Светлая тема

Рецензия на игру Варяги: Северные дружины

Как компания Paradox Entertainment умудряется выживать в игровой индустрии — лично для меня загадка. Точнее, загадка, кто ей в этом помогает. Хотя в этот раз число желающих лицезреть победоносный «EU engine», чудом доживший до состояния «award winning», должно существенно уменьшиться. Попытка сделать на движке EU самостоятельную игру детского масштаба изначально была провальной. В общем, непонятно, на что рассчитывали разработчики, собаку съевшие на переносе экономической и политической жизни планеты в виртуальную реальность.

Цена вопроса

К счастью, плохо далеко не все. В частности, кардинальным образом изменилась графика. Хочется надеяться, что следующие проекты, а их, как можно догадаться, будет много, получат по наследству то же графическое ядро. Красиво. Это, пожалуй, единственный положительный момент в Crown of the North, за который почему-то приходится расплачиваться одним гигабайтом дискового пространства.

Возможно, именно так авторы хотели привлечь строптивых игроков, из принципа отказывающихся играть на куске лоскутного одеяла, изредка передвигая ползунки. А что тогда должны делать остальные? Фанатов у EU — как у настоящей элитной игры, и все до одного преданные: сидят целыми днями на форумах, помогают новичкам и пишут моды. Вот как раз они-то и разводят руками — ничего, мол, не понимаем.

И есть чему удивляться. За приятной графической оболочкой — пус-то-та. Europa Universalis: Crown of the North неиграбельна. По крайней мере, если говорить о «сингле».

Неудачные ингредиенты

Каковы составляющие успеха первых двух частей EU? Во-первых, это хорошее пособие по геополитике. Мыслить в мировом масштабе и управлять событиями всегда интересно. Во-вторых, боевая система, довольно эффективная, несмотря на простоту, так как учитывается масса самых разнообразных нюансов (например, снабжение войск). В-третьих, дипломатическая система, грозное оружие в руках умелого игрока.

Вы будете смеяться, но в Crown of the North достаточно подробно представлены только скандинавские страны. Плюс обрезок Европы — по другую сторону «ручья». Все. Одинокая политическая интрига — преодоление феодальной раздробленности. Честное слово, если мне захочется повелевать ничтожным географическим обрубком, я запущу запылившийся Lords of the Realm 2 и избавлю себя от лишнего напряжения. Дипломатия там, кстати, на том же примитивном уровне, а в CotN она, по сути, вообще отсутствует. Есть определенный набор действий по отношению к соседям, и никакой вам закулисной игры.

Поэтому, господа, война и еще раз война. Воевать в EU всегда было непросто. И упор делался отнюдь не на полководческие таланты. В первую очередь приходилось выигрывать экономическую войну, а это куда сложнее, чем тыкать мышкой в провинции врага и орать: «Захватить и надругаться!». Впрочем, СotN не нужны выпускники экономических факультетов, в нее сможет играть ваша кошка или соседка тетя Клава, не видевшая ничего сложнее кассового аппарата.

Кому на Севере жить хорошо

Ресурс в игре всего один — зерно. Правда, мне ни разу не удалось на что-то его потратить. Серебро, выполняющее функцию средства взаиморасчетов, кончается с завидной регулярностью, ибо покупка армии — весьма дорогое удовольствие. А вот зерно если кто и кушает, то как-то вяло. Путем нехитрых операций урожайность можно увеличить. Кроме того, разрешается проапгрейдить провинции, отстроить замок или рынок, усовершенствовать казармы, проинвестировать попов или подкинуть деньжат матросам. Все тупо и однообразно.

Когда ваша экономическая мощь откажется помещаться в пределах вотчины, можно заглянуть на огонек к соседям. Сражения стали еще примитивнее. Командиров нет. В вашем распоряжении, по словам создателей, семь родов войск (я насчитал только три, хотя и не очень старался), не имеющих, кстати, ни одной характеристики. Об учете типа местности или о снабжении речи не идет, при всей элементарности игры это уже совершенно лишнее.

Министр странных дел

Что c AI? В первую очередь обращает на себя внимание абсолютная пассивность искусственного интеллекта. Если кто-то догадался объявить вам войну в связи с вашей чрезмерной прытью — радуйтесь. Какое-никакое, а разнообразие. Вы можете громить провинции и сжигать замки по соседству с наивным оппонентом, и до его слабенького умишки не дойдет, кто следующий в очереди. Для сравнения — попробуйте оккупировать государство в Hearts of Iron. Как минимум все близлежащие страны стянут войска на границы.

Прок от альянсов в таком свете минимален, никаких политических, экономических и военных выгод они не сулят, и тратить на них время, по большому счету, просто бессмысленно.

Короче говоря…

Итог печален. Стратегическая игра лишена всего стратегического. Нет статистики, графиков и отчетов, симулирующих процесс управления государством. Удивляюсь, как разработчики «Европы», вторая часть которой заслуженно получила «Наш выбор», додумались выпустить немощную Crown of the North. Кризис, наверное. Творческий.