Автобусная экскурсия по гималайской глуши натыкается на блокпост, где стоят люди с автоматами и неограниченными полномочиями. Проверка документов, ясное дело, заканчивается пальбой по всему живому и взрывом автобуса. На огонек прилетает мужчина в малиновом костюме и с прической, которая одинаково подошла бы и парижскому сутенеру, и Кортни Лав. Эффектного блондина зовут Паган Мин, он — кровавый диктатор вымышленной страны Кират, куда главный герой Far Cry 4 Аджай Гейл прибыл с прахом своей матери. Упокоиться на родине — таким было ее предсмертное желание. Вроде как.
В мире животных
Аджай — не просто хороший сын, чтящий последнюю волю мамы. Он еще и прямой потомок погибшего лидера революционной организации «Золотой путь», которая годами борется с режимом Пагана Мина. Ситуация осложняется тем, что у диктатора в свое время были отношения с матерью Аджая — именно поэтому Мин лично приветствует героя на своей земле и даже делает с ним сэлфи на фоне дымящихся покрышек и пригорающих трупов. Хипстерские повадки не мешают диктатору принимать жесткие кадровые решения: вот начальник блокпоста насмерть уволен за то, что переусердствовал в проверке документов. «Черт, теперь у меня кровь на ботинках», — досадует Мин, сгребая героя в свои объятья.
Far Cry 4 — это большая сказка о прелестях партизанской войны. Однако она может почти всерьез закончиться уже минуте на пятнадцатой: попробуйте никуда не уходить с праздничного пира, что закатил в вашу честь Паган Мин, и вас вознаградят секретной концовкой. Тех же, кто не любит душные церемонии, снаружи ждет сногсшибательно красивая природа и табуны всевозможной живности (которую, конечно, полагается пустить на кошельки и сумки). Разнообразие пейзажей ошеломляет. Только что ты скользил по реке вместе с лучами солнца и прятался за тяжелыми зелеными ветвями от подручных Мина, а вот уже ты поднимаешься в горы и встречаешь новых друзей из «Золотого пути», но вашему знакомству мешает ревущая снежная лавина…
Фундаментально Far Cry 4 ничем не отличается от Far Cry 3 — сюжетные миссии, как и прежде, разбавляются многочисленными побочными квестами, захват радиовышек проясняет новые участки карты, а зачистка блокпостов открывает новые задания и точки для быстрого перемещения. Однако доступная карта стала больше, плотность событий «на обочине» — выше. Отправляясь за сюжетным квестом, ты всякий раз даешь себе слово, что поедешь ровно до нужной точки, никуда не сворачивая. Но в Кирате нет прямых путей: тут словно весь мир только того и хочет, чтобы ты сошел с сюжетных рельс и убежал, к примеру, на охоту в горы или занялся перехватом грузовика с боеприпасами, который громыхнул по встречной. Сперва нужно догнать грузовик, расстрелять водителя из, скажем, сигнальной ракетницы (стрелять теперь можно прямо во время езды), а после усесться за руль и доехать до ближайшей базы «Золотого пути». Звучит просто, но лишь до того момента, пока на дорогу не выскочит носорог и не пойдет на твой драгоценный грузовик в лобовую.
Игра наверняка
Разменяв тропики на Гималаи, Far Cry не превратилась в тяжеловесную RPG — в охваченном революцией государстве нет места компромиссам и дипломатии, а сюжетная развилка влияет лишь на то, какой будет следующая миссия. Расстановка сил неизменна до самого финала, о глобальных последствиях наших действий для Кирата задумываться не приходится. Да и какие могут быть последствия у гражданской войны, кроме разочарования и катастрофы?
Far Cry 4 — всего лишь великолепный шутер-песочница, который аккуратно и грамотно развивает идеи предшественницы. Никаких экспериментов — это игра наверняка. Вдумчивая работа с деталями, огранка старых элементов и деликатное внедрение новых. Это заметно и по удобным мелочам — вроде того, как убитые тобой животные отмечаются на радаре, — и по новинкам вроде вражеских охотников, которые мало того что бьют из лука почти наповал, так еще и натравливают на Аджая зубастых хищников.
Ubisoft не стала покорять новые горизонты, прикинув, видимо, что освоение старых еще себя не исчерпало. В серии Far Cry давно работает то, что по-прежнему редко встретишь в других крупнобюджетных шутерах — вариативность. У конкурентов нельзя «сойти на обочину» — в одиночных кампаниях они по-прежнему предлагают игроку строго заданную последовательность эффектных сцен. А здесь ты при первой же возможности срываешься с сюжетной цепи и устраиваешь такой пикник на обочине, что обиженным не уходит никто: юным ниндзя достаются метательные ножи, диванным рэмбо — пулемет и взрывчатка, неторопливым снайперам — винтовка Драгунова. Любители театральных эффектов запустят в воздух огненные стрелы, а фанаты дикой природы подбросят врагам наживку и будут, хихикая, наблюдать за тем, как на запах сырого мяса примчится медведь и разорвет всех в клочья.
Одна тактика не исключает другую — они органично сплетаются, порой прямо во время боя, и в этом Far Cry 4 нет равных. Нажав на спусковой крючок, ты всякий раз запускаешь целую цепь событий с труднопредсказуемым финалом. Достаточно одного неосторожного движения с коктейлем Молотова — и вот уже ты, охваченный языками пламени, прыгаешь с обрыва навстречу спасительной воде. Где тебя ждут плотоядные рыбы.
Ход слоном
Согласно современной моде, каждое движение игрока как-нибудь вознаграждается — становится трудно поверить, что ты в нищей стране, когда спустя пару часов приключений деньги уже не помещаются в кошельке. Правда, деньги — не единственная валюта в Кирате. Помогая своим союзникам в спонтанным стычках с врагами и освобождая заложников, мы зарабатываем очки кармы, без которых Аджаю не прокачать некоторые умения. Самый главный скилл, впрочем, доступен почти сразу — героя можно подружить со слоном, чей могучий хобот так ловко бьет недругов оземь и отшвыривает автомобили!
Пока мы куражимся с многотонным союзником на очередном блокпосте, Паган Мин поет Аджаю серенады по рации и делится сокровенными фантазиями. Как, например, однажды в Кират заглянут Дэвид Бэкхем и Канье Уэст — к нему, Мину, на поклон, конечно. Диктатор — личность и впрямь незаурядная, но Ubisoft почему-то держит самого яркого персонажа игры преимущественно за кадром. Вообще, вместо охваченного огнем и страданием государства у авторов получился воздушно-сказочный мир, где кровавый диктатор — всего лишь способ развлечь игрока. Даже сцену пытки здесь превращают в комический скетч: у палача звонит мобильный, и он мило сообщает жене, что задерживается на работе с упрямым клиентом. Как дети, люблю-целую, увидимся дома.
Чтобы получить максимальное удовольствие от игры, желательно не обращать внимания на попытки Far Cry 4 быть чем-то большим, чем просто захватывающим аттракционом в умопомрачительных декорациях. Лучше сосредоточиться на сиюминутных вопросах: к примеру, удастся ли незаметно подкрасться к носорогу, прилепить к его заднице мину, а потом натравить его на вражеский блокпост и взорвать в тот момент, когда он будет крушить врагов внутри? Far Cry 4 не ограничивает нас в выборе средств, и за это ей хочется простить все — и рыхлый сюжет, и повторяющиеся придорожные сценки, и проблемы с управлением некоторых видов транспорта, и печальную закадровую судьбу Пагана Мина.
***
Да, рецепт Far Cry 4 незатейлив — это та же Far Cry 3, только выше, быстрее, сильнее и безумнее. Ubisoft бросает нас наедине со странным миром, где, погнавшись за разноцветной курицей, можно утопить свой джип в реке, а выбравшись на берег, отхватить от носорога. После чего в психоделическом трипе нас приглашают посетить мифическую страну Шангри-ла — охотиться на демонов и дрессировать магического тигра. Было бы бессовестно требовать от Far Cry 4 большего, чем она и так дает — на каждом шагу, за каждым поворотом. Лично для меня решающим аргументом стал кооперативный режим, в котором товарищ может запросто ворваться к тебе в игру и помочь огнем и мечом. Что может быть лучше слона, марширующего к укрепленной крепости? Только когда таких слонов — два.
Рецензии пользователейна Far Cry 48
«Far Cry 4» — это не просто игра, это приглашение в мир величественных гор, политических интриг и неожиданной свободы, где за каждым перевалом ждет что-то новое. «Ubisoft» создала атмосферный и захватывающий проект, который не только продолжает традиции серии, но и предлагает углубить опыт предыдущих частей.

