«Ваши крылья»
Именно так называлась переведенная в далеких тридцатых годах на русский язык книга американца Арссена Джорданова. Как было написано в предисловии: «Ценность книги... заключается в том, что автору удалось последовательно, сжато и просто изложить основы летного дела». И это абсолютная правда, книга написана так, что любой восьмиклассник, прочитав ее до конца, может смело садиться за штурвал самолета. Во всяком случае, я, штудируя ее примерно в это же время (то есть не в тридцатые годы, а на момент учебы в восьмом классе), прекрасно понял, как нужно водить самолет. К сожалению, стать настоящим летчиком мне так и не довелось, но вот к появлению соответствующих симуляторов я подготовился во всеоружии.
Надо сказать, первые авиасимы требовали очень серьезной подготовки. Прежде всего это относится к появившемуся на ZX Spectrum в 1982 году симулятору легкого одномоторного самолета, носившему название Flight. Летная модель там была сделана прекрасно, управление самолетом очень реалистично, так что даже простые взлеты и посадки (а больше там, по сути, ничего и не было) требовали немалого мастерства.
Потом пошли косяком симуляторы военных самолетов, первые из них были довольно подробны в плане поведения самолета и управления им. Однако очень скоро начались упрощения, допущения и сокращения. Разработчики поняли, что в этих играх главное - воздушный бой, поэтому принялись автоматизировать взлет-посадку, перелет от одной навигационной точки к другой и еще многие вещи. Да и модель поведения машины подверглась влиянию примитивизма.
Короче говоря, полетать (именно полетать, а не повоевать) стало не на чем, пока не появился микрософтовсий Flight Simulator. Тут нам опять вернули реальную физику аэроплана, дали кучу приборов, все органы управления, и прочие прелестные мелочи. Более того, в этом симуляторе появились карты реальных местностей с аэродромами, городами, горами и т.д. Обнаружилась возможность не только управлять почти настоящим самолетом, но и посещать на нем разные уголки земного шара, совершить тур вокруг Эйфелевой башни или статуи Свободы, а то и пролететь под мостом «Золотые Ворота». Именно после появления Flight Simulator’а военные и гражданские симуляторы окончательно разошлись. Если в военных разработчики всеми силами старались облегчить игроку жизнь, упростить управление самолетом, то в гражданских оно оставалось столь же сложным, как в жизни. И в этом вся их привлекательность.
Ну да ладно, хватит предисловий. Как написано в уже известной вам книге: «Погода чудесная, и воздух кажется очень спокойным - прекрасный день для вашего первого опыта управления самолетом в воздухе».
Первые впечатления
Не вникая в детали, пробегаем стартовые меню, выбираем опцию Fly Now и одну из стандартных ситуаций. Пошла загрузка, обо всех стадиях которой нам сообщают соответствующие надписи и симпатичный индикатор, оформленный в виде одного из авиационных приборов. О, наконец-то мы в кабине самолета!
Так, вот и первая неожиданность - две трети, если не три четверти экрана занимает приборная доска, а в оставшейся части виден только кусочек неба. Понять, где мы и куда вообще летим, практически невозможно. Судорожно щелкаю клавишами, пытаясь как-то убрать приборы и взглянуть на окружающий мир, потом случайно задеваю мышку и обнаруживаю, что все просто - достаточно подвести курсор к любому краю экрана, как поле зрения начинает смещаться в соответствующем направлении. Неудобно, скажете? Как быть, если нужно быстро посмотреть в ту или иную сторону? Так ведь это не военный самолет, тут не нужно проверять, не сидит ли кто у тебя на хвосте и что вообще в воздухе делается. Лично мне такое оформление виртуальной кабины нравится.
Ладно, приборами займемся позже, а пока посмотрим, что там с самолетом делается. Хм... ведет он себя как-то странно, постоянно пытается задрать нос, потом, словно осознав несерьезность этого намерения, клюет им вниз. Все понятно, нужно убрать закрылки, отрегулировать тягу двигателя, шаг винта и прочие фишки. А как это сделать? Торопясь поскорее опробовать самолет, я совсем забыл посмотреть раскладку клавиатуры и оформить ее по своему вкусу. Так что же теперь, начинать все сначала? Попробуем другой путь. Опять беру в руку мышку и начинаю рассматривать приборную панель. Ну вот, все правильно, на ней присутствуют все необходимые кнопочки, тумблера, переключатели и рычаги. Более того, если подвести курсор к любому прибору или органу управления, тут же появляется всплывающая подсказка! Нет, этот Fly! мне все больше и больше нравится.
Обшариваем приборную доску, панель управления (между прочим, даже на легком одномоторном самолете она занимает полных четыре экрана!) в поисках всех необходимых штуковин. Выравниваем самолет, переводим его в горизонтальный полет. Между прочим, действуем-то мы в классическом режиме «слепого полета». Вот они приборы, вот рычаги и переключатели, а на окружающую природу можно и вовсе не смотреть. Удобно, конечно, но неинтересно, придется все же выйти из симуляции и посмотреть на раскладку клавиатуры.
Вызываю меню и тут же обнаруживаю, что выходить из режима полета вовсе не обязательно, почти все можно сделать и так (забегая вперед, скажу, для некоторых глобальных настроек нужно выйти из симуляции, но потом можно вернуться в тот же момент полета). Настраиваю клавиатуру и возвращаюсь в самолет. Теперь убираем приборную доску и начинаем действовать. Самолет прекрасно слушается джойстика и клавиатуры, так что управлять им не составляет труда. Попробуем зайти на посадку. Верчу головой туда-сюда (с помощью мышки), нахожу аэродром. Несколько виртуозных маневров, и вот уже самолет бежит по полосе. Включаем тормоза, гасим скорость и заруливаем на стоянку. Первый полет окончен.
