- Главная/
- Игры/
- Formula One '99/
- Рецензия
Вот так всегда. Новый год - на то он и в некотором роде волшебный праздник. После пары часов активного празднования непременно остается ощущение какой-то легкости, все ближайшие проблемы превращаются в мелочи, а от жизни ждешь только хорошего. Честно говоря, никогда не пытался проверить поговорку «Как новый год встретишь, так его и проживешь» на себе. Просто через три с лишним сотни дней в голове все превращается в жуткую кашу. А вот если ее перефразировать, сказав «В какую игру первой в году поиграешь, в такие и дальше играть будешь»... ой, какой кошмар. Запомните: если вам когда-нибудь в голову взбредет шальная и сумасбродная мысль писать рецензии на игры, первым в году всегда беритесь за какой-нибудь несомненный хит. Пусть потом на протяжении всех 12 месяцев в ваши руки будут попадать только отстои и недоделки, зато он будет греть душу и сердце.
Ваш покорный слуга то ли от выпитого шампанского, то ли от ностальгии по любимому виду спорта сам себя приговорил. Formula One 99 просто обязана была развлечь поклонников в период зимних каникул Формулы реальной... если бы на коробке с игрой не красовалась надпись Psygnosis. Имя, ставшее для симуляторов тем же, что и кошка для мышки...
Финский алкаш и пропащий Шумахер
Впрочем, у F1’99 (о предыдущих проектах этой серии упоминать не буду, потому как они серьезной роли здесь не играют) есть очень большой плюс - игра с самого начала игрока не обнадеживает. То есть не дает никакого повода распускать нюни и делать глубокомысленные выводы о красоте 10-минутного ролика из истории королевских автогонок или дизайне игровых кнопочек. Зачем? Нас встречает выполненное в прекрасном минималистическо-спартанском стиле черно-белое меню (знаете, такие аккуратные беленькие пиктограммки на черном фоне... крррасота), ощущение от него - как при просмотре старых немых фильмов Чарли Чаплина. Цвет совершенно логично обнаруживается на картинках трасс, условно-убогих моделях машин (с минимумом рекламных лейблов) и фотографиях гонщиков.
Надеюсь, вы не станете меня обвинять в политической безграмотности и национализме. Подзаголовок в точности соответствует действительности. Уже чемпиона Мику Хаккинена явно снимали после какого-то банкета - мимо ярко-красного носа пройти просто невозможно даже самому вежливому человеку. А Шумахера, как мне казалось на протяжении трех дней, вообще в составе Феррари не было. Вместо него на протяжении всего чемпионата выступал Мика Сало. Буквально вчера, загрузив игру, я заметил, что немецкий мастер самопроизвольно вернулся... Судя по всему, ребятам из Psygnosis палец в рот не клади, а дай вписать под фотографии произвольные имена. Без всякого зазрения совести. Но в дверь размеренно постучала лицензия FIA, напомнившая, что Алези зовут Жаном, а трасса Сепанг - самая новая в чемпионате. Вместе с ней в игру заглянули и полный свод формулических правил, и все флаговые обозначения, и даже, как сейчас все любят утверждать, индивидуальные стили вождения. Но все равно просто диву даешься, как могли господа спортсмены вручить сей драгоценный документ этим симуляторным извергам. Теперь даже и не знаешь, радоваться за достоверность сведений или рвать на себе волосы...
Буйство паранойи
Виртуальная Формула - один из тех немногих симуляторов, которые сейчас растут только в одну сторону - увеличения реализма. Максимального приближения к действительным повреждениям, действительным настройкам, действительной технике вождения. F1 и аркада - понятие несовместимые, как Винни-Пух и Карлсон. И если года три назад можно было закрыть глаза на аркадные элементы в этих спортсимах, то в наше время такое просто непозволительно. Сейчас уже никакие эксперименты и тесты не смогут с высокой точностью объяснить нам, что же произошло в организмах сотрудников Psygnosis, отвечавших за создание игры. Нельзя сомневаться лишь в одном - они подверглись страшному аномальному внушению.
