- Главная/
- Игры/
- Discworld Noir/
- Рецензия
Знаете поговорку? "Что имеем — не храним, потерявши — плачем". И ведь каждый раз зарекаемся, а все равно выходит так, что жалеем потом о случившемся.
Раньше, года четыре назад, когда квесты были еще очень популярны, я относился к ним с некоторым пренебрежением. И только сейчас понял, насколько был несправедлив. Большинство тех игр — шедевры, по сравнению с нынешними поделками. Cейчас я смотрю на игровой мир уже совершенно другими глазами, разделяя приключенческие игры на очередные, правильные и выдающиеся. К очередным стоит отнести липовые "открытия" жанра типа Byzantine или "старичка" Urban Runner. К выдающимся — сочные и новаторские разработки, вроде The Last Express или Grim Fandango. Правильные же квесты — практически все остальные. Об одном из таких и пойдет сейчас речь. Встречайте настоящего честного представителя "классического" квеста — новую игру, действие которой разворачивается в знакомом многим мире Discworld.
Черный — это звучит гордо
После двух первых игр на основе вселенной Discworld, цветастых и развеселых, увидеть Discworld Noir было довольно странно. Игры, выполненные в стиле "нуар", вообще выходят нечасто. Но чтобы их действие разворачивалось к тому же в выдуманной юмористической вселенной... Нет, такого я представить себе не мог. Впрочем, если кто не знает, что такое "Noir" или "Film Noir" — объясняю. Это, в дословном переводе с французского, означает "черные фильмы", фильмы на криминальную тему, безусловными атрибутами которых являются мрачная атмосфера, грязные темные улицы, дождь и, конечно же, главный герой в длинном плаще и шляпе, тень от которой скрывает его лицо. Таков наш герой. Знакомьтесь, Льютон — первый и единственный частный детектив города Анк-Морпорк, в котором и развернется действие игры. Льютон — мужчина без особых манер, но с необычайным шармом; не особенно уважаемый, но обладающий такими физическими задатками, которые позволяют быстро справляться с любым неуважением; наконец, человек со своеобразным чувством юмора, благодаря которому способен заговорить любого. Короче, наш человек. Если вы читали романы Реймонда Чандлера о частном детективе Филиппе Марлоу, то считайте, что Льютона вы уже знаете.
"Где же всеми любимый Ринсвинд и кто посмел так поиздеваться над любимым Discworld'ом?" — спросите вы? Как ни странно, но те же люди, что делали первые две части игры — команда Perfect Entertainment. Поговаривают также, что, когда создатель вселенной Discworld Терри Прэтчетт (Terry Pratchett) увидел первые результаты труда над Discworld Noir, то воскликнул: "Вот оно!". И заставил ребят работать с удвоенной энергией. Отсутствие Ринсвинда разработчики объясняют исключительно тем, что это не Discworld 3, а альтернативная игра. Однако любимый многими персонаж будет воскрешен к жизни в следующей серии. А пока добро пожаловать в такой знакомый, но уже совершенно иной Discworld.
Как оно было
Игра, как уже говорилось, завязывается вокруг главного персонажа — частного детектива Льютона. Как ни странно, работы у него нет, хотя большинство жителей Анк-Морпорка — закоренелые преступники. Первое дело приходит к нему только через месяц с начала профессиональной карьеры и является в виде красотки Карлотты фон Убервальд. Она просит Льютона "найти одного человека по имени Мэнди". Обещая за такую, казалось бы, несложную работу уйму денег. О том, что ему не заплатили, Льютон вспомнил только после ухода неожиданной гостьи. Но ничего, с ней он еще встретится... Начав дело, Льютон постепенно понимает, что таким уж плевым оно не будет, а через некоторое время пустяшное расследование выливается в настоящую фантасмагорию.
По ходу расследования Льютон встречает множество странных личностей. Кто-то относится к нему дружелюбно, кого-то хлебом не корми — дай только частному детективу нахамить. К каждому Льютон находит свой, индивидуальный подход. Например, зайдя в свою контору и обнаружив там незваного гостя — гнома Аль-Кхали, наш герой заводит диалог и довольно быстро получает угрозу в виде фразы: "Не говорите, что я вас не предупреждал, мистер Льютон". Ответная реакция не заставляет себя ждать. Со словами "Не говори, что я тебя не игнорировал" Льютон спускает злополучного гнома прямо с лестницы.
