Светлая тема

Рецензия на игру Empire of the Ants

"Муха! Муха! Я стрекоза! Как слышно, прием?". "Стрекоззззза, я муха. Слышшшшу вас хорошшшшшо. Вижжжжжжу врага. Он ещще жжжжжживой!". Огромный навозник шумно приземлился на траву и высадил отряд муравьев-солдат из королевской стражи. Перебирая всеми шестью лапками, элита армии муравейника засеменила по направлению к отвратительному богомолу на грибной поляне. Разбросанные тут и там трупы дружественных войск указывали на его непосредственное занятие за прошедшие 10 минут. Развернувшись в сторону приближающейся стражи, богомол встал на задние лапы и приготовился к очередному бою. Битва была короткой. Расчлененные трупы элиты затерялись среди тел своих собратьев. А жирный богомол уже ворошил муравейник в поисках лакомства…

Космос, Марс и штат Техас

Не спорю, тема инопланетян, метеоритов и несчастного штата Техас, как магнит притягивающего к себе всякий космический субпродукт, порядком поднадоела. В моду входят "матрицы", "глубины" и другие киберпанковые новшества. Одним словом все, что не связано с чужеродной массой, набирает обороты в наш интенсивно компьютеризирующийся век. Но кто сказал разработчикам из Microids, что тема насекомых есть решение всех вышеописанных проблем? Вырвать ему глаз и сожрать с солью, злобно тыкая вилкой в удивленно смотрящее око! Любой мало-мальски здоровый человек (энтомологи не в счет) к насекомым испытывает легкую тошноту или стойкую ненависть, выражающуюся в радостном опускании ноги в лыжном ботинке на пробегающее мимо шести-/восьми-/многоногое. Вот и я так же - "насекомое" понимаю только в контексте "насекомоядное", что вызывает бурный восторг и радость за грядущие поколения, когда вся копошащаяся и жужжащая шушара будет употреблена в качестве обеда разнообразными муравьедами и прочими лягушками. Однако не стоит забывать, что Microids - компания французская, а их любовь пожирать горстями гусениц и улиток известна далеко за пределами Парижа.

Однако есть плюс в этой теме. По крайней мере, лично для себя я наскреб ложечку меда в бочке с опарышами. Это различные энтомологические термины, да еще и на заморском языке. Вот вы, например, знаете, что такое феромон? А я теперь знаю! Это вещество такое, вырабатываемое эндокринными железами насекомых. У общественных созданий, каковыми и являются муравьи, феромоны регулируют состав колонии и влияют на развитие вида. К чему это я? Да к тому, что этим вот замечательным словом обзывают вас в самом начале игры. Игрок - всего лишь скромное вещество, роль которого заключается в руководстве копошащейся братией на протяжении всей игры.

Муравьи vs Человеки

Вот мы и перешли плавно к самой Empire of the Ants. Точнее, даже не плавно, а неожиданно, ибо я поначалу вместо игры ткнулся в некий элемент под названием "Энциклопедия". Ну, только любопытства ради. Как выяснилось, там весьма прямым текстом люди сравниваются с муравьями. И то верно. Тоже копошимся непонятно для чего, строим свои муравейники и боремся за существование с враждебными насекомыми. Вот только, слава Богу, у людей государственное устройство покруче муравьиного. И все-таки разобраться во всяких личинках, жуках и мухах без 100 грамм и внимательного прослушивания tutorial'а совершенно нереально.

Управлять и следить придется не только за самим муравейником, но и его окрестностями, которые нужны для добычи ресурсов и борьбы с несносными врагами, норовящими насолить нам по полной программе. Согласно верованиям французских девелоперов, муравьи питаются исключительно травой и грибами (!), а в качестве врагов имеют чуть ли не весь арсенал Большой Энтомологической Энциклопедии. Вообще, я готов поспорить на этот счет. Скорее те, кто сотворил такую игру, употребляют в пищу столь неординарный и насыщенный псилоцибином продукт, а их врагами после создания такого шедевра станут все, кто в него поиграл.

Впрочем, мы отвлеклись. Итак, еда… Это ресурс, который надлежит собирать в большом количестве. Помимо него предстоит также таскать строительный материал в виде веточек и травинок для расширения своего муравейника. Всей этой черной работой занимаются рабочие муравьи, которые помимо сборки еще строят и чинят помещения, доят мух (да, да, вы не ослышались, но об этом чуть позже), следят за яйцами (ну, из которых личинки выползают впоследствии) и пожирают с космической скоростью то, что принесли ранее. Вообще, со временем тут проблемы какие-то. Смена времен года присутствует, но, судя по всему, она тоже какая-то муравьиная. Максимум за 10 минут игры умудряются смениться все четыре сезона. Это крайне неудобно, поскольку приходится все время затаскивать всех муравьев внутрь муравейника на зиму, а иначе они дружно и с удовольствием передохнут, сославшись на низкую температуру.