Поначалу все наверняка шло хорошо. Об этом свидетельствует доживший до релиза образец тюнинга, вполне приличного для нынешней Формулы, но совершенно бесполезного по одной простой причине - отсутствии в игре физики как таковой. Все происходящее на мониторе больше напоминает коллективную работу рыболовной артели под названием «Раз пошла такая пьянка...». Начнем с любимого элемента многих разработчиков - целостности. Лишь у слабоумного хватит мозгов назвать эти ездящие тачанки болидами. Самое точное сравнение - чугунные бронепоезда, которым все нипочем. Нет, они не крушат отбойники и не колесят по трибунам. Все гораздо прозаичнее - любое столкновение заканчивается мощным по своей значимости звуком «бум» (как при попадании мяча в штангу) и отлетом одной из машин в сторону. Чем больше скорость, тем дальше отлетит. С горя я влетел на 260 км/ч в разделительное ограждение между трассой и боксами. Посыпались какие-то ошметки. Судя по тому, что вездеход уныло побрел дальше по пит-лейн, это были бетонные крошки несчастной стенки.
Все. После этого все остальные мелочи уже до лампочки. Ярость сменило безразличие. Подумаешь, стартуя с 22-го места, можно к первому повороту придти 10-м. Алези постоянно такие подвиги проделывает. Ну или почти такие. Наконец, Formula One 99 - единственный на сегодняшний день... кхе-кхе... формулический симулятор, в котором можно выиграть, проходя повороты по-раллийному, в полууправляемом заносе. Шоу, скажу я вам, ни с чем больше не сравнимое. Но поклонникам смотреть не советую. Слишком обидно.
Ну и давайте, что ли, до кучи подкинем сюда байку про AI. Которого нет. Знаете, как Терминатор был запрограммирован на убийство, так и эти... отморозки. Только по прямой. И даже простейших ошибок не делает. Но обладает тенденцией к постоянным техническим поломкам. Реакция же на приближение болида играющего потрясающая - железяка нервным рывком уходит с траектории, подчас даже на обочину. На любом уровне сложности. Представляете себе такой резкий поворот руля на прямой при скорости под 300 км/ч? Видал я таких Expert’ов в гробу...
Судороги сознания
Судя по пресс-релизам, создатели игры страшно гордились своим новым трехмерным движком. С поддержкой акселератора, между прочим. Вот только кто-то где-то просчитался, и в результате получилось, что родимого ускорителя-то в процессе и не чувствуется. Ну, разве что на плоскостях болида расползаются сомнительные блики, да и то, наверное, лишь потому, что всю рекламу с моделей смыли, оставив лишь название команды на антикрыле. Блики - бликами, а один железный гроб (полигонов-то не хватает) нет-нет, а въедет на четверть в другой гроб. Вон, на скриншоте. Вокруг - сплошная статика, деревья из разряда «а вот и оно - дерево!» (с) Джентльмены удачи, зрители... ну это понятно. Пик моды - гладкая, прилизанная земля. Что гравий, что травка - один черт. И следы одинаковые. А на австралийской трассе мне повстречалось местное чудо. Один из поворотов опасно уходил вправо, и те, кому не удавалось в него вписаться, попадали вместо гравия на что-то синее. Лужи такие, по идее, не бывают... наверное, это озеро. Немного уменьшенное и замерзшее. Если на нем газануть, еще такие квадратики из-под колес вылетают... чего вы смеетесь? Чистую правду говорю, вот-те крест.
Кстати, вышеупомянутая статика распространяется и на машины. Вид из кокпита очень хорошо выделяет неподвижные покрышки... как будто это не болид несется на огромной скорости, а трасса пробегает под ним, словно велотренажер. Пробегает, а я сижу и думаю - зачем все это?
Запутались...
Как сейчас можно выпускать подобные игры? Неужели авторы не видят, что творится вокруг них? Или они сидят в своем офисе, как в Vault 13 from Fallout, и знать ничего не хотят о конкурентах? Раз так, мы ничего не хотим знать о них. И вообще, может они F1 с Rollcage перепутали? Так все бы очень здорово подходило... Ребят, вы скажите, мы ж поверим!
P.S. Очень чешутся руки написать создателям и узнать, играли ли они сами в свое творение? Просто не могу понять, как можно было убрать мышку из всех меню, кроме главного, сделать две раскладки (если едешь «стрелками», в меню придется передвигаться какими-нибудь буковками, и наоборот) и еще громогласно обещать поддержку комментаторов на пяти языках. Болтун есть в количестве одного. Говорит как попугай заученные фразы. На английском. Отключить не представляется возможным. Конец связи.