Светлая тема

Рецензия на игру Driver

Странное на Западе представление о городской езде сложилось. Те немногочисленные творения, что позволяют нам очутиться на виртуальной крыше или бампере виртуального же автомобиля (увы, пока нормальный руль никто сделать не в состоянии), считают своим долгом прямо-таки задавить пользователя рутиной повседневного объезжания ровных дорог. В частности, американских, по которым чинно и нудно, все с одинаковой скоростью, колесят мирные граждане и суровые блюстители порядка. Причем и те, и другие до ужаса скучны и безразличны к окружающим. Наверняка вы помните нечто подобное, ярко реализованное в Midtown Madness, где, говоря по существу, сумасшествия было крайне маловато. Наиболее полно возможно представить себе картину автомобильного беспредела в городе на примере Grand Theft Auto. Но там, конечно, вид не трехмерный, да и графика не суперсовременная. А теперь задумайтесь на минуту, что можно сделать при большом и сильном желании, если вытащить из этих двух игр все самое лучшее? О-го-го. Возможности безграничны. Но порой мне кажется, что их видим только мы, простые и неприхотливые геймеры. Куда смотрят разработчики, непонятно. Хорошо еще, что они хотя бы делают скромные шажки в сторону того светлого и великого, чего мы от них давно и пока безуспешно ждем. Оратор сменился, и отправной точкой теперь следует считать новинку автомобильного сезона - Driver от команды, когда-то сделавшей Destruction Derby, часть первую и вторую.

Не сначала

Да. Отойдем от стереотипов и начнем с конца. Ну, или почти с конца. Просто очень хочется все самое красивое и вкусное приберечь на потом, а пока заняться строгим изобличением. Впрочем, не такое оно уж и строгое. Создатели всего лишь не захотели набраться опыта на основе прежних ошибок своих конкурентов. Вышеупомянутый MM не отличался сильной играбельностью: гонка на время, подсчет чекпоинтов и еще парочка состязаний, - простите, но этого мало. Зато там были соперники и возможность выбора авто. Ребята из Reflections пошли другой дорогой, но пришли к тому же результату. Куча режимов игры, но полное отсутствие конкурентов, кроме полиции и времени, и жутко наскучивший серенький четырехколесный друг. Что самое обидное, та самая куча нисколечко не компенсирует отсутствующие компоненты. Ну посудите сами, какой интерес может быть в езде по кругу на пересеченной местности с целью установления лучшего времени? Или в сшибании зелененьких конусов, тянущихся по всевозможным подворотням, единственная польза от которых - закалка водительского стиля? Да, некоторое время еще интересно на время уматывать от полиции или, наоборот, играть в догонялки с убегающим противником, машину которого надо изуродовать до неузнаваемости (в смысле, до максимального уровня повреждений, ибо внешне она все равно будет казаться вполне пригодной для езды). На худой конец, можно в очередной раз собрать вездесущие чекпоинты, но городов-то всего четыре! И никуда от этого не денешься. Кстати, наверняка в пику MM здесь нет Чикаго...

Ах да, в целях повышения квалификации мы еще имеем полное право влиться в дружный коллектив водил-недоумков и поездить по городу... как бы это помягче сказать... просто так. У них это называется Take a Ride. Ну, улочки изучить, повороты всякие секретные на будущее отыскать. Однако, поскольку такая прогулка неразрывно связана с тщательным и неукоснительным соблюдением ПДД (заметьте, американских правил, где двойную сплошную можно пересекать в любом месте), ездой только на зеленый свет и внимательной слежкой за спидометром... увы, геймеру, может круглый день только и занимающемуся, что соблюдением этих самых правил, сие развлечение вряд ли понравится. Тем более что заканчивается оно всегда плачевно, ибо ни автосервисов, ни, в конце концов, пит-стопов, в Driver’е не существует. Вот от такой жизни и кидаются люди в самый омут игры, который возвеличивает ее и не дает опуститься в пучину посредственности.

