Светлая тема

Рецензия на игру Змеиное гнездо

Оно ворвалось на мой компьютер пахучим бомжом, распространяя непередаваемые ароматы мусорной клоаки и оставляя на полу следы странного происхождения. Те, кто не догадался своевременно покинуть помещение, были локтями распиханы по углам, а само оно, напоминающее гибрид монстра Франкенштейна с динозавром из «Парка Юрского периода» (причем и тот, и другой явно были на своих ролях дублерами), встало прямо посередине, словно ожидая подобающих ему внимания и почестей. Такого гостя следовало бы немедленно пнуть в направлении выхода, но сделать этого не дала обнаружившаяся на его спине записка из редакции…

Trippy

Выйдя из благоговейного транса, я первым делом заметил текстуры. Они были цветные. Очень цветные. Кто-то пролистал брошюрку «Несовместимые оттенки в оформлении интерьеров» сразу после «Руководства начинающего наркомана» и приложил все полученные знания в Paint, рисуя ярко-синие треугольники, зеленые квадраты, красные овалы и зубы. Кривые, белые с черной каймой, зубы.

Усилия не пропали даром. Все детали были аккуратно приклеены на сборище углов и плоских граней, заменяющих здесь модели, — одним геометрия украсила лицо, другие обзавелись модным однотонным костюмом, третьи получили нашлепку на седалище, ну а зубами осчастливили всех. Предупреждаю: в конце концов вам может показаться, что принятая накануне таблетка была вовсе не аспирином, а каким-то совершенно другим средством «от головы».

Через пару (десятков) минут кислотная мешанина сложилась в цельные образы, о чем я тут же пожалел. Внешний вид монстров тяжеленной кувалдой бьет по неокрепшим умам игроков — представьте себе детские фигурки из пластилина, над которыми поработал, скажем, Иероним Босх. Зомби во фраке (sic!) и с цилиндрической башкой, кот дистрофичной наружности, явно искупавшийся в ведре с красной краской, кривоногий автомат по продаже колы и прочие не менее дико выглядящие личности обильно разбросаны по коридорам, подозрительно напоминающим Quake. Не берусь утверждать наверняка, но, возможно, это и есть куски Великого-и-Ужасного. Те же стены цвета свежих удобрений, те же кубические ящики, те же коробки с патронами. Весь остальной мир радовался им еще 8 лет назад, а для двух сотрудников Bilby Game Studio (живущих то ли в Sankt Petrersburg'е, то ли в Sankt Petrerburg'е, по официальному сайту непонятно) стрелки часов почти остановились.

Почти, потому что даже морально неустойчивые люди, работающие в id, не додумались до гениального решения: прилепить рядом с показателем здоровья иконку в виде пары мужских трусов. Перед глазами возникает следующая психоделическая картина: главный герой, обряженный в форменное нижнее белье, нарезает круги по подземельям, пугая всех встречных огромным ружжом. Встречные в долгу не остаются и стреляют в пришельца звуковыми эффектами. ЩЕЛК! — и в драгоценных подштанниках появляется очередная дырка, БАМ! — и они окончательно превращаются в лохмотья. Сохранить самое дорогое в целости можно только превентивными ударами, ведь никакого визуального сопровождения для залпов не предусмотрено, и увернуться от них не смог бы сам Нео. Кое-кто, конечно, семафорит огненными шариками, но это скорее исключение.

Трус не играет в…

Временами кажется, что изначально разработчики собирались сделать симулятор хоккея, но на полпути выкинули клюшки с шайбами и пришили к несчастному «кадавру» характерные детали трехмерного шутера. Хирурги постарались на славу — пулеметы и аптечки лежат как влитые, однако главный герой не забыл свое спортивное прошлое. Он все еще скользит по льду, даже если на полу нет ничего, кроме металлических плит. Одно нажатие кнопки, и мы несемся к противоположному углу, раздавая по дороге скопившийся в карманах свинец. В такие моменты хочется, чтобы засевшие на балконах снайперы закричали извечное «Шайбу! Шайбу!». Но они молчат. Табельный голос положен им только в качестве оружия, и его нецелевое использование, судя по всему, жестоко карается.

Впрочем, в царстве глухонемых не нашлось места и музыкантам. Вместо них нас развлекает одинокая шарманка, чей репертуар состоит из десятка midi-файлов, для пущей важности оцифрованных в обычные WAV'ы. Причем такого качества, что эту какофонию стыдно поставить даже в телефон.

* * *

Можно было бы состроить вежливую улыбку и, как некоторые обозреватели, назвать игру «возвращением к истокам», но если бы наши истоки были такими, я бы сейчас не писал эти строки.

Можно было бы пожурить «начинающих разработчиков» за то, что первый блин у них вышел комом, но мы-то знаем — он далеко не первый.

Можно было бы разразиться матерной тирадой, но ей будет неуютно в этом некрологе.

«Змеиное гнездо» — разлагающийся труп. И не стоит его трогать без надобности.

P.S. В числе прочих достижений Bilby Game Studio — музыка к суперпроекту «Звездная корова».

P.P.S. Обязательно посмотрите замечательный вступительный ролик из игры.

