Светлая тема

Рецензия на игру Белое солнце пустыни

Утомленные солнцем

В последние годы мы стали приравнивать выражение «русский квест на основе» к ругательству: слишком много нечистокровных игр выдают отечественные компании. И если «Петькам», «Штырлицам», «Ржевским», заимствовавшим истории из анекдотов, сходило с рук их кривоватое исполнение, то убогие переносы классики русского кинематографа на PC не заслуживают пощады.

«Белое солнце пустыни» всплыло не без причины — фильму стукнуло 35 лет. Дата хоть и не круглая, но показательная, грех не воспользоваться. Тем более что кинолента в народе любима и почитаема: популярные реплики, задушевные песни, милые сердцу актеры… На столь благодатном фундаменте какая-нибудь Westwood враз сковала бы бюджетный шедевр.

Но не таков наш издатель! Заручившись поддержкой Анатолия Кузнецова и Спартака Мишулина (точнее, их голосами), он отдал проект на растерзание А. Ефремову, отметившемуся лишь двумя мультипликационными адаптациями да «Операцией „Х“». Вы верите в чудо?

Квесток — дело тонкое!

Чуда не произошло. Сюжет, наспех собранный из обрывков киноленты и собственных недалеких наработок, трещит по швам. Перерабатывая сценарий под свои нужды, автор столкнулся с проблемой: статус «советского боевика» говорил не в пользу интеллектуальной составляющей. Пришлось додумывать, и часть сцен осталась нетронутой, превратившись в пазлы вида «один или два мышеклика». Прочее содержимое было самовольно подправлено и дополнено, либо списано в утиль (так, упразднению подверглись знаменитые письма тов. Сухова).

А теперь представьте картину: обращается боец к библиотекарю, требуя жилье для себя и навязанного гарема, а старик в ответ: «Не пущу, пока не принесешь мне сокровища, cпрятанные в этих местах!». Как поступить? Правильно, взяться за варварское расхищение гробниц. А спустя полчаса красноармеец уже будет возиться с Myst-образной механической головоломкой.

Ближе к развязке «изобретательность» разработчика иссякла, поэтому концовка сведена к нескончаемой череде экшен-вставок. Без «сейвов». Стрельба из пулемета по клонированным Махмудам, истребление бандитов на баркасе, охота за убегающим Абдуллой… Нудная и искусственно растянутая последовательность действий ведет к двум различным финалам, первый из которых позаимствован из оригинала, а второй (невероятно бредовый) украшен небольшой задачкой, слизанной из Full Throttle…

Полную тишину нарушают звуки неспешных шагов да редкие возгласы персонажа (типа «Это не работает»). За всю игру мы несколько раз меняем личину: сначала примеряем башмаки Петрухи, затем вообще перевоплощаемся в Абдуллу. «Волшебство» сопровождается гробовым молчанием и длится всего пару минут. Самое же досадное: расхваливаемая возможность спасти друзей не вызывает ни радости, ни огорчения. Бездушная, сухая игра.

Махмуд, поджигай! Да не себя, дурень!

Графически «Белое солнце» безнадежно устарела: плоские, слабо детализированные пейзажи, еле шевелящиеся люди-роботы и пески, пески, пески… Напряженные моменты, вроде стычки у моря, порезаны на несимпатичные трехсекундные ролики.

К озвучке, повторюсь, были привлечены два актера, исполнители главных ролей (на манер «Возвращения Мориарти»). Итог — ничтожное количество фраз, по большей части крылатых, произносимых унылыми голосами. Герой Спартака Васильевича почти не востребован и появляется лишь в начале и в заключительном ролике (никакого вам «Стреляли…»). Так сказать, на правах рекламы.

Резюме

Тоскливая поделка, попытавшаяся урвать кусочек чужой славы. Г-ну Ефремову пора бы осознать, что адвенчуры он делать НЕ УМЕЕТ.