- Главная/
- Игры/
- Fallout 3: The Pitt/
- Рецензия
Здесь не место
для бесед
Грохот на пределе
Как при старте ста ракет,
Как девятый вал.
«Здесь куют металл», группа
«Ария»
Не зря говорят: «Запах денег мешает трезво мыслить». Убогая Operation Anchorage оказалась настолько удачной в финансовом плане, что Bethesda Softworks поспешила выпустить второе дополнение — The Pitt. Поспешила — и насмешила: из-за недостаточного тестирования в мини-аддон пролезли орды программных ошибок. Обладатели PC-версии Fallout 3 отделались частыми вылетами и зависаниями. По иронии судьбы на Xbox 360 все гораздо хуже — там поселились «баги» разных сортов и расцветок.
Пот и кровь
The Pitt начинается точно так же, как Operation Anchorage — герой ловит по радио сообщение с просьбой о помощи. У источника сигнала он встречает беглого раба Вернера и узнает, что в руинах Питтсбурга, зараженных химикатами, чудом уцелел завод. Мощная группировка рейдеров производит на нем оружие и боеприпасы, используя труд невольников. Помимо спасения несчастных, есть и другой повод впутаться в это предприятие — по слухам, главарь бандитов раздобыл лекарство, способное избавить постъядерную Америку от мутаций.
Сев на дрезину, выходец из Убежища 101 и Вернер попадают в окрестности промзоны по подземному туннелю длиной 300 км. Брать с собой напарников запрещено — на троих не хватит провизии, да и проникать на фабрику разумнее в одиночку. Конечно, вы можете и штурмовать Питт в лоб. Итог будет тот же — у вас отберут с любовью подобранное снаряжение и выдадут обноски. Неоригинальная, зато вменяемая завязка.
Неплох и сам город. Грязный, заросший сажей, обглоданный ржавчиной, но — дышащий. Из труб валит дым, цеха освещены снопами искр и расплавленным металлом. Дизайнеры и художники Bethesda создали всамделишный ад на Земле, и это, пожалуй, крупнейший населенный пункт в Fallout 3. В отличие от Ривет-Сити, игрока не загоняют в коридоры — здесь можно свободно бродить по нескольким областям. Правда, задерживаться дольше 3-4 часов вредно для здоровья, и дело не в лучевой болезни. Чем больше времени вы потратите на прогулки, тем лучше рассмотрите изъяны The Pitt. Дни напролет пленники заняты бессмысленной ерундой: режут рельсы автотопорами1, тыкают сварочными аппаратами в сломанные моторы, забрасывают лопатой в печь бесконечную кучу мусора. Когда вы пробегаете мимо, имитация жизни выглядит убедительно. Стоит остановиться — и зацикленность движений лезет в глаза.
Прекрасное средство, делающее виртуальные миры не такими искусственными, — хорошие диалоги. Особых успехов на этом фронте у Bethesda нет. Рейдеры злобно рявкают, невольники обреченно бубнят… Видимо, гнетущая обстановка подавила все яркие характеры. Чуть выше общего уровня поднялись лишь сюжетные NPC: Вернер, связная Медея, «генеральный директор» Исмаэль Ашур и его жена. Увы, цепочка относящихся к ним заданий коротка.
К сожалению, увлекательнее всего первое из них — принести стальные болванки из района, кишащего мутантами. Выполнить его несложно, достаточно и 10 штук, но за каждую следующую партию, вплоть до 100, дают редкое оружие и броню. Приятна не столько награда, сколько идея: герой постапокалиптической саги роется на свалке в поисках нужных вещей.
Второе поручение еще банальнее — выиграть три сражения на арене а-ля Oblivion. «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» показала, что гладиаторские бои с «огнестрелом» — невероятно глупое и тоскливое зрелище. The Pitt поставила новый рекорд нелепости — потасовки в тесной яме длятся максимум 10-15 секунд. Развязка наступает так быстро, что напряжения не добавляют даже радиоактивные бочки, вылетающие на поле боя в начале схватки.
Затем повествование стремительно выходит на финишную прямую, где припрятаны любопытные открытия. В основном организация бунта сводится к беготне и стрельбе, но за полчаса до занавеса авторы заставят вас совершить непростой моральный выбор (сюжет The Pitt вовсе не черно-белый, как можно подумать после беседы с Вернером).
Впрочем, удачный ход сценаристов не отменяет более серьезной промашки Bethesda — разработчики не сумели передать атмосферу жестокого места, калечащего тела и души. Напичкав игру сценками с избиениями и расстрелами, «факами» через слово и химическими ожогами на лицах персонажей, они постеснялись настоящих ужасов. Опрятный Город-Убежище из Fallout 2 гораздо больше рассказывал о рабстве, а поклонникам «мрачнухи» я посоветую откопать The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay или дождаться Assault on Dark Athena.
* * *
Недолгие, скучноватые приключения в Питтсбурге худо-бедно окупают потраченные десять долларов (не то что Operation Anchorage). Похоже, Bethesda нащупала верную тропу, хотя путь ей предстоит неблизкий.
1Необычный вариант бензопил