История начинается с возвращения главного героя, Аджая Гейла, на свою историческую родину — в вымышленную страну Кират, затерянную в горах Гималаев. Формально его цель проста: развеять прах матери. Но судьба, как всегда, полна сюрпризов. Киратом правит тиран Пэйган Мин — харизматичный и опасный диктатор с изысканными манерами и психопатскими наклонностями. В стране идет гражданская война: движение сопротивления под названием «Золотой путь» борется за свободу. Однако все не так просто. Руководители движения, Амита и Сабал, расходятся во мнениях о том, каким должен быть Кират после свержения Мина. Их разногласия становятся центральным конфликтом, в который втянут игрок. Интересная механика выбора стороны делает сюжет гораздо глубже. Многие решения влияют на дальнейшее развитие событий, что заставляет задумываться о последствиях. Это придает игре моральную неоднозначность: вы постоянно находитесь между молотом и наковальней.
Мир Кирата — один из главных героев игры. Ландшафт пестрит заснеженными горами и живописными долинами, усеянными деревушками и храмами. Восход солнца над вершинами гор и путешествие через какое-нибудь ущелье дарит ощущение свободы и величия природы. Даже просто прогуливаться (пробегаться) по Кирату — уже удовольствие.
Карта, как и положено, огромна. Исследуя ее, можно найти различные поселения, древние руины и массу интересных точек для изучения. Но красота этих мест обманчива: за каждым углом может поджидать вражеский патруль.

