Светлая тема

Рецензия на игру Far Cry 4

Автобусная экскурсия по гималайской глуши натыкается на блокпост, где стоят люди с автоматами и неограниченными полномочиями. Проверка документов, ясное дело, заканчивается пальбой по всему живому и взрывом автобуса. На огонек прилетает мужчина в малиновом костюме и с прической, которая одинаково подошла бы и парижскому сутенеру, и Кортни Лав. Эффектного блондина зовут Паган Мин, он — кровавый диктатор вымышленной страны Кират, куда главный герой Far Cry 4 Аджай Гейл прибыл с прахом своей матери. Упокоиться на родине — таким было ее предсмертное желание. Вроде как.

В мире животных

Аджай — не просто хороший сын, чтящий последнюю волю мамы. Он еще и прямой потомок погибшего лидера революционной организации «Золотой путь», которая годами борется с режимом Пагана Мина. Ситуация осложняется тем, что у диктатора в свое время были отношения с матерью Аджая — именно поэтому Мин лично приветствует героя на своей земле и даже делает с ним сэлфи на фоне дымящихся покрышек и пригорающих трупов. Хипстерские повадки не мешают диктатору принимать жесткие кадровые решения: вот начальник блокпоста насмерть уволен за то, что переусердствовал в проверке документов. «Черт, теперь у меня кровь на ботинках», — досадует Мин, сгребая героя в свои объятья.

Far Cry 4 — это большая сказка о прелестях партизанской войны. Однако она может почти всерьез закончиться уже минуте на пятнадцатой: попробуйте никуда не уходить с праздничного пира, что закатил в вашу честь Паган Мин, и вас вознаградят секретной концовкой. Тех же, кто не любит душные церемонии, снаружи ждет сногсшибательно красивая природа и табуны всевозможной живности (которую, конечно, полагается пустить на кошельки и сумки). Разнообразие пейзажей ошеломляет. Только что ты скользил по реке вместе с лучами солнца и прятался за тяжелыми зелеными ветвями от подручных Мина, а вот уже ты поднимаешься в горы и встречаешь новых друзей из «Золотого пути», но вашему знакомству мешает ревущая снежная лавина…

Фундаментально Far Cry 4 ничем не отличается от Far Cry 3 — сюжетные миссии, как и прежде, разбавляются многочисленными побочными квестами, захват радиовышек проясняет новые участки карты, а зачистка блокпостов открывает новые задания и точки для быстрого перемещения. Однако доступная карта стала больше, плотность событий «на обочине» — выше. Отправляясь за сюжетным квестом, ты всякий раз даешь себе слово, что поедешь ровно до нужной точки, никуда не сворачивая. Но в Кирате нет прямых путей: тут словно весь мир только того и хочет, чтобы ты сошел с сюжетных рельс и убежал, к примеру, на охоту в горы или занялся перехватом грузовика с боеприпасами, который громыхнул по встречной. Сперва нужно догнать грузовик, расстрелять водителя из, скажем, сигнальной ракетницы (стрелять теперь можно прямо во время езды), а после усесться за руль и доехать до ближайшей базы «Золотого пути». Звучит просто, но лишь до того момента, пока на дорогу не выскочит носорог и не пойдет на твой драгоценный грузовик в лобовую.

Игра наверняка

Разменяв тропики на Гималаи, Far Cry не превратилась в тяжеловесную RPG — в охваченном революцией государстве нет места компромиссам и дипломатии, а сюжетная развилка влияет лишь на то, какой будет следующая миссия. Расстановка сил неизменна до самого финала, о глобальных последствиях наших действий для Кирата задумываться не приходится. Да и какие могут быть последствия у гражданской войны, кроме разочарования и катастрофы?

Far Cry 4 — всего лишь великолепный шутер-песочница, который аккуратно и грамотно развивает идеи предшественницы. Никаких экспериментов — это игра наверняка. Вдумчивая работа с деталями, огранка старых элементов и деликатное внедрение новых. Это заметно и по удобным мелочам — вроде того, как убитые тобой животные отмечаются на радаре, — и по новинкам вроде вражеских охотников, которые мало того что бьют из лука почти наповал, так еще и натравливают на Аджая зубастых хищников.

Ubisoft не стала покорять новые горизонты, прикинув, видимо, что освоение старых еще себя не исчерпало. В серии Far Cry давно работает то, что по-прежнему редко встретишь в других крупнобюджетных шутерах — вариативность. У конкурентов нельзя «сойти на обочину» — в одиночных кампаниях они по-прежнему предлагают игроку строго заданную последовательность эффектных сцен. А здесь ты при первой же возможности срываешься с сюжетной цепи и устраиваешь такой пикник на обочине, что обиженным не уходит никто: юным ниндзя достаются метательные ножи, диванным рэмбо — пулемет и взрывчатка, неторопливым снайперам — винтовка Драгунова. Любители театральных эффектов запустят в воздух огненные стрелы, а фанаты дикой природы подбросят врагам наживку и будут, хихикая, наблюдать за тем, как на запах сырого мяса примчится медведь и разорвет всех в клочья.