Звук, музыка, графика
Музыка в Discworld Noir — это нечто. Но главное, что благодаря ей игра наполняется непередаваемой атмосферой. Послушав блюзы, сопровождающие игру, можно без преувеличения сказать, что начинаешь буквально чуять запах опасности, накрепко вживаясь в образ расхлябанного горе-детектива. Спасибо композитору Полу Уэйру (Paul Weir).
Однако замечательна не только музыка, замечательна и озвучка. Голоса героям подобраны просто прекрасно, хотя... Есть и один недостаток. Режиссер по звуковому оформлению, наверное, заснул, когда проходило прослушивание на главную роль. Как результат — "юбилейный" голос у крутого детектива. Но ничего, к этому быстро привыкаешь и воспринимаешь, как часть шутки под названием Discworld. Вообще роль звука в общем восприятии игры огромна. Легкие акценты и странный выговор героев придают игре какое-то совершенно особенное очарование.
Что до графики, то прямо уже удивительно, но и она никоим образом не разочаровывает. Более того — вызывает неподдельную симпатию. Все фоны, как и бoльшая часть персонажей заранее отрендерены. "Трехмерный" же Льютон и вовсе обсчитывается в реальном времени, причем обсчитывается довольно неплохо. Да что там персонажи... Глядя на непрекращающийся ливень, чувствуешь себя вымокшим до нитки. А ведь игра, к тому же, может похвастаться и некоторыми относительно новыми технологиями, как то - динамическим освещением и реалистичными тенями.
Notebook
Несомненным шагом вперед стало то, что вам не надо быть знатоком Discworld'овской литературы, чтобы решить некоторые головоломки. По большей части, все они логичны, хотя иногда и чертовски сложны. Причем первая роль, безусловно, отдана не им, а нескончаемым диалогам. Именно они в игре являются основным способом получать нужную информацию. Вы можете расспрашивать персонажей как об основных темах, так и задавать им вопросы из наводок, которые Льютон постоянно записывает себе в блокнот, стоит кому-то сказать хотя бы что-нибудь существенное. Если же ему сообщили о каком-нибудь неизвестном доселе месте, то оно сразу же появляется на карте, с помощью которой и осуществляются передвижения по городу. Единственный серьезный прокол в игре — так это предельная занудность ряда диалогов. Далеко не все из них так же остроумны, как, скажем, в Full Throttle. От некоторых бесед буквально клонит в сон, до того они скучны. К тому же игра не имеет сюжетных разветвлений, то есть сюжет предельно прямолинеен, как дорога в один конец. Но играть, не смотря ни на что, все равно интересно, и даю голову на отсечение, что вы не осилите Discworld Noir даже за неделю, что уже хороший признак для квестов. Перед вами три диска чистого геймплея.
В последнее время в моду вошли персональные мини-компьютеры, которые персонажи всегда носят с собой и заносят туда важную информацию. Здесь роль такого компьютера играет простой блокнот, куда Льютон, как уже говорилось, записывает самое интересное из того, что слышит от собеседников. В дальнейшем по любой из таких записей можно поговорить со всеми персонажами, выясняя, что они знают или думают по тому или иному вопросу. Кстати, собеседниками в игре окажутся как старые знакомые из предыдущих серий, так и совершенно новые персонажи. Что вы скажете, к примеру, снова встретив грустного вампира Самуэля из второй части? Только теперь он играет в кафе "Анк" на фортепьяно и распевает блюзы. Очаровательно.
Ну так как?
Не нужно быть фанатом книг Терри Прэтчетта, чтобы полюбить эту игру. И быть ценителем стиля "нуар" также не обязательно. Конечно, Discworld Noir выглядит мрачно, но на самом деле он вовсе таковым не является. Игра скорее представляет собой черную комедию. И пусть даже шутки местами довольно плоские, а сюжет в середине игры оставляет желать несколько лучшего — игру это все равно не портит. Так что познакомиться с детищем Perfect Entertainment, безусловно, стоит. Скорее всего, у вас не возникнет желания оторваться от Discworld Noir, пока вы не пройдете его до конца.