«Far Cry 4» впечатляет визуальной составляющей. Детализированные текстуры, реалистичная смена времени суток, тени и освещение — все это создает ощущение, что ты действительно в Гималаях. Все вокруг порой выглядит настолько натурально, что хочется закутаться в шарф. «Ubisoft» явно вложила душу в то, чтобы каждый фрагмент представленного мира говорил об аутентичности.
Помимо основной линии, «Far Cry 4» радует разнообразием второстепенных миссий. Охота на редких животных, спасение пленников, доставка грузов или выполнение просьб местных жителей — здесь всегда найдется чем заняться. Для любителей экстрима есть арена, где можно проверить свои навыки в бою против волн врагов.
Механика игры знакома тем, кто играл в «Far Cry 3». Вышки для захвата (тут это что-то вроде колоколен), чтобы открывать карту территорий, аванпосты для освобождения и масса второстепенных активностей возвращаются. Да, это слегка наталкивает на ощущение «дежавю», но это приятно — видеть иной мир с более или менее привычными механиками. Каждая вышка — это не просто объект для чекпоинта, а головоломка, которая требует смекалки. Помню, как мне они казались одинаковыми, но со временем я понял, что каждая из вышек уникальна и покорить многие из них куда сложнее, чем кажется. Нужно не только хорошо чувствовать персонажа во время прыжков, но и найти тот единственный маршрут, который приведет на вершину точки.

Освобождение аванпостов — еще одна разновидность активностей на карте, где можно проявить тактическое мышление. Подкрадываться по-тихому или устраивать хаос — выбор за игроком. Я для себя всегда выбирал максимально скрытое устранение противников, стараясь засесть где-нибудь со снайперской винтовкой. Очень интересно наблюдать, как солдаты врага рыщут в поисках, убавляясь один за другим.
Арсенал впечатляет. От луков и автоматов с глушителями для скрытных операций до гранатометов и разноплановых пулеметов для тех, кто предпочитает играть с размахом. Предлагаемые арсеналы можно комбинировать, брав с собой на задание или прогулку именно то, что по душе.
Транспортные средства заслуживают отдельной похвалы. Помимо традиционных джипов и квадроциклов, есть вертолеты и костюмы-крыло, позволяющие исследовать Кират с высоты птичьего полета. Присутствуют и лодки, чтобы быстро передвигаться по водоемам. Опять же любой игрок может найти что-то, что будет по душе именно ему.

