Думаю, вряд ли кто не согласится с утверждением, что аркады - старейший жанр электронных игр. Для девелоперов они - настоящая малина. Велосипед изобретать не надо, все каноны уже давно установлены: глав. герой, нечто, с рождения способное к селекционированию; кровожадные и очень толстые боссы (желательно по одному на каждый уровень); парочка моментов для усложнения процесса в виде ограничений на время или кучи высотных мест, откуда можно благополучно свалиться, и все. Остальное - опционально. А уж если игра делается по популярному (мульт-) фильму или большегрудой/мускулистой детской игрушке, то про требования современности и вовсе забывают. Да и не нужно это. Все равно найдется уйма народу, согласных порадовать свое розовощекое, толстопузое чадо очередной реинкарнацией любимого героя.
Мама, хочу!
После сотой истерики с отрыванием голов ни в чем не повинным черепашкам ниндзя или куклам Барби, родители готовы купить даже подводную лодку, только бы дитя утихло хоть на время. Не купишь, - будешь жалеть всю жизнь, выполнишь просьбу, - ребенок счастлив, пускает огромные пузыри от удовольствия, ставит рядом с собой холодильник с пончиками и мороженым и буквально живет со своим кумиром. Но, как правило, недолго. День-другой - игра пройдена, и картридж/коробка летит в угол. Малыш в слезы, а у "шнурков" очередная проблема. Тут-то на помощь и приходит удачливый предприниматель-узурпатор Дисней, студия которого в основном выпускает, к счастью, весьма качественные мультфильмы (ну, разве что за исключением тошнотворного, кисло-молочного Винни-Пуха). В голову анимационного магната приходит свежая, как прошлогодний кусок сыра, мысль - создавать по своим же мультфильмам игры. Hercules, Little Mermaid, Darkwing Duck - идея получает путевку в жизнь, и игры начинают выходить едва ли не сразу же после появления на экранах кино-оригинала.
Вот, например, не так давно вышел мультфильм из серии Toy Story - Buzz Lightyear Of Star Command: The Adventure Begins. В нем основным действующим лицом является один из главных героев "Истории игрушек" - Buzz Lightyear. Следом идет аналогичная игра. В ней неугомонный Buzz продолжает доставать своего злейшего врага, - императора Zurg’а. Ему очень условно помогает вся его команда, включая "очаровательную" подружку Миру (только взгляните на соответствующий скриншот, и любовь с первого взгляда вам обеспечена). Помимо привычного сбора и сортировки бесконечного числа драгоценностей предлагается спасать Маленьких Зеленых Человечков с Марса (нет, нет, чтобы их увидеть, пить совсем не обязательно!). На этом набор возможностей заканчивается, и оригинальность, как говорят математики, начинает стремиться к нулю. Даже интересно становится представить себе рассуждения разработчиков, садящихся за свое произведение искусства…
Что нам стоит…
"Босс, надо сделать игру. Отлично! Делай. А мы будем делать версию для РС? Да, но в самую последнюю очередь. Сначала сделаем для всех приставок, включая Gameboy, и только потом для убогих писюков. А как мы будем делать для РС, один в один? Не-е, ты что! Сделаем так, что все побегут покупать приставки. Пусть будет, скажем, по 100 полигонов на модель. Нет, лучше по 20. Потом сделай так, чтобы все взрывы, выстрелы и прочие спецэффекты смотрелись как можно более отдельно от самой игры и были уродскими до слез. Ни в коем случае не меняй управление. Пусть управляют только с клавиатуры, и пункты в меню активируются как на приставках - кнопками Jump или Fire. Все понял? Да, Босс, но… Никаких "но"! Иди, делай."
В итоге имеем страшных, как смертный грех, монстров, которых самое время пожалеть, а не убивать; здания, больше напоминающие коробки из-под некачественной обуви; деревья, совершенно не похожие сами на себя, и безумно тошнотворную гамму цветов. Более-менее соответствует оригиналу лишь сам главный герой. В последнее время стало модным как бы "выдирать" внешность из мультфильма и в таком же виде пихать в игру, отчего создается впечатление, что он (герой) попал сюда совершенно случайно.
Вот такой расчудесный пацан и бегает в BLoSC по разным планетам, коих 15 штук, собирает разноцветные монетки, дающие очки и даже медали, помогает бабушкам и защищает слабых. За монетки можно покупать прямо на ходу не отличающееся оригинальностью оружие (лазер, еще лазер, молниемет, еще один и так далее), кое-какие средства передвижения (jetpack, скейт, летающий мотоцикл), да пару видов брони. Смысл каждого уровня - бежать за главным гадом, желательно не отставая от него. Как только злодей дотопает до конца уровня, появляется неумолимый счетчик, отстукивающий последние в жизни героя 15 секунд. По дороге гад устраивает мелкие сюрпризы, включая встречающиеся местами бомбы, которые предполагается деактивировать. Не успел добежать до финиша вовремя или пропустил мину - "Mission Failed", начинай, дружок, заново. Если же очень постараться и прискакать на место раньше Главного, можно вблизи рассмотреть сногсшибательную квадратноголовую подругу Buzz’а (особо впечатлительным не рекомендую).
Многие уровни несчастный игрок вынужден проходить по несколько раз, чтобы заработать дополнительные медали, жизненно необходимые для открытия доступа к другим локациям. Ни о каком сюжете при этом, разумеется, речи не идет. Есть цель, и этого, по идее, должно хватать. Радует лишь, что не надо балансировать в очередной раз на высоте небоскреба, пытаясь перепрыгнуть со спички на соломинку, и что все "красоты" пейзажей не успеваешь толком разглядеть из-за спешки. Ну, еще музыка более-менее соответствует действительности и местами бывает даже забавная, чего не скажешь о звуках, каковых мало до неприличия. Иными словами, впечатление самого натурального черновика или полуфабриката, который впору продавать в местной кулинарии.
Шантаж 2000
Какое-то дикое время назад услышал я по радио передачу о вреде буржуазной музыки и ее влиянии на девственные умы наших граждан. В ней спокойное, как танк, и непоколебимое, как памятник, лицо мужского пола рассказывало про очередного шпиёна, пойманного на мексиканско-кубинской границе. Несчастного поместили в камеру и решили запытать до полусмерти, путем… проигрывания записей Rolling Stones. Через некоторое время узник заколотил в дверь с желанием выдать все секреты местных партизан. В наше время музыкой не подавишь никого. После ДэЦла и прочих Киркоровых удивить чем-то стало элементарно невозможно.
Тут-то хитрыми воротилами шоу-бизнеса было придумано новое средство - наспех переведенные с приставок аркады, которыми в последнее время нас кормят по самые чакры. На свет стали рождаться Frogger’ы и Buzz’ы Lightyear'ы, чьи консольные оригиналы смотрятся куда как более привлекательно. Мы же с вами вынуждены мириться с практически полным отсутствием приличных аркад для родных пентиумов. Настолько редкие экземпляры заглядывают к нам, что даже забываешь, как они выглядят. Ну, не научились еще девелоперы делать нормальные трехмерные аркады. Если так и дальше пойдет, то один из самых популярных жанров станет сродни квестам, и по настоящему достойные примеры будут жить лишь в легендах беззубых стариков, видевших 286-е.