Внедренный

Его зовут Таннер. Он - рядовой коп, выполняющий опаснейшее задание: подобно Штирлицу, руководство внедрило своего сотрудника... нет, не в немецкую армию, а в одну из крупнейших банд одного из крупнейших городов США. Надо сказать, что вместе с этим храбрым человеком, а точнее, под его личиной, таких городов мы проедем... правильно, четыре, попутно выполняя задания своих криминальных боссов и добывая ценную информацию по реальной службе. Вы удивлены? Я вас понимаю. Сам некоторое время не мог понять, что это самая настоящая кампания, причем местами нелинейная, с возможностью узкого, но все-таки выбора. Почти GTA, с не менее интересными миссиями. Тут и перегон ценного авто, выжимающего на прямой 120 миль, на другой конец города, и погоня за катером, и погром ресторанов конкурента, и даже уничтожение неугодных лиц. Само собой, весь этот многосерийный боевик (на один город приходится приличное число заданий) обставлен погонями в духе стандартных киношных разборок, видео в духе... короче, просто неплохим видео и небольшими скриптовыми вставками. Сделал дело - дома на автоответчике тебя уже ждут новые заказы. Кстати, иногда звонят простые информанты, сообщающие скромные сведения, которые, возможно, пригодятся в будущем. На первых порах драйв преогромный. Все радует глаз, всем восхищаешься, к тому же машины иногда меняются, и серенький друг уступает место более роскошным моделям. Жаль, узнать их могут только истинные знатоки техники 70-80-х, я лишь однажды усмотрел знакомые формы Мустанг Босса, да и то потому, что на нем пришлось раз двадцать переигрывать одну миссию. Гараж же простых автомобилистов, выполняющих в игре роль пассивной помехи, не блещет разнообразием. Приятно удивила полиция, помимо ставших легендарными «крейсеров» в особо критических случаях использующая здоровенные джипы. Чаще всего в качестве заграждения, ибо по причине некоторого морального разброса в мышлении AI они просто ни с кем бы не ужились на городских улицах. Но об этом чуть позже. Простите, заболтался, а вы уже несколько минут пытаетесь что-то спросить... Почему на первых порах? Ммм... очень деликатный вопрос, однако.

Чтобы ответить на него, надо снова вернуться к GTA. Обратите внимание, именно с этой игрой больше всего ассоциируется Driver, и именно поэтому напрашивается горькое сожаление. В роли автоугонщика мы тоже выполняли задания на время, не менее остросюжетные, но там перерывы между поездками от телефона к телефону игрок заполнял сам. Он мог поехать искать бонусный танк, заняться размазыванием по тротуарам прохожих или поиграть в кошки-мышки с полицией. В его распоряжении была свобода в наиболее применимом к тому моменту толковании. Что мы видим здесь? Задание, бегущие секунды, мимолетная радость от достигнутого результата и... новое задание. Разработчики ограничили нас в действиях, связав жесткими требованиями. Кто-то может возразить мне, что для игр с копами есть уже упоминавшийся режим Take a Ride. Но, господа, мне не хочется еще раз повторять условия, согласно которым этот режим неинтересен. Они где-то там, наверху. Разве сложно сделать возможность починки автомобиля, пусть и абстрактную, чтобы можно было всласть поколесить в свое удовольствие? Ведь это в сто раз лучше, чем несколько раз переигрывать одну и ту же миссию, пытаясь уложиться в коротенький промежуток времени. Впрочем, так, пожалуй, я дойду до мысли о вылезании из машины и перестрелках с пешими полицейскими...

Другой отвратной особенностью Драйвера является частичное отсутствие реализма. Ладно, на людей, «проходящих» сквозь машины, мы уже давно перестали обращать внимание. Разработчики не хотят, чтобы в отдельных развитых странах игру запретили к употреблению, и винить их в этом не стоит. К положительным новинкам стоит отнести монументальную устойчивость светофоров, которые в MM сносились словно тростинки. Появилась деформация автомобилей, и вот тут-то создатели допустили прокол. Во-первых, разбитость машины никак на ее качества не влияет (во всяком случае, я этого влияния не заметил). Внешний вид немного преображается, причем вне всякой зависимости от силы удара. Будь то легкое касание стенки или мощнейший удар лоб в лоб с озверелым копом, от нас полетят лишь меленькие осколки, помнется капот и багажник, с боков вроде появятся трещинки на стеклах (заднее слито с машиной воедино и никогда не «травмируется»), послышится страшный скрежет и звон (сейчас в автосимах о звуке практически не говорят - он всегда на уровне)... Даже после ослепительного кульбита и падения вниз головой крыша останется целехонькой, как будто только что с конвейера. Впрочем, уже то, что автомобили обладают способностью к переворотам, не может не радовать. Опять же, после MM все сказанное должно считаться большим достижением. Кто знает, может это опять же лишь первый шаг, и лет через пять в меня за эту статью будут кидать тухлыми яйцами... Так что пойдем-ка мы туда, где условия и правила незыблемы, и можно хулить и хвалить по полной программе.