Дополнение от 9 октября 2004 года
По наводке одного из наших читателей мы провели собственное мини-расследование и выяснили, что «Змеиное гнездо» является простой переделкой бесплатной игры Cube от голландского разработчика Wouter van Oortmerssen. Мы связались с создателем оригинала и выяснили следующее. Ни разработчики, ни издатели «ЗГ» не выходили с ним на контакт. Уровни, представленные в игре, по большей части являют собой слегка видоизмененные карты Cube. Текстуры банально перекрашены в непотребные цвета, дабы создать видимость непохожести на Cube. Над монстрами тоже особо долго не мучались, сравните хотя бы этот и этот скриншоты. Версия же самого движка, использовавшаяся в «ЗГ», устарела примерно на два года. Автор выказал немалое удивление действиями «разработчика» и «издателя». Такой вот у них бизнес по-русски. По-волчьи выть. В связи с этим мы сбрасываем оценку «игры» до 1% с прежних 4%. Ниже просто технически невозможно.

Вам хочется взглянуть на более привлекательное «Змеиное гнездо», чем то, что продается в киосках, и при этом не платить деньги жадному издателю? Без проблем: скачивайте у нас полную, абсолютно бесплатную версию шутера Cube весом всего в 20 Мб. Удовольствие, правда, не гарантируем, но отсутствие ценника в данном случае — уже радость.



Когда на компьютере поселяется новая забава, это видно невооруженным глазом. Обычно — по новым иконкам, нарушающим выверенную гармонию рабочего стола, реже — по воплям Windows о том, что свободного места почти не осталось, а файл подкачки вот-вот самоуничтожится. Наконец, в особо тяжелых случаях понимание приходит при виде черного экрана и коллег, участливо советующих поставить себе антивирус получше.

С появлением «Змеиного гнезда» игроки сразу чувствуют запах. Этот аромат расползается по каждому сектору жесткого диска и вышибает ностальгическую слезу у ветеранов, заставших дни славы Doom и Quake. Кто сказал, что retro-gaming умер? Пока есть такие игры, как «Гнездо», история всегда будет с нами.

Назад в будущее

Едва увидев вступительный ролик, мы поняли, что первое впечатление было верным на 101%. Под неказистой полиграфией коробки скрывается машина времени, способная отправить в прошлое минимум на 5 лет. Графика, несмотря на психоделичность в выборе цветов, предъявляет на удивление демократичные требования к системе. Наша редакция пришла к выводу, что игра вполне может пойти на тех самых компьютерах, на которых обитали хиты минувших дней.

С oldschool-движком, судя по всему, отлично сработался моделлер Bilby Studio. Вышедшие из-под его пера монстры нагло топчут сложившиеся стереотипы своим неортодоксальным дизайном, а ярко раскрашенные шкуры не дают им потеряться на фоне темных коридоров и пещер. Устали от зомби с демонами? Разнообразные киборги давно наскучили? Тогда творение питерских разработчиков напомнит вам, что в мире порой встречаются люди с оригинальной фантазией. Выходить на бой против синего монстра Франкенштейна во фраке и автомата по продаже колы игроку, кажется, не доводилось еще ни в одном шутере.

The hard way

Не включившись в гонку за полигонами, создатели «Гнезда» обошли стороной и другую современную тенденцию — никто не стал занижать уровень сложности, дабы пройти игру до конца смогли даже однорукие инвалиды с завязанными глазами.

Более того, здешняя нечисть не только вооружена и опасна, но и обладает недюжинным опытом в области «стелса». Огненными шарами, молниями и прочей подсветкой пользуются лишь самые хилые противники на начальных уровнях. Супостаты же рангом повыше, как и в жизни, дают о себе знать сухими щелчками. Один щелчок — и счетчик здоровья уменьшается на добрые два десятка пунктов (рекомендуем, кстати, оценить чувство юмора художников, нарисовавших вместо привычного красного креста пару мужских трусов), два — и аптечка становится предметом первой необходимости. На счет три можно готовиться к повторному прохождению злосчастного этапа.

В таких условиях главному герою остается стрелять на опережение, ибо от звука пока что не смог увернуться и сам Нео. Чем не вызов навыкам, отточенным долгими часами мультиплеерных баталий?

Старая школа

Однако в саму игру, к сожалению, многопользовательские режимы так и не попали. В меню нет ни Capture the Flag, ни Cooperative, ни любимого Deathmatch. Мы надеемся, что это отнюдь не фатальное, но, тем не менее, весьма серьезное упущение будет исправлено в следующих патчах, и у всех желающих появится возможность померяться крутизной с другими любителями компьютерной классики.

Впрочем, в освободившееся время сотрудники Bilby не сидели сложа руки, а работали над балансом оружия, наводили лоск на уровни, сравнимые с продукцией мастеров вроде Valve и id, и вылавливали ошибки из своего секретного оружия — физической модели.

Заранее ориентируясь на соответствующую целевую аудиторию, авторы понимали, что настоящие знатоки не потерпят никаких суррогатов. Поэтому физика рассчитывается по образу и подобию признанного эталона — Quake 2. На месте и характерный, «скользящий» ритм движений, и прыжки, и все трюки с ракетницей (включая, конечно, известный рокет-джамп). Дабы суровых профи ничто не отвлекало от процесса, был предпринят последний решительный шаг — из «Змеиного гнезда» вырезали все излишества, в том числе музыку и сюжетные вставки. Остался только простой и чистый геймплей, ради которого мы дни и ночи просиживали за мониторами, когда никто не слышал о шейдерах и трехмерном звуке.

* * *

Если вы начинали играть с незабвенного ZX Spectrum и «двоек» в институтском вычислительном центре, то купить «Змеиное гнездо» — ваш священный долг. А молодому поколению диск поможет приобщиться к славной истории трехмерных шутеров на РС. В любом случае, такие качественные продукты, да еще и от отечественных компаний, достойны того, чтобы потратить на них жалкие 150 рублей.

Обратите ваше внимание на дату публикации этой статьи, чтобы не задавать лишних вопросов.