Сегодня делать игры для души — непозволительная роскошь. Galactic Civilizations никогда не стала бы культовой, будь сотрудники Stardock обычными разработчиками, пляшущими под дудку издателя. Но компания Брэда Уорделла (Brad Wardell) зарабатывает на «примочках» для Windows, а GalCiv — лишь каприз руководителя.
Sometimes Evil wins
Строя игру своей мечты уже 13 лет, Уорделл не оглядывается на стереотипы. Кто бы мог подумать, что глобальной космической стратегии нужен сюжет? Да еще и такой банальный, как в Galactic Civilizations 2: Dread Lords? Хотя окончилась ее история нетривиально: дренжины разбили союз «добрых» рас, а укрытая силовым полем Земля оказалась блокирована их флотом.
С этого момента начинается сценарий аддона. В лагере «плохих парней» зреет раскол — один из кланов увлекся геноцидом, не задумываясь, откуда берутся рабы для урановых рудников. Управляя «умеренной» фракцией, вам придется выяснить, что стряслось с сородичами. Конечно, художественные достоинства GalCiv 2 далеки от эталона, а кампания — не более чем огромное обучение. Пройдя ее, вы узнаете о нововведениях Dark Avatar почти все.
За серьезные партии по-прежнему отвечает «генератор галактик». Stardock внимательно отнеслась к пожеланиям фанатов, так что объем настроек запределен. Противников разрешено создавать с нуля, определяя такие тонкие материи, как затраты вычислительной мощности, мировоззрение, агрессивность, льготы в сборе налогов и т. д. Помимо выбора общего стиля инопланетных звездолетов, можно пополнить их модельный ряд самостоятельно изготовленными образцами.
Тем, кто считал «народы» слишком похожими друг на друга (несмотря на принципиально разные наборы навыков), понравятся «суперумения». Одни обладают бактериологическим оружием, вторые плодятся точно тараканы, когда мораль равна 100%, третьи — профессиональные рэкетиры. Есть и долгожданное разделение планет по климату. Некоторые расы адаптируются к суровым условиям лучше прочих. Скажем, иконианцы легко заселяют токсичные и водные миры и имеют явную фору в «гонке за колониями». Само собой, со временем «яйцеголовые» придумают, как обжить и радиоактивный кусок скалы…
A few more turns wouldn't hurt…
Важная черта Galactic Civilizations 2 — многообразие путей к победе. Здесь совсем не обязательно наращивать арсеналы и поливать лупоглазых жуков фиолетовыми лучами. Империи спокойно существуют бок о бок, посылая в соседние сектора не военные армады, а сухогрузы с редкими пряностями. Dark Avatar активно развивает это направление. Любителям учреждать альянсы пригодятся одно- и двусторонние соглашения о передаче экономических и научных ресурсов. С шикарным ассортиментом договоров в Space Empires 5 не сравниться, зато AI разумно использует эти возможности.
Кроме многочисленных станций и торговых суденышек, иллюзию мирной жизни усиливают раскиданные по поясам астероидов шахтерские городки. Чем ближе они к вашим планетам, тем эффективнее добыча минералов и выше промышленные бонусы. Правда, стоит им попасть в чью-то сферу влияния — тут же вешают вражеский флаг.
Что делать, если сотрудничество — взаимовыгодное, а уйти в отрыв все-таки необходимо? Разработчики заметно улучшили систему шпионажа. Информация больше не «покупается» напрямую. Деньги идут на вербовку агентов, которых можно отправить на защиту или в чужие владения. Указывается даже конкретное здание, где будет действовать шпион, ведь доступны и диверсионные операции. Решительного преимущества эта возня вам не даст, но польза от разведки очевидна, а ворованные технологии — неплохая прибавка к пенсии.
Чтобы игрок не скучал, авторы в полтора раза увеличили количество событий, меняющих этические принципы. Теперь они появляются не только при колонизации, но и выпадают случайно, т.е. вырастить добрую или злую расу на небольшой карте стало значительно проще. Введены происшествия ужасающей мощи (mega-events), переворачивающие партию с ног на голову. Эпидемия, озверевшие пираты или разбуженные Dread Lords в два счета обратят вчерашнего лидера в аутсайдера.
Наконец, немного о том, что превращает GalCiv 2 в произведение искусства, — о дизайнере космических кораблей. Возросшее в десять раз число элементов, работа с шаблонами и невиданная детализация — лишь слова, нисколько не передающие великолепия каждого рукотворного чуда. Просто взгляните на изображения военной базы в оригинале и аддоне.
* * *
От Stardock ждешь чего-то колоссального. Гигантские описания патчей внушали трепет, и мы верили — Dark Avatar доставит нас прямиком в райские кущи. Поэтому «косметичность» изменений слегка огорчает. Хотя GalCiv 2 так близка к идеалу, что двигаться вперед семимильными шагами уже неспособна.
Волнует другое. В свое время Уорделл заявил, что не добавит мультиплеер, если это навредит общей концепции. Раскрыла ли GalCiv 2 весь потенциал, или разработчики снова отсрочат судьбоносное решение?