Смена лошадей
Цитата из все той же книги: «Самолеты различных типов так же индивидуальны, как и различные лошади, и ведут себя так же различно». В наше время сказали бы наоборот, но тогда лошадь еще была более привычна, чем самолет. Поглядим, что же нам приготовили разработчики, и на каких машинах придется летать.
Всего пока имеется пять моделей, но представляют они всевозможные варианты легких самолетов. Три поршневых, из них два одномоторных Cessna 172R Skyhawk и Piper Malibu Mirage (причем первый из них имеет неубирающееся, а второй убирающееся шасси) и одинокий двухмоторный Piper Navajo 350 Chieftain. Да, еще по одному турбовинтовому двухмоторному - Beechcraft KingAir B200 - и реактивному двухмоторному - Raytheon Hawker 800XP.
Надо думать, что в скором времени появится что-то новенькое, но пока вполне достаточно и этих. Тем более что имеется возможность любой из самолетов загрузить каким-то количеством пассажиров, багажа и топлива.
Честно говоря, такой фишки я пока еще нигде не встречал. Например, в самый большой самолет можно посадить до шести человек, кучу всякого багажа, да еще разместить все это тем или иным способом! Ясное дело, что от загрузки меняется балансировка самолета и его управляемость. По своему опыту (само собой, виртуальному) скажу, что посадить Piper Navajo 350 Chieftain с шестью пассажирами на борту значительно сложнее, чем с одним пилотом.
Конечно же, все самолеты воспроизведены со всей возможной реалистичностью. Это касается и их внешнего вида, и приборных панелей, и поведения в воздухе. Летать на одномоторном самолете совсем не то, что на двухмоторном, реактивный ведет себя совсем иначе, чем винтовой, и так далее.
Что интересно, пересесть с одного самолета на другой можно не только на земле, но и (как это было сделано в MS FlightSim) в воздухе. И точно так же при этом начинаются всякие неприятности, скорость может оказаться слишком велика или слишком мала, а все произведенные вами тонкие настройки оказываются совершенно неподходящими.
Другая любопытная черта - возможность двигать самолет в вертикальной плоскости и вращать его в режиме паузы. Скажем, заходя на посадку, вы вдруг обнаруживаете, что не успеваете достаточно быстро и безопасно снизиться до начала полосы, а то и вовсе летите мимо нее. Не беда, нажимаете клавишу «S» и, с помощью стрелок на дополнительной клавиатуре, задвигаете самолет на нужную позицию, разворачиваете его в нужном направлении и т.д. После этого можно продолжать посадку. Откровенно говоря, я так и не смог понять, нравится ли мне введение такого «режима для начинающих», или нет. Впрочем, не хочешь - не пользуйся, а кому-то это может очень пригодиться на первых порах.
Под крылом самолета
Как говорится, лепота. Честно говоря, оставляет приятные воспоминания... Если подняться повыше, местность внизу производит впечатление приличной топографической карты: реки, озера, города и деревеньки находятся на своих местах и выглядят точно так же, как в географическом атласе для средней школы. И это практически в любом уголке мира! К тому же, пролетая над окрестностями какого-нибудь крупного американского города, можно рассмотреть его во всех деталях (надо думать, позднее появятся и карты Европы, Азии и Африки). Увы, этой возможности будут лишены пользователи, купившие пиратскую версию игры на одном диске. Сами понимаете, на один диск симулятор такого класса не потянет, а потому только трехдисковая версия спасет вас от разочарования.
Отдельного разговора заслуживают динамические сценарии, генерация погоды и прочие прибамбасы. Жизнь в окрестностях любого аэропорта кипит, взлетают и садятся самолеты, причем не только легкие, на которых в игре можно летать, но и громадные «Боинги», «Локхиды»... в общем, типичный аэропарк. За каждым самолетом можно проследить, послушать его переговоры с землей, а если очень постараться, то и увидеть в натуре.
Погоду разрешается устанавливать заранее. То есть, если вы хотите полетать в чистом небе, то всего лишь убираете все осадки, облака и т.д. Не нравится? Устройте дождь, снег, грозу и самум с цунами. Есть возможность и динамического изменения погоды, при котором вы можете взлететь при ясном небе, а садиться придется в густом тумане. Между прочим, погода влияет и на поведение самолета. Так, при большой влажности и низкой температуре может начаться обледенение со всеми вытекающими последствиями.
Последняя цитата
Прежде всего отмечу, что все написанное выше - чистая правда, а не какая-нибудь реклама пошлая. Тем не менее, игра явно не дотягивает до уровня последнего MS Flight Simulator. Есть несколько мелких, но досадных огрехов, многое сделано не очень удобно, а кое-что и совсем неудобно. Однако существуют в игре и положительные стороны - более простое управление, возможность устранять ошибки в пилотировании в любой момент, и многое другое.
Поэтому я бы дал такой совет: если вы уже летали в MS Flight Simulator, то подождите выхода его следующей версии, MSFS2000. А вот если только собираетесь приобщиться к миру гражданской легкомоторной авиации - смело покупайте Fly! Кстати, вот вам напоследок моя самая любимая цитата из «Ваших крыльев»: «Если вы переутомлены, лучше не летайте, пока не отдохнете».