Музыкальное сопровождение игры подчеркивает национальный колорит Кирата. Звуковая палитра создает неповторимую атмосферу, будь то спокойная мелодия, играющая в определенные моменты, или драйвовая композиция, звучащая во время экшена.
Фауна Кирата — не просто красивая декорация, а важная часть геймплея. Здесь можно встретить яков, тигров, медведей и даже дымчатых леопардов. Животные могут нападать не только на игрока, но и на врагов, что иногда превращает случайную стычку в настоящий хаос. Особенно впечатляет охота на редкие виды, где приходится придумывать тактику и учитывать повадки животного.
Помимо основной карты, «Far Cry 4» предлагает вылазки в горы. Миссии в заснеженных пещерах и на ледяных перевалах отличаются от типичных заданий в долине. Здесь важно учитывать низкую температуру и необходимость сохранять кислород. Эти эпизоды добавляют игре атмосферности и разнообразия. Иной раз интересно оказаться где-то «за картой», в отдаленных районах страны.

«Far Cry 4» наполнена артефактами, дневниками и письмами, которые раскрывают больше о прошлом Кирата, его культуре и трагической истории. Их сбор не обязателен, но для тех, кто любит погружаться в мир с головой, это станет приятным дополнением. Я, правда, не решился, понимая, что бегать в поисках подобных вещей будет для меня скучно. Мне и других активностей хватало, но задача занятная.
Пэйган Мин — один из самых колоритных антагонистов серии. Лично для меня, по крайней мере, он на втором месте после Вааса из предыдущей игры. Его диалоги с главным героем полны иронии, сарказма и неожиданных откровений. Особенно впечатляет альтернативная концовка, которую можно получить уже в самом начале игры, просто сидя за столом в доме Мина (я вам не говорил). Такой подход «Ubisoft» к нарративу — смелое решение, которое, как мне видится, было создано скорее для забавы.

«Far Cry 4» — это проект, который демонстрирует внимание к деталям и глубокую проработку мира. Помимо основной линии, в игре есть множество скрытых и необязательных элементов, делающих ее еще более захватывающей. Кират — это место, куда однажды хочется вернуться, чтобы снова открыть для себя нечто новое. Игра —отличный пример того, как взять успешную формулу и довести ее до блеска. Графика, сюжет и сеттинг работают вместе, чтобы создать захватывающее приключение, где каждое решение имеет значение. Для меня, того, кто сыграл во все части этой серии, «четверка» стала, наверное, любимой игрой из цикла. Как-то здесь все сбалансировано, достойный антагонист и интересное развитие истории. Кират ждет, и он полон сюрпризов.
9 из 10

Far Cry 4 – пример типичного Far Cry с отвратительным сюжетом и ярким, крепко сделанным геймплеем (который, правда, наскучит до конца "зачистки" карты). Он красив (графика до сих пор выглядит здорово, а для 2014 года это выдающийся уровень), вылизан (в том смысле, что многие механики работают как надо, багов мало) и дарит яркие эмоции. Не настолько яркие, как Just Cause 3, т.к. здесь не удался вингсьют, а взрывы гораздо приземлённее, но шутерная механика на очень приличном уровне.
Из плюсов игры можно отметить интересную охоту с луком и богатое разнообразие зверей. Некоторые виды оружия дарят крайне приятный опыт, например, для слота "пистолеты" хочется выделить уникальный дробовик "87" (отлично подходит для охоты), мини-пушку "M-79" (осторожно, портит шкуры!) и арбалет, полностью заменяющий лук (хотя и проигрывающий в атмосфере). Из винтовок понравились "Дезинтегратор" и "Циркулярная пила", открывающаяся во второй части игры. Это ручной пулемет без слабых мест. То есть, их действительно нет: сносит технику, можно выдавать хедшоты без прицела, огромный магазин и т.д.
Из минусов можно выделить небольшую зацикленность игры на анимациях, но я прекрасно понимаю, что показать перемещение в пространстве на такой огромной карте без них было бы гораздо сложнее (а здесь можно сделать действительно многое, даже залететь на гирокоптере на вышку). Да, гирокоптер – это лучшее средство передвижения в этой игре. Из наземных транспортных средств я бы посоветовал квадроцикл, т.к. у него лучший обзор и самые свежие ощущения от езды.
Ещё не понравилась навязанная (в т.ч. сюжетно) часть с Шангри-Ла и обязательным стелсом, которая совершенно никак не соотносится с тематикой игры и добавлена по-приколу. Учитывая, настолько плохи ГГ и другие персонажи, кроме, пожалуй, Пэйган Мина (почти дал ему улететь, ха-ха!), подобное заигрывание с мистической тематикой выглядит неуместно.
Far Cry 4 стоит своих денег и даёт приятный опыт на 35-40 часов, но эта игра совершенно необязательна для прохождения и похожа на вкусную жвачку.