Светлая тема

Рецензия на игру G-Darius

Свирепый самурайский клан Taito наносит ответный удар. Очередной гость с солнечного Востока стучится в наши двери и грузом семидесяти с гаком мегабайт бесчувственно падает на порог. Его путешествие на PC из страны хайку, икебаны, приставки Playstation и быстрорастворимой лапши длилось долгие пять лет. И некогда обруганный нами Ray Storm, такой же гость из далекого прошлого, внезапно встречает своего двоюродного братца в привокзальном буфете раздела “Review”:

- Вакаримас? Каци хабана харакири? - удивленно спрашивает он.
- И не говори, полнейшее сэппуку, - соглашается брат и громко отхлебывает из банки разбавленное ацетоном саке.

Брат якудзы

Родственная связь Ray Storm и G-Darius очевидна. Достаточно невооруженного взгляда: тот же жанр, то же… хмм… графическое решение (хотя более правдоподобно будет звучать «графическая изворотливость» или даже «графический обман») и то же постыдное опоздание портированной версии на пять долгих лет… А за год просрочки, как вы знаете, в нашей рецензионной палате снимают неслабую пеню. По баллу - минимум.

Впрочем, одно важное идеологическое отличие все же есть. Ray Storm - top-down shooter, тогда как G-Darius - side scroll, то есть рембовидный космолет летит-палит-бомбит не снизу-вверх, а справа-налево, что, впрочем, не привносит в геймплей ровным счетом никакого разнообразия. Сплошное уныние - парить над размытой текстурой, отстреливать густополигональных роботехов и наслаждаться не в меру крупными пикселями местных спецэффектов. Пять лет, черт возьми! За это время ребенок сможет научиться ходить, стрелять из рогатки и внятно произносить слово «покемон», кошка успеет восемь раз принести потомство, а в колонии мушек-дрозофил сменится примерно 90 поколений. За это время в наших краях успеет появиться такая вещь как «видео-ускоритель», а частота процессоров превысит СВЧ-порог. Как после всего этого будет смотреться порт с Playstation-один 1997 года выпуска?.. Граждане японцы из Taito, моя ваша совсем не вакаримас.

Рыбокопы

Впрочем, если на миг забыть о досадных просрочках и без остатка погрузиться в процесс, игра неожиданно откроет второе, невероятно концептуальное дно. Несмотря на тот факт, что сюжет G-Darius повествует о решительной (как всегда) борьбе одинокого космоплана с ордами космических захватчиков, нам выпадает почти уникальная возможность самым нетривиальным образом пообщаться с шедеврами поварского искусства. Да вы слушайте, слушайте: основным противником здесь является разномастная подводная нечисть, подвергшаяся негуманным биологическим опытам и суровой вивисекции: роботизированная рыба-фиш, наделенная кремневыми плавниками и нержавеющим хвостом, титановые медузы с телескопическими щупальцами, силиконовые крабы и кибернетические караси. Список межуровневых боссов откровенно напоминает меню самых изысканных московских ресторанов: сельдь в томате с огурцами, отварной осьминог по-японски, лосось с мятными сухариками, запеченная с помидорами камбала (натурально планирует на одном боку и яростно стреляет лазерами-шмазерами из единственного глаза), лобстер-макс с анчоусами и паровая щука в раковом соусе.

Гады вальяжно плавают в красной, черной или оранжевой похлебке бэкграунда и мерзко плюются огнеопасным уксусом, взрывчатым молотым перцем или моментально детонирующими бульонными кубиками «Кноръ». В перерывах между главными блюдами нас отчаянно атакуют нахальные ломтики суси, пуленепробиваемые окуни под овощами, стаи тушеной с термоядерным хреном трески и агрессивные вереницы недосушенной воблы. Крайне обидно, что из-за обилия японских иероглифов так и не удалось выяснить, числится ли в консультантах игры подпольный клуб взбесившихся кулинаров или хотя бы профсоюз рыбаков-фетишистов.

После двух часов активной игры ваша комната гарантированно пропахнет рыбой. Постарайтесь чаще проветривать помещение и не забывайте пользоваться бытовыми ароматизаторами.

Аз есмь альфа… и бета… и гамма…

Интересно организовано игровое разграничение по уровням: на старте мы имеем два пути - начать с этапа альфа или бета. По прохождении любого из них появится дальнейшее разделение - гамма или дельта, эпсилон или дзета. После эпсилона - тэта или йота, после дзеты - лямбда или ню, после ню - кси или пи, после пи - ро или фи… В общем, вы поняли. Система выбора уровней будто создана для того, чтобы у среднестатистического потребителя компьютерных игр поплыли мозги как раз к тому моменту, когда очередь дойдет до тау или сигмы. Конечно, теоретически движение по этой замысловатой лесенке греческого алфавита представляет огромный простор для многократного переигрывания - за один заход вы сможете пройти только шесть уровней-букв, а вот на практике… На практике после получасового избиения очередного леща-переростка глаза с трудом идентифицируют разницу между тэтой и русской буквой «йо», - в итоге вся свобода заключается в нажатии первой попавшейся под руку клавиши. Такие вот гадкие гримасы оголтелой, простите, приставочности - выжать голову до состояния скукоженной груши, а потом заставить размышлять над поисками правильного пути. Никуда не годится.

***

Итак, ситуация сложилась странная и парадоксальная. Хит же, большой хит!.. Но вчера. А сегодня маленький и по три. Три балла. Игры, увы, не вино, которое улучшается и дорожает с годами. Игры - это молоко, которое через неделю закисает, через месяц затвердевает, а через пять лет превращается в заурядную археологическую окаменелость. Тот, кто выпьет литр такого мезозойского молочка и не обломает зубы, может считать себя истинным самураем клана Taito и приходить за соответствующей справкой по адресу www.taito.co.jp. Знание Хагакурэ и двадцати тысяч первичных иероглифов - строго обязательно.