Среднее время в игре: 22 часа

Европа. Древний Рим

Добавить в
Мои игры
4
Добавить в
Вишлист 1
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

1
Шедевр
Так себе
Ужасно

Рецензия

За семь лет, прошедших после выхода Europa Universalis, Paradox Interactive выбилась в лидеры рынка глобальных стратегий. Выпустив «линейку» по Средневековью, Новому времени, эпохе промышленной революции и Второй мировой, шведская студия принялась шлифовать ее с помощью аддонов. Кто-то называл это эволюцией, другие говорили о застое. Однако в нынешнем году Paradox опомнилась и впервые с 2004-го порадовала по-настоящему оригинальным творением. SPQR Europa Universalis: Rome очень похожа на Europa Universalis 3. Конечно, речь идет о концепции. Их разделяют полтора тысячелетия, но задачи схожи: «собирание земель» и создание централизованной державы. В масштабах EU удельные княжества и города-государства — почти одно и то же. Поэтому в Paradox не придумывали правила с нуля, а адаптировали механику EU 3. Если вы знакомы с их предыдущим проектом, то разберетесь в Rome за полчаса. Впрочем, даже новички вникнут в нее за день-два, и, к счастью, не будут напуганы графикой. До Rome: Total War далеко, но это ощутимый шаг вперед. Оформленный в древнеримском стиле интерфейс опрятнее и удобнее. Информация всегда под рукой — авторы по-прежнему не скупятся на тематические фильтры для карт, сводные таблицы и напоминания о важных событиях. К сожалению, не везде хватает автоматизации. Сильно пострадала торговля: вместо отправки купцов на крупные ярмарки (как в EU 3) теперь необходимо налаживать связи между провинциями (как в Civilization). Следить за маршрутами караванов в растущей империи становится труднее, и эффективность экономики падает. Опыт Hearts of Iron 2: Doomsday и Europa Universalis 3: Napoleon's Ambition подсказывает, что от этой напасти нас избавит аддон. В любом случае, EU: Rome — не царство микроменеджмента. Руководство стало проще, некоторые возможности вовсе исчезли. Игрок больше не настраивает внутреннюю политику, двигая «ползунки». Ему неподвластны статьи бюджета, кроме выплаты жалования солдатам и матросам. Наука не требует субсидий. Чтобы иноверцы начали молиться вашим богам, не нужно посылать проповедников. Изменения передают дух более примитивной эпохи, но у них есть и иная цель. Готовясь к выходу Majesty 2, Paradox осваивает приемы непрямого управления. В основном здесь не отдают четкие приказы, а расставляют приоритеты и «смазывают узлы» прогресса. EU: Rome превосходно «летит на автопилоте», пока электронные человечки не влипнут в неприятности, или вы не вздумаете сменить курс. На мой взгляд, глобальные стратегии должны быть именно такими; принимать ключевые решения интереснее, чем копаться в деталях. 5 лет назад чрезмерная тяжеловесность уже сгубила перспективный «римский» проект этого же жанра — Pax Romana. Чаще всего вы будете воздействовать на античное общество с помощью религии. «Заказывая» пророчества, игрок получает благословения или проклятия, т.е. бонусы и штрафы в разных сферах. На успешное толкование знамений влияет количество возведенных храмов. Жрецам поручили и восстановление стабильности: дабы вернуть расположение небожителей, они требуют немалых трат на жертвенный скот. Еще один способ указать стране нужную дорогу — «национальные идеи». Система из EU 3 полностью переработана. Во-первых, выбор НИ растет вместе с технологиями (на старте доступно 8 из 40). Во-вторых, число и тип ячеек, в которые вставляются «идеи», зависит от структуры власти. Хотите превратить республику в диктатуру и «заработать» лишний слот? Придется создать определенные условия — в EU: Rome нет кнопки «устроить переворот». Жизнь замечательных патрициев Впрочем, более важное отличие от Europa Universalis 3 — взаимодействие персонажей, заимствованное из Crusader Kings. Заглянув на «биржу труда», вы увидите список скучающих аристократов. В личных делах изложены их умения в качестве генералов, послов, губернаторов или ученых. Оценив таланты, людей следует усадить на соответствующие посты. Однако возня с чиновниками — не просто жонглирование цифрами. Помимо профессиональных характеристик, у каждого есть изменчивые показатели «популярности» и «верности». Они сулят проблемы всех сортов: от избрания консулами раскрученных бездарей и предательства губернаторов, готовых перебежать к щедрому повелителю, до масштабных гражданских войн. Конечно, EU:R далеко до феодальных головоломок Crusader Kings: Deus Vult. Внимательный правитель различит сгущающиеся тучи задолго до того, как грянет гром, и заранее примет меры. Правда, искусственный интеллект не так прозорлив, поэтому владения соседей нередко сгнивают изнутри и распадаются. «Роль личности» используют на полную катушку лишь поклонники RPG-подхода, предпочитающие не эффективные, а жизненные действия. Биографии, ведущиеся в закладках персонажей, станут хорошим подспорьем в распространенном фанатском творчестве — написании рассказов по мотивам таких партий. Карфаген должен быть разрушен Несмотря на небольшие погрешности, Europa Universalis: Rome — достойная игра. Жаль, что ей недостает размаха: EU 3 охватывала почти весь земной шар, а тут нас «ужали» до Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Поначалу кажется, что предложенные пять десятков племен и государств — это много. На самом деле яркие воспоминания оставят только 5-6 кампаний. Очевидно, что «титульным» прохождением, богатым на политические интриги и эпические сражения, станет путь от зарождения Римской империи до пика ее могущества. Номера легионов, охраняющих границы от бесконечных орд варваров, надолго врежутся в память. Затем можно устроить противостояние между Цезарем и Помпеем, попытаться выжить в роли греческого и галльского «карлика» из 1-2 провинций или сесть на трон экзотической окраинной державы (например, Армении)… Но число по-настоящему разных стран не так уж велико. Объединив Элладу в кампании за Спарту, нет смысла браться за Афины — вы не откроете для себя практически ничего нового. * * * Europa Universalis: Rome вряд ли займет вас больше чем на пару недель, зато наверняка подтолкнет к глубокому изучению античной истории. Этим она и привлекательна.
Платформы
Дата выхода
15 апр. 2008 г.
Разработчик
Paradox Interactive
Издатель
Paradox Interactive
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.paradoxplaza.com/rome/

Системные требования для PC

Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц,512 Мб памяти,3D-ускоритель со 128 Мб памяти,1.2 Гб на винчестере
Core 2 Duo/Athlon X2 2.5 ГГц,1 Гб памяти,3D-ускоритель со 128 Мб памяти,1.2 Гб на винчестере
Больше…
Продюсер
Главные работы35
  • Платформа PC добавили в Европа. Древний Рим.

    Apr 15, 2008
  • 76 новых скриншотов добавили в Европа. Древний Рим.

    Apr 15, 2008
  • Издатель Paradox Interactive добавили в Европа. Древний Рим.

    Apr 15, 2008
  • Разработчик Paradox Interactive добавили в Европа. Древний Рим.

    Apr 15, 2008

Рецензии и комментарии Европа. Древний Рим