Test Drive Unlimited 2, Shift 2, Need for Russia 4, DiRT 3 – первое полугодие 2011-го (полу)аркадные серии провели под знаменем продолжений. По странному совпадению каждое из них больше похоже на аддон, даже новая TDU, несмотря на всю ее масштабность. И третья часть DiRT, к сожалению, выглядит самой вымученной в этом ряду.
Усталость металла
Почему разработчики гонок, если уж увязли в успешном сериале и как огня боятся революций, не развивают хотя бы то, что хвалят игроки? Меня всегда удивляло такое пренебрежительное отношение к готовым идеям. Спад у DiRT начался еще в сиквеле, и все же с ролью красочных попсовых «покатушек» он справлялся хорошо: адреналиновый режим «Trailblazer», веселые ралли-рейды и короткое, но яркое «выступление» классического ралли – этого хватало, чтобы игра задержалась на жестком диске.
Скриншоты110
DiRT 3 же Codemasters будто выдавливала из себя по крупицам, отрезая целыми кусками то, что могло бы оттащить проект от края пропасти. От ралли опять одно название, «допы» однообразны и часто повторяются, а локаций для него – еще меньше, всего четыре (из восьми доступных). Задания на дрифт совсем смешные – можно не обращать внимания на асфальт и скользить прямо по бездорожью, лишь бы на пути не встретилось дерево или камень. «Прокачка» теперь привязана к раскраскам кузова, что позволило замаскировать небольшой (исходный)1 набор машин. На радость гурманам представлена и классика из 1960-80-х гг., только уже без Ари Ватанена. Впрочем, DiRT 3 – не тот случай, когда надо рассуждать о характерах автомобилей. Так, сугубо эстетический момент.
Главная новинка сезона – «джимхана», своего рода гимнастика на колесах, слабо относящаяся к гонкам. На специальных треках пилоты выполняют заносы на маленьком пространстве, «крутят жука» и гоняют вокруг расставленных объектов. В отдельных зонах — на строительной площадке, парковке и в депо – устроены побочные развлечения: полоса препятствий на время, заезды по «чекпойнтам» и т. д. Ничего страшного в эксперименте нет, но авторов, как обычно, подвело чувство меры (болезнь, от которой страдают едва ли не все современные автогонки) – этот режим есть почти во всех чемпионатах. К счастью, проходить его не всегда обязательно.
Разнообразие состязаний не спасает — ощущения от карьеры DiRT 3 во многом совпадают с ощущениями от WRC. Хорошо перемешанные этапы все равно быстро наскучивают, ибо занимают от силы 5 минут – ИИ тут совершенно безвольный. Если дело и затягивается, то либо из-за собственных ошибок, либо с помощью создателей, видимо, подсмотревших унылые 8-круговые ралли-кроссы в TDU 2 (кстати, сам режим-то неплох и в онлайне выглядит превосходно). А чтобы пройденный материал крепко засел в голове, после четырех больших чемпионатов открываются мини-туры по каждой из дисциплин. Наверное, принимая игру маленькими порциями, можно будет протянуть до выхода DiRT 4.
В отличие от той же WRC, картинка у Codemasters пока на уровне, однако прежнего восторга она уже не вызывает. Основное изменение, которое я частично предсказал в рецензии на DiRT 2, – стандартные для нынешних анонсов погодные явления и времена суток. Здорово, конечно, стартовать в снегопад последним и при обзоре из-за руля почти ничего не видеть, да и капли на неподвижном автомобиле очень эффектны (правда, водные преграды сделаны халтурно)… Но больше одного предложения об этом «макияже» я выдать не могу, как и о красивых выбоинах на дорогах.
А вот то, что внешне игра ничем не запоминается, — серьезный симптом. Малазийские грязевые ванны, скалы Юты и тропки в лесах Хорватии из DiRT 2 – здесь не найти и подобия тех трасс. Разве что кенийское ралли в красноватых лучах заходящего солнца немного утешает. В целом – серо, порой даже не сильно лучше WRC. И снова, как когда-то в DiRT, вообще нет грязи. Абсурд.
* * *
Рецензируя первые две части сериала, и я, и мой коллега Stig придерживались единого мнения – это были добротные аркады. Несмотря на более-менее оживленный мультиплеер, DiRT 3 к их числу отнести нельзя.
1 В магазине Live! Marketplace уже выставлены на продажу семь авто и новая раллийная трасса в Монте-Карло.