- Главная/
- Игры/
- В тылу врага 2/
- Рецензия
«В тылу врага» по-настоящему оглушила игровое сообщество. Непривычно было видеть столь высокое качество графики и геймплея в отечественном проекте. В выходе продолжения никто не сомневался, однако главная интрига заключалась в том, захотят ли авторы улучшить его или пойдут по стопам «Корсаров 3». Циничные люди скажут спасибо американским стандартам и Ubisoft, не давшим дуэту Best Way/«1C» схалтурить, но мы не будем уподобляться им. Да и не все ли равно, какие потаенные причины и следствия привели к созданию замечательной игры?
Скрипты, туман и ремкомплект
Начать придется «за упокой», ибо первое свидание подпортила маленькая злобная бяка. Программист, отвечавший за интерфейс, чихнул, сбил пару переменных, и теперь мы и выделяем, и передвигаем юниты нажатием левой кнопки мыши.
Новостью №2 стал обязательный для всех «туман войны». Да, господа снайперы, халява закончилась. Бойцы страдают запущенной близорукостью, и «неожиданно выползший из-за угла танк» — уже не анекдот. Или вот вам еще повод для гнева: ремкомплект отныне восстанавливает только разорванные гусеницы. Заклинило пушку? Двигатель не заводится? Вы свое откатались. Благодаря коварному нововведению захват вражеской техники почти невозможен. Единственный навар с контуженного танка — пулемет да полкило патронов. Истинные мотивы разработчиков скрыты во мраке, ведь реформы имеют к реализму приблизительно такое же отношение, как Call of Duty — к учебнику истории. Ну что может сделать с многотонным «Тигром» один человек, у которого из спецоборудования лишь абстрактный ящик метр на полтора? Разве что хряпнуть его себе об голову.
Начинка у пирога все та же: мы по-прежнему командуем крошечным отрядом, выполняющим мелкие диверсионные поручения. Впрочем, акценты чуть изменились. Слово «отряд» получило дополнительный вес. Выделенные юниты автоматически сливаются в группу, выдвигают начальника и в дальнейшем действуют словно единый организм — распределяют трофеи, прикрывают друг друга и т. п. Слегка попривыкнув к самодеятельности подчиненных, принимаешься извлекать из нее крупицы пользы. Все-таки удобно, хотя я бы предпочел комбинацию «ctrl + цифра». Если вы соберетесь послать на дело одного «босса» (так, чтобы за ним не увязались верные телохранители) или объединить два подразделения, без шаманства не обойтись.
К счастью, наши герои самостоятельно выбирают цели, прячутся за естественными укрытиями, отбегают в сторону от прилетевшей гранаты (несколько раз замечал попытки вернуть смертоносную посылку), меняют оружие в зависимости от обстоятельств… Накладки неизбежны, но их стоит списать на пресловутый человеческий фактор. В бою трудно следовать формальной логике, поэтому не отправляйте под трибунал того ротозея, что вздумал палить из базуки по пехоте, растрачивая драгоценные заряды, или выбежал под пулеметный огонь.
Молодецкому нахрапу есть где развернуться. За исключением пары досадных моментов (на берлинском вокзале мне пришлось минут десять тупо ждать, пока в «точке рандеву» накопится нужное количество машин), миссии на удивление хороши, а стопроцентная линейность и засилье скриптов почти не раздражают. Тактическое разнообразие ласкает взор. Массированная атака укрепленных позиций, позволяющая почувствовать себя винтиком в огромном механизме, или героическая оборона госпиталя в центре «ничейной земли»; ночные вылазки за линию фронта или кровопролитный городской бой; разгром склада или минирование дороги, по которой вскоре должен пройти конвой… Развлечения на любой вкус. А вот связного сюжета в духе Codename Panzers, Phase Two, увы, нет. «В тылу врага 2» предлагает разрозненные эпизоды заключительного этапа войны. Сегодня Арденны, завтра Нейенхаген, а там и до Берлина недалеко. Кстати, если вы провалите задание, не спешите грузить «сейв». Описание глобальных последствий проигрыша бывает интереснее брифинга.
Жаль, что после короткой встречи с Company of Heroes картинка уже не вызывает радостных воплей. Слишком все «мультяшное». Игрушечные танчики ездят по стерильным улочкам, взрывают аккуратные домики и бампером крушат хрупкие стены из папье-маше. В этой цветовой гамме лучше не нарисовать.
Зато о физике можно слагать стихи. Под натиском 85мм пушки деревянные коттеджи и кирпичные таунхаузы преображаются — перекрытия рушатся, бетонные панели в облаке пыли падают на взломанный железными гусеницами асфальт, в крыше возникают неучтенные архитектором дыры. «В тылу врага» превратила разрушение матценностей в искусство, и вторая часть стремится соответствовать. Танки с задорно отлетающими башнями стали визитной карточкой серии. Конечно, не обошлось и без экзотики. Чертовски приятно поджечь «обитаемую» сараюшку и потом заворожено любоваться на то, как пылающая фигурка нарезает круги у входа. Браво!
