за существом с нимбом над головой, ибо оно, наглотавшись по неосторожности свинца, утягивает за собой всех остальных к черному экрану. Зато благодаря его присутствию улучшаются параметры техники. Т.е. улучшаются они от любого юнита, но от «героя» — особо.
Считающие RPG забавой для учащихся 1-3 классов — не уходите. Здесь все немного по-другому. И — с некоторыми исключениями — более соответствует здравому смыслу. Создатели Codename: Panzers соблазняют нас возможностью захвата вражеской техники, а DR vs. AK дает оценить примерные очертания задумки. Трудно сказать, насколько такой подход применим к тактической игре, но выглядит неплохо. Любой техникой управляет определенное количество юнитов. Посадите в танк разведчика — вырастет площадь обзора, доверите пулемет или пушку снайперу — точность. Чем меньше экипаж, тем беспомощнее танк или иная бронемашина.
Другое дело, что экипаж погибает, как правило, в полном составе. Если возможность повредить ходовую или вывести из строя орудие существует, то неуязвимость экипажа поражает. Нарушить идиллическую картину в состоянии только огнеметчики: наверное, несколько дополнительных сотен градусов танкисты выдержать уже не в состоянии.
Спору нет — концептуально. Но, по-моему, это сизифов труд.
Боги и кавалеристы
В погоне за блестящими мелочами разработчики нередко забывают о фундаментальных вещах. В случае DR vs. AK — о балансе. Можно сколько угодно изощряться с концептуальными находками, но игра должна заинтересовывать.
В DR vs. AK есть и авиация, и артиллерия (у союзников, кстати, роль пикирующих бомбардировщиков выполняют… «Спитфайры»). В плюгавенькой кампании за вермахт (9 миссий) я лишь один раз воспользовался поддержкой авиации. Артиллерия — как противотанковая, так и гаубичная — вообще не пригодилась. Попробуйте-ка одолеть «Блицкриг» без авиации и артиллерии…
Если без всего этого можно обойтись, зачем мучили художников и моделлеров? Зачем беспокоили программистов? Объявили бы Роммеля кавалеристом и сделали кампанию в духе бесконечного блицкрига. Впрочем, игроки разобрались с проблемой самостоятельно.
DR vs. AK так и проходится: в первой линии танки помощнее, сзади ремонтные машины и одна разведывательная. С появлением «Черчиллей» и «Тигров» «ремонтники» становятся ненужными. Пятерка вышеупомянутых «господ» без труда пересекает всю карту в любых направлениях с самыми неприятными для противника последствиями. Есть задача: что-то захватить. Едем туда и захватываем. Без разведки. Без саперов. Без артподготовки. Без поддержки авиации.
Парад
Получилось, особенно если учитывать возможность посадить личный состав за руль, что-то в духе Z и Z: Steel Soldiers. Весело и динамично. Гремят взрывы, вдавливается в горячий песок зачем-то сопротивляющаяся пехота, полыхает неприятельская бронетехника, а посреди этого парада — «герой» с винтовкой наперевес. Ни солнечный удар ему не страшен, ни пуля шальная. А если в танке, то вообще — почти бог.
Но. Боги-то все в Populous…