Одна тактика не исключает другую — они органично сплетаются, порой прямо во время боя, и в этом Far Cry 4 нет равных. Нажав на спусковой крючок, ты всякий раз запускаешь целую цепь событий с труднопредсказуемым финалом. Достаточно одного неосторожного движения с коктейлем Молотова — и вот уже ты, охваченный языками пламени, прыгаешь с обрыва навстречу спасительной воде. Где тебя ждут плотоядные рыбы.

Ход слоном

Согласно современной моде, каждое движение игрока как-нибудь вознаграждается — становится трудно поверить, что ты в нищей стране, когда спустя пару часов приключений деньги уже не помещаются в кошельке. Правда, деньги — не единственная валюта в Кирате. Помогая своим союзникам в спонтанным стычках с врагами и освобождая заложников, мы зарабатываем очки кармы, без которых Аджаю не прокачать некоторые умения. Самый главный скилл, впрочем, доступен почти сразу — героя можно подружить со слоном, чей могучий хобот так ловко бьет недругов оземь и отшвыривает автомобили!

Пока мы куражимся с многотонным союзником на очередном блокпосте, Паган Мин поет Аджаю серенады по рации и делится сокровенными фантазиями. Как, например, однажды в Кират заглянут Дэвид Бэкхем и Канье Уэст — к нему, Мину, на поклон, конечно. Диктатор — личность и впрямь незаурядная, но Ubisoft почему-то держит самого яркого персонажа игры преимущественно за кадром. Вообще, вместо охваченного огнем и страданием государства у авторов получился воздушно-сказочный мир, где кровавый диктатор — всего лишь способ развлечь игрока. Даже сцену пытки здесь превращают в комический скетч: у палача звонит мобильный, и он мило сообщает жене, что задерживается на работе с упрямым клиентом. Как дети, люблю-целую, увидимся дома.

Чтобы получить максимальное удовольствие от игры, желательно не обращать внимания на попытки Far Cry 4 быть чем-то большим, чем просто захватывающим аттракционом в умопомрачительных декорациях. Лучше сосредоточиться на сиюминутных вопросах: к примеру, удастся ли незаметно подкрасться к носорогу, прилепить к его заднице мину, а потом натравить его на вражеский блокпост и взорвать в тот момент, когда он будет крушить врагов внутри? Far Cry 4 не ограничивает нас в выборе средств, и за это ей хочется простить все — и рыхлый сюжет, и повторяющиеся придорожные сценки, и проблемы с управлением некоторых видов транспорта, и печальную закадровую судьбу Пагана Мина.

***

Да, рецепт Far Cry 4 незатейлив — это та же Far Cry 3, только выше, быстрее, сильнее и безумнее. Ubisoft бросает нас наедине со странным миром, где, погнавшись за разноцветной курицей, можно утопить свой джип в реке, а выбравшись на берег, отхватить от носорога. После чего в психоделическом трипе нас приглашают посетить мифическую страну Шангри-ла — охотиться на демонов и дрессировать магического тигра. Было бы бессовестно требовать от Far Cry 4 большего, чем она и так дает — на каждом шагу, за каждым поворотом. Лично для меня решающим аргументом стал кооперативный режим, в котором товарищ может запросто ворваться к тебе в игру и помочь огнем и мечом. Что может быть лучше слона, марширующего к укрепленной крепости? Только когда таких слонов — два.

Рецензии пользователей
на Far Cry 42

Создатели игры переодели удачную Far Cry 3 в декорации Гималаев, но к сожалению совершенно не стали напрягаться по поводу сюжета. Если в предыдущей части главному герою ты сопереживал, то здесь его мотивы непонятны, характер не раскрыт, поступки – странные. Миссии и сюжетные повороты в игре – тоже не проработаны, а персонажи пресные, из-за чего вся игра сливается в какое-то пятно. У отрицательного героя нет даже намека на харизму. Короче, проходить эту игру до конца желания нет.
«Потеря времени»
К залипательному геймплею, такому же, как в Far Cry 3, добавился гениальный (без шуток) сюжет, появилась какая-то нелинейность, а место действия стало ещё более экзотичным. Великолепная игра, практически идеальная.
«Взрыв мозга»
«Ещё один ход»