В качестве компенсации за роскошные спецэффекты выдано простенькое и незапоминающееся звуковое полотно. Желаете послушать что-нибудь действительно мощное и эпическое? Играйте в Company of Heroes. Такой сочной стрельбы и басовитых взрывов в конкурирующих RTS днем с огнем не сыщешь.
Война в деталях
Очарование «В тылу врага 2» кроется в десятках важных мелочей, выглядящих неожиданно для аркадной игры. Например, во всяком приличном танке не один, а три пулемета — кормовой, спаренный с главным калибром и зенитный. Отличия — в радиусе обстрела: у зенитного он максимальный, однако и стрелок, торчащий из люка, рискует гораздо сильнее.
Два типа боеприпасов — не занятная деталь, а неотъемлемая составляющая геймплея. Пусть «Блицкриг 2» рассчитывает начинку снаряда в зависимости от мишени. Подобный путь не для нас — думать нужно заранее. Я не перестаю восторгаться возможностью перелить в родной танк бензин, позаимствованный у полудохлого донора, или пополнить боезапас на захваченном складе. Это нестареющая классика — как неудобные заклепки на джинсах и пафосная высадка союзников на Омаха-бич. Хорошо, что в Best Way не только чтят традиции, но и следят за веяниями игровой моды: транспортировка «ратоборцев» на броне и плавающий БТР призваны сыграть роль розочки на торте.
С другой стороны, баланс отрезвляет. Наши храбрецы резво отплясывают джигу перед пушками, а техника не выдерживает и пары попаданий. У противника все с точностью до наоборот: пехота дохнет пачками, танки отбивают бронебойные приветы с ловкостью профессиональных теннисистов. Плюньте в дуло «Флаку» и выбросьте на помойку бестолковый «Панцерфауст»! Оружие победы — противотанковые гранаты. На таком фоне забавно смотрятся мелькающие на интернет-заборах заявления об «усталости» брони (иногда снаряд не пробивает панцирь, а повреждает, и следующий выстрел в ту же самую точку может стать роковым). Подтверждаю — «усталость» есть. Сам видел, как мирно стоящая на пригорке «Пантера», прежде чем испустить дух, схлопотала больше десятка «подкалиберных».
А теперь представьте, сколько еще подвигов впереди! Игра на 100% оправдывает свое название — количество врагов в принципе не поддается учету. «Респаун»? Куда ж без него. Врата в волшебную страну бесконечных фрицев распахиваются по сигналу триггера и столь же внезапно захлопываются. AI лютует. Атаковать в лоб глупо, пытаться полностью «зачистить» огромную карту — тоже. Неприятель грамотно использует укрытия, которыми изобилуют разгромленные улицы европейских городков, но не умеет занимать брошенные орудия. Вероятно, это сделано нарочно, иначе битва за светлое будущее вообще никогда бы не закончилась.
Презираете условности? К вашим услугам вечный Close Combat 5. «В тылу врага 2» — не симулятор, а именно «игра про войну». Ни к чему мучить себя тактическим режимом; переделать стратегию с элементами бодрого экшена в воргейм не получится.
Многопользовательская часть совершенно разочаровала. Проблема не в скучных, предельно стандартных правилах («кооператив» с малознакомыми людьми немногим отличается от «сингла»), а в безобразных тормозах, сопровождающих сетевые посиделки. Дабы не давать никому из участников матча «естественных» преимуществ, скорость рендеринга падает до уровня самого слабого компьютера. Разработчики уже осознали всю ущербность такого подхода, пообещав навести порядок первым же патчем.
Искренне надеюсь, что лечение программных болячек не затянется на долгие месяцы. В целом игра работает стабильно, хотя фатальные «глюки» нет-нет, да и подложат порцию ароматного навоза. В лучшем случае вам придется переиграть солидный кусок, а в худшем… К примеру, мне так и не довелось штурмовать Рейхстаг, поскольку «ВТВ 2» упорно вылетала по окончании предпоследней миссии за СССР. Впрочем, неуклюжий российский бета-тестинг — отдельная тема.
Игрушечные фрицы
После череды однообразных RTS «по мотивам» величайшего конфликта ХХ века «В тылу врага 2» выглядит особенно привлекательно. Здесь нет масштабных боев (по крайней мере, лично командовать более-менее крупными соединениями нельзя) и реализма. Все оказалось проще и банальнее, но не хуже. В Best Way создали боевик — веселый, яркий, патриотичный и интересный. Пускай специалисты придираются к исполнению тех или иных аспектов и шутят по поводу кастрированных ТТХ. Мы-то знаем, что баланс важнее. А настоящая тактика будет во «Второй мировой». Тогда и повоюем всласть.