Две необходимости

Искусственный интеллект и графика. Две вещи, которые чаще всего являются основными критериями оценки игры с автомобильным уклоном. У GTA не имелось в наличии ни того, ни другого, и все-таки это был хит. У Driver’а есть немного первого и масса второго, но игра не проживет на винчестерах очень долго. Максимум до выхода GTA2.

Все мы после просмотра демо-версии дружно восклицали: «Какой AI! Какая мощь! Это будет потрясающе!». Не спорю, было дело. В деме копы действительно вели себя очень красиво, пристраивались сзади и использовали наши малейшие недочеты, причем сами иногда ошибались. Разработчики громогласно заявляли о подобии человеческого стиля вождения и о потрясающем наслаждении от соперничества с таким интеллектом. На практике же все не так безоблачно. Да, погоня начинается грамотно. «Крейсер» разгоняется немного быстрее нас, но в скорости равен, следует на некотором расстоянии... а потом начинается непонятное. При выезде на встречную полосу компьютер удивительным образом умудряется ловить большую часть встречных автомобилей (кстати, именно так следует уходить от преследования; стоит опасаться лишь встречных полицейских машин) и моментально отстает. При езде по движению «железяка», после нескольких минут безуспешных попыток догнать нас, начинает странно вилять из стороны в сторону, расталкивая автомобили, и в конце концов затихает у бордюра. Будто боится пересечь какую-то границу и передает палочку преследования следующей машине. Если же в какой-то момент ему удается настичь свою цель и ненадолго затормозить, впереди появляется заслон из 5-6 «коптилок», который чаще всего элементарно проходится по разделительной полосе. Что самое интересное: ни одна из этих машин не рванет за нами в погоню, а продолжит преследование все тот же неудачник. Уверяю вас, он непременно влетит в заграждение, если не следует за нами бампер в бампер... Жаль, что полиция не умеет элементарно останавливать нас и арестовывать, а лишь доламывает машину до 100%-ых повреждений. В общем, AI копов крайне неуравновешен. Местами поражает своей смекалкой, местами - несуразностью поведения. Покажите мне водителя, хоть и полицейского, который согласится остановить нарушителя прямым столкновением с ним, и это на скорости не менее 70 миль в час с обеих сторон. Ему надо будет поиграть в эту игру... И главное, что практически в любом случае за неудачу при выполнении миссии мы должны винить только себя и свои ошибки, но никак не компьютерные мозги.

Другое дело, графика. По сравнению с творением Microsoft, где из-за красивых моделей отсутствовали повреждения, Driver выглядит шикарно. Сплошной хром, блики и отсветы яркого американского солнца (пейзажи и в особенности небо стоит рассматривать в риплее; впечатляющее зрелище), аккуратные полигонистые авто... Капли дождя, разбивающиеся на сотни брызг от удара об асфальт, расплывающийся ореол от света светофора... Ночную гонку можно сравнить с феерией красок во время салюта, до того волшебное впечатление она производит. Причем всей полноты ощущений можно добиться, наверное, только при повторе, благодаря грамотно расставленным камерам. Да, все эти богатства и требуют с нас соразмерно своей ценности, так что при большом скоплении машин на экране тормоза возможны даже на вполне приличных компьютерах. Но на то есть четыре уровня детализации, к тому же народные умельцы обнаружили, что при отключении звука игра идет немного быстрее.

Нельзя не отметить также и работу дизайнеров, планировщиков виртуальных городов. Вполне возможно, что они списаны с реальных прототипов. Судить мы, сами понимаете, не можем, но все западные обозреватели в один голос восхищаются сделанным, произнося почти заготовленную фразу: «Когда я ехал по-какой-то-там-авеню, в самом деле видел свой дом, вот только седьмой этаж не показали. Но круто!». Наверное, будь в игре Москва, я бы тоже так восторгался...

Резюме

Типичный закос под идею GTA, но в трехмерном исполнении и с максимально полным использованием современных графических наворотов. Хочется верить, что это начало великих и ужасных по своему драйву игр, а не жалкая попытка сотворить красивую поделку и на ее красоте собирать похвалы. Старайтесь, и мы вам поможем.

Рецензии пользователей
на Driver1

Первая игра серии Driver вышла на PlayStation в 1999 году. В дальнейшем она посетила также Game Boy Color и PC. Для тех, кто никогда не играл в нее и даже не слышал – в игре вам предстоит стать полицейским детективом по имени Джон Танннер. Первая часть стала бестселлером и приоткрыла нам будущее своей свободой исследования города и его популярных мест. Также особенностью игры стала физическая модель автомобилей. Она выполнена правдоподобно, но все же оставалась аркадной. Миссии также вызывали восторг — они были разнообразны и в меру хардкорны.