В муравейнике есть несколько различных комнат, которые надо не только отстраивать по мере необходимости, но и поддерживать в нормальном состоянии, что однозначно является источником плохого сна самого скромного феромона. Для одних только личинок, производимых королевой по нашему требованию, существует аж два помещения - инкубатор и питомник для созревания и последующего роста малышей, соответственно. Только после прохождения всех трех стадий роста можно получить в свое распоряжение очередных рабочих, воинов, танки, нянечек, дровосеков и еще с дюжину всякой живности. Есть еще сторожевая палата, комнаты по производству мошек, жуков и прочей гадости и прочие хоромы.

Живность здесь также весьма разнообразна и многочисленна. Врагов много - богомолы, улитки, жужелицы, гусеницы и пр. Да и у самих главных героев тоже есть что посмотреть. Например, green flies или попросту навозные мухи у муравьев - это то же, что и коровы у людей. Эти глупейшие создания вылетают наружу только для того, чтобы в очередной раз набить брюхо, после чего работнички бегут их беспощадно доить с целью произвести медвяную росу (в лесу на траве бывает такая пакость, похожая на плевок). Медвяная роса - целый культ у муравьев. Так сказать, религия своеобразная. Слишком много росы не есть карашо, мало - совсем плохо.

Вообще, как интересно иной раз поиграть в подобные творения рук человеческих. Столько всего узнаешь, аж противно становится за бесцельно прожитые годы. Вот, например, я и не знал, что в муравейнике живет такая толпа всевозможного народу. Думал, только муравьи и их жирная королева. Ан нет! Есть у них еще мошки для разведки окрестностей, жуки-транспортировщики для выноса войск на поверхность и даже танки, которые по сути дела тоже какие-то насекомые, только откормленные. В общем, зоопарк целый. При этом управлять можно всеми, кроме… работников. Это обстоятельство повергло меня в уныние минимум на целых два дня. Проклятые тунеядцы ни в какую не желают работать, пока в соответствующем меню не расставишь им приоритеты на виды деятельности. Только тогда после небольшой задержки они начинают лениво разбегаться по своим делам, распределяясь чудодейственным образом по рабочим местам. И зачем французские друзья придумали такую схему с минимальным участием человека в ней, непонятно. Хорошо хоть войсками можно руководить без всяких проблем.

Короче говоря, крутим камеру во всех направлениях, любуемся кошмарами местных пейзажей, елозим мышкой по столу, управляя стадами муравьев и косяками мух, пытаясь победить врага в честном бою и необычайно размножиться. Все просто… На первый взгляд… Однако даже если вы прошли все мыслимые и немыслимые RTS на свете, здесь вам придется слегка попотеть и попривыкнуть, прежде чем игра хоть немного наладится. Да, приближаясь к моменту познания, не забудьте положить рядом с собой подушку, чтобы спать крепче, ибо однообразие и скукота вас ждут невыразимые.

Муравьи vs Компьютеры

Отвлечемся слегка от муравьиного семейства и взглянем собственно на игру, на ее, так сказать, техническое исполнение. В общем и целом она оставляет желать лучшего. Заявленной на сайте astonishing 3D graphics вы не увидите. Все более чем скромно, даже убого, хотя и 3D, и крутить головой разрешается в разные стороны. Если снаружи еще есть на что посмотреть, несмотря на вполне условную травку и веточки, то дизайн внутренней части муравейника вызывает легкие приступы тошноты и ненависти к ленивым художникам. Да и насекомые изображены весьма посредственно, и звуков хотелось бы побольше (чтобы, типа, камыш там шумел и все такое). А то имеющаяся парочка невнятных "бз-з-з" и давящее гудение муравьиного жилища совершенно не создают атмосферы мира братьев наших совсем меньших. И это при всем том, что сайт самой игры сделан очень даже симпатично и презентабельно, хоть и на французском языке.

Порадовал лишь один факт. Разработчики (они же издатели) честно сознались, что AI в игре - как у насекомого. Вот тут я согласен на все сто! Поведение летающих и ползающих именно такое, каким мы видим его, например, на поляне летом - столь же бессмысленное на наш взгляд и суетливое. Причем, нас уверяют, что это поведение очень точно смоделировано и соответствует действительности. Пусть так. Я верю в это…

Хотелось бы надеяться, что в следующий раз этот одновременно близкий и столь далекий для нас мир будет воссоздан более реалистично. В конце концов, тема тоже не последняя. Ведь смотрели же мы все "Звездный десант". Ведь нравилось же. Так что будем ждать